Упражнения на развитие дыхания для детей дошкольного возраста
«Ветер дует»
Цель: Дифференциация ротового и носового дыхания
Содержание: Выполнять стоя. Спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко,
(Руки поднять вверх, встать на носки, подуть.)
Я подую низко,
(Руки перед собой, присесть и подуть.)
Я подую далеко,
(Руки перед собой, наклониться вперед, подуть.)
Я подую близко.
(Руки положить на грудь и подуть на них.)
Снегопад
Цель: развитие целенаправленного плавного выдоха.
Содержание: Сделайте снежинку из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку, пусть он правильно сдует её:
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
А. Барто
Примечание: Можно поиграть в «Осенний листопад», где вместо снежинок из ваты будут бумажные листья.
Бабочка
Цель: развитие целенаправленного плавного выдоха
Содержание: Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с ребенком русскую народную поговорку:
Бабочка – коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки-
На березовой ветке!
Затем предложите ребенку плавно подуть на бабочку плавным выдохом, чтобы она «полетела».
Кораблик.
Цель: развитие целенаправленного плавного и длительного выдоха.
Содержание: Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните малышу, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Заканчивая игру, произнести вместе с ребенком:
Ветер, ветерок!
Натяни парусок!
Кораблик гони
До Волги – реки.
Пастушок дудит в рожок.
Цель: Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Материал: Рожок, дудочка.
Содержание: Предложить ребенку как можно громче подуть в рожок, дудочку, чтобы созвать всех коров. Педагог показывает, что необходимо вдохнуть через нос (рожок в носу) и резко выдохнуть в рожок. Побеждает тот, кто подует громче всех.
Куры
Цель: укрепление мышечного «корсета» позвоночника, формирование дыхательного акта (его глубины и ритма), развитие внимания, выдержки и формирование правильной осанки.
Ход: ребенок стоит, наклонившись, свободно свесив руки – «крылья» и опустив голову. Произносит «так – так – так», одновременно похлопывая себя по коленям, выдох, выпрямляется. Поднимает руки и плечи – вдох. Ведущий делает это движение вместе с ребенком 3 – 5 раз.
Живые предметы.
Цель: Развивать длительную направленную воздушную струю, а также силу выдоха.
Содержание: возьмите любой карандаш или деревянную катушку от использованных ниток от использованных ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность (например поверхность стола). Предложите ребенку плавно подуть на карандаш или катушку. «Оживший» предмет покатится по направлению воздушной струи.
Гуси
Цель: Развитие речевого дыхания.
Содержание: Руки на поясе, медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно: «Г – а – а – а».
Жук жужжит
Цель: Развитие речевого дыхания.
Содержание: Руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выполнять с одновременным вдохом носом. Выдыхая произнести: «Ж – ж – ж», опуская руки вниз.
Подуем на плечо
Цель: выработка темпа и ритма физиологического дыхания.
Содержание: Педагог читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие тексту действия.
Подуем на плечо,
(голова прямо – вдох, голова повёрнута направо – выдох)
Подуем на другое.
(голова прямо – вдох, голова повернута налево – выдох)
Нам солнце горячо
Пекло дневной порою.
(голова прямо – вдох, поднять голову вверх – выдох)
Подуем и на грудь мы
(голова прямо – вдох, опустить голову – выдох)
И грудь свою остудим.
Подуем мы на облака.
(голова прямо – вдох, поднять голову вверх – выдох)
И остановимся пока.
Запомнив текст песенки, дети могут петь её вместе со взрослым..
Дыхательное упражнение «Осенние листочки»
Шаловливый ветерок в лесочек залетел -
Ш-ш-ш!
Тихо-тихо веточкам он песенку запел:
Ш-ш-ш!
Сильный ветер в наш лесочек тоже прилетел -
Ш-ш-ш!
Громко
громко веточкам он песенку запел –
Ш-ш-ш!
Ветерки по очереди песни пели. То тихую, то громкую,
А после закружились….
И улетели.