«Словообразование имен существительных»
Упражнение 1: Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слов (см. образец оформления в ВПР):
Предыстория, пригород, читатель, храбрость, подорожник, подоконник, бронепоезд, музей-усадьба, вылет, военный (человек)
Упражнение 2: Из каждой пары слов образуйте сложные существительные; корни выделите, соединительные гласные подчеркните
(1) Общество, знать; (2) восемь, грань; (3) чай, пить; (4) кровь, обращаться; (5) конь, водить; (6) камень, тесать; (7) нефть, проводить; (8) человек, любить; (9) новый, строить.
Упражнение 3: Выпишите из предложений только сложные слова, распределяя их на 2 группы в зависимости от части речи; корни выделите, соединительные гласные подчеркните:
(1) В воспитании и жизни людей домашние животные играют едва заметную, но, несомненно, благотворную роль. (2) Кто из нас не помнит сильных, но великодушных псов, дармоедок-болонок, птиц, умиравших в неволе, тупоумных, но надменных индюков, кротких старух кошек, прощавших нам, когда мы ради забавы наступали им на хвосты и причиняли им мучительную боль? (3) Мне даже иногда кажется, что терпение, верность, всепрощение и искренность, какие присущи нашим домашним тварям, действуют на ум ребенка гораздо сильнее и положительнее, чем длинные нотации сухого и бледного Карла Карловича или же туманные разглагольствования гувернантки, старающейся рассказать ребятам, из чего состоит вода. (4) С малолетства я чувствовал в себе напор сил для борьбы за свое собственное имя. (5) Мне выпала доля родиться в усадьбе с двумя белыми каменными столбами вместо ворот, с прудом перед усадьбой и за прудом – уходящими в бесконечность черноземными полями. (6) Дома при огне охотники хотят полюбоваться драгоценной добычей. (7) На том месте, где была наша усадьба, теперь новая деревня построилась, и в старом саду – сенокос. (8) Бегали по дорожкам желторотые галчата. (9) Неизвестная страна не была сновидением. (10) Он вспомнил, что старушка, принимая бром, жаловалась на сердцебиение.
прилагательное | Существительное |
Упражнение 4: От данных глаголов образуйте однокоренные существительные со значением лица, производящего действие (полученные слова распределите на 2 группы в зависимости от суффикса; суффикс выделите):
(1) Читать, (2) заступаться, (3) истопить, (4) преследовать, (5) указать, (6) шутить, (7) наследовать, (8)
хранить, (9) собирать, (10) работать, (11) насмехаться, (12) жить, (13) преподавать, (14) предшествовать.
Упражнение 5: Распределите слова на 2 группы в зависимости от приставки: 1) на конце приставки пишется «з», 2) на конце приставки - «с» (в скобках указывайте номер слова).
Во…звание, (2) ра…сольник, (3) во…создание, (4) во…зрение, (5) бе…граничность, (6) ра…смотрение, (7) ни…вержение, (8) во…соединение, (9) бе…сердечие, (10) во…даяние.
Упражнение 6: выпишите только те сложные существительные, в которых есть суффиксы:
(1) Сталевар; (2) миноносец; (3) языковед; (4) пчеловод; (5) молотобоец; (6) законодатель; (7) углевоз; (8)растениеводство; (9) дровокол; (10) экскурсовод; (11) литературоведение; (12) углекоп; (13) судостроение; (14) водокачка; (15) птицелов; (16) огнемёт; (17) винторез; (18) каменоломня; (19) библиограф; (20) хронометр; (21) термоскоп; (22) сталелитейщик; (23) славянофил; (24) газобаллон; (25) рельсопрокатчик; (26) радиоузел; (27) Калининград; (28) светотень; (29) автосварщик; (30) лесотундра; (31) суходол.