Физкультминутки
Сказочная разминка
Гномик
Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.)
Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед – ищем пропажу.)
Колпачок был непростым со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.)
Гному кто точней подскажет (Прыжки на месте.)
Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте.)
Буратино
Буратино потянулся, раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.
Царь Горох
Давным – давно жил царь Горох.
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил – вертел и танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал и сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал, за солнышко хватался.
Шел король
Шел король по лесу, по лесу, нашел себе принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, еще разок попрыгаем, попрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, и ножками потопаем, потопаем.
Упражнения для кистей рук
Вверх ладошки
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
(Хлопки в ладоши вверху, по коленкам, по плечам, по бокам, за спиной.)
По коленкам – шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлепай!
Можешь хлопнуть за спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест – накрест руки сложим.
Где же наши ручки
Где же наши руки, где же наши руки? (Спрятали руки за спину.)
Где же наши руки, нету наших рук. (Повороты туловища вправо – влево.)
Вот, вот наши руки, вот наши руки ( Показываем.)
Пляшут, пляшут наши руки, пляшут наши руки.
Гости
Стала Маша гостей созывать: (Вращение кистей рук.)
И Иван приди, и Степан приди, и Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка – ну пожалуйста. (Поочередной массаж кончиков пальцев правой руки.)
Стала Маша гостей угощать: И Ивану блин, и Степану блин.
И Матвею блин, И Сергею блин, а Никитушке – мятный пряничек.
(Поочередной массаж кончиков пальцев левой руки.)
Две сестрички
Две сестрички, две руки, (Встряхивание кистями рук.)
Рубят, строят, роют, ( Изображаем.)
Рвут на грядках сорняки и друг дружку моют.
Месят тесто две руки – левая и правая,
Воду моря и реки загребают, плавая.
Скрут
Кто живет под потолком? (Руки в стороны.)
- Гном. (Руки колпачком над головой.)
У него есть борода? (Руки в стороны.)
- Да. ( Кисти рук у подбородка.)
И манишка и жилет? (Руки в стороны.)
- Нет… (Руки к груди.)
Как встает он по утрам? (Руки вытянуть вверх.)
- Сам. (Руки « в боки.» )
Кто с ним утром кофе пьет? (Руки в стороны.)
- Кот. (Пальчики- « усики».)
И давно он там живет? (Руки в стороны.)
- Год. (Указательный пальчик вверх.)
Кто с ним бегает вдоль крыш? (Руки в стороны.)
- Мышь. ( Ладошки – « ушки».)
Ну а как его зовут? (Руки в стороны.) - Скрут!
Гимнастика
(Руки – на столе перед грудью согнуты в локтях.)
Наши пальчики проснулись.
(Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены.)
С добрым утром! ( Пальцы рук переплести - рукопожатие.)
Потянулись! Потянулись! Потянулись! (Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться.)
Стали дружно умываться. ( Ладошки трут.)
Полотенцем вытираться. (Скользящие движения)
Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем. ( Массаж всех.)
Дружно делаем зарядку! (Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед, назад. ) ( Пальцы расслаблены, взмахи кистями.)
Пришли в школу ( руки на парте согнуты в локтях.)
И уселись за тетрадку. (Показать готовность к уроку.)
Здравствуй, пальчик
Проговаривая каждую строчку, дети массируют пальчик той руки, которой пишут, загибая его в кулачок.
Пальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Этот пальчик в лес пошел.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал.
Этот пальчик сам все съел,
Оттого и потолстел.
Семья
Пальцы обеих рук сжаты в кулак. Локти стоят на столе. Начиная с мизинца, дети одновременно раскрывают оба кулачка, поднимая по одному пальцу.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – папа.
Этот пальчик – мама.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
Замок
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Постучали, покрутили, потянули, и открыли.
Пальцы рук сцеплены в «замок»; руки от запястий до локтя прижаты друг к другу, локти разводим параллельно друг другу, пальцы не расцепляем, «стучим» запястьями, локти не разводим в стороны; соединяем локти, крутим сцепленными в «замок» кистями рук; локти разводим в стороны и тянем руки, пальцы не расцепляем; расцепляем пальцы, руки разводим в стороны.
Наш класс
Дружат в нашем классе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
1-2-3-4-5-Начинай считать опять.
1-2-3-4-5-Мы закончили считать.
Дети сцепляют и расцепляют пальцы рук в «замок». Касаются пальцами одной руки пальцев другой руки, начиная с больших пальцев. Стряхивающие движения обеими руками. Касаются пальцами одной руки пальцев другой руки, начиная с мизинцев. Стряхивающие движения рук.
Предупреждение утомляемости глаз
Гимнастика для глаз
1. Пальминг.
Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца – на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.
2. Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
3. Рисование носом.
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент.
4. Раскрашивание.
Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, потом синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.
Упражнения для глаз.
1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. ( Повторите 5 раз.)
2.Вытяните вперед руку, следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. ( Повторите 5 раз.)
3.Посмотреть в окно вдаль 1 минуту.
4. Движения зрачков влево - вправо, вверх - вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.
5. Слегка поглаживаем себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз (эти упражнения приносят успокоение, засыпание).
6. Сесть напротив стены на расстоянии 2-5 метров. Наметить на стене 2 точки, одна под другой, на расстоянии 50 см. Перевести взор с точки на точку (самоуправление засыпанием).
7. Созерцание точки с расстояния 5 метров в течение 10-20 секунд - один из йоговских приёмов отдыха.
8. Сведём взор внутрь кверху, веки автоматически начнут опускаться. Теперь взор сам вернётся в первоначальное положение. Несколько таких упражнений - появятся лёгкое головокружение и сонливость.
Упражнение с помощью плаката-схемы зрительно-двигательных траекторий
Для периодической активизации чувства общей, в том числе и зрительной, координации используют схему зрительно-двигательных траекторий, которую рисуют в максимально возможную величину на одной из боковых стен или на потолке. На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вверх-вниз, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по восьмёрке.
Упражнение выполнять только стоя.
Игра «Волшебная точка»
Содержание: ученики сидят произвольно. Учитель обращается к детям: «Подвигайте пальчиками ног... поиграйте пальчиками рук... пошевелите ушками... а теперь носиком, глазками... Теперь у нас нет ничего, что ещё хотело бы двигаться. Сидим, смотрим, слушаем.
Наша волшебная точка может выполнять команды.
Задание:
1. Глазками передвигаем точку по таблице из одного окошка в другое согласно командам: вверх, вправо, вниз, влево. Где, в каком окошке наша точка?
2. Закрыли глаза и мысленно двигаемся с точкой.
3. Управляем точкой молча. (Направление учитель показывает указкой. Ученики соотносят жест учителя с местонахождением точки.)
Релаксационные упражнения для мимики лица
1. Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в течение одной минуты.
2. Нахмуриться (сердитесь) - расслабить брови.
3. Расширить глаза (страх, ужас) - расслабить веки (лень, хочется подремать).
4. Расширить ноздри (вдыхаем - запах; выдыхаем страстно) -расслабление.
5. Зажмуриться (ужас, конец света) - расслабить веки (ложная тревога).
6. Сузить глаза (китаец задумался) - расслабиться.
7. Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) - расслабиться.
8. Оскалить зубы - расслабить щёки и рот.
9. Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) - расслабление.
Народные игры в организации проведения динамических пауз
« У медведя во бору».
Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами и напевают песенку:
У медведя во бору грибы, ягоды беру!
Медведь постыл на печи застыл!
Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого – то поймать. Пойманный становится медведем.
Правила игры. Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения могут не сразу бежать, а подразнить его песней
«Филин и пташки».
Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они могут подражать. Например, голубь, гусь, утка, ворона, петух и др.
Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.
На сигнал « Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого – то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином
Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышенности. Птицы летят в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.
«Горелки».
Играющие встают парами друг за другом. Впереди на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Стой подоле, гляди на поле.
Едут там трубачи да едят калачи.
Погляди на небо: звезды горят,
Журавли кричат: - Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!
После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, они встают впереди первой пары, а горелка вновь водит.
Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.
«Кот и мыши».
Играющие (не более 5 пар) встают в два ряда, лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход – нору. В одном ряду стоят коты, в другом – мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают вряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.
Правила игры. Коту нельзя забегать в нору, Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.
« Зарница».
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:
Заря – зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые, за водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.
« Блуждающий мяч».
Все играющие, кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает вне круга и старается дотронуться до мяча рукой. Если ему это удается, он идет на место того игрока которого находился мяч, а играющий выходит за круг. Игра повторяется.
Правила игры. Передавая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя мяч передавать через одного, можно только рядом стоящему игроку. Водящему запрещается заходить вкруг. Мяч можно передавать в любую сторону. Передача мяча начинается с того игрока, за которым стоит водящий перед началом игры.
Играющий уронивший мяч, становится водящим.
«Юрта».
В игре участвуют четыре группы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором висит платок. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами:
Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок.
Поиграем и попляшем, и помчимся на лужок.
На мелодию без слов играющие переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой виде шатра ( крыши), получается юрта.
Правила игры. С окончанием музыки надо быстро прибежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа, первой построившая юрту.
Упражнения для профилактики нарушения осанки
1. « Гора».
- Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половина горы говорит: « Сила во мне», и тянется вверх. Другая говорит: « Нет, сила во мне» и тоже тянется вверх. « Нет», - решили они, мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно - сильно. Медленно опустите руки улыбнитесь.
2.«Держи осанку».
Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены. Заведите руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти поднимите, спину выпрямите. Грудную клетку максимально разверните, плечи отведите назад. Дыхание спокойное (20 – 30 сек.) Медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти.
3.« Деревце».
Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как деревце, наливается силой, бодростью, здоровьем.
( Выполняется 15 – 20 сек.) Опустите руки и расслабьтесь.
4. Растяжение тела(позвоночника):
Потянуться вверх – 8 раз.
Вытянуться вперед – 8 раз.
Наклониться – 8 раз.
Потянуться вверх – 8 раз.
5. « Упражнения животных».
« Жираф» - голова вверх – вниз, круговые движения вправо – влево.
« Осьминог» - круговые движения плечами назад вперед, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди.)
« Птица» - руки поднять, опустить (как крылья), круговые движения назад вперед.
« Обезьяна» - наклон вперед, круговые движения туловищем вправо – влево.
« Лошадь» - поднятие ног по очереди, сгибая в коленях.
« Аист» - подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, затем левой ( по полу.)
«Кошка» - потягивание всем телом, поднять вытянутую правую руку, а затем – левую.
6. Упражнения с речитативом:
Начинаем подготовку! Выходи на тренировку!
В путь пойдем мы спозаранку, не забудем про осанку.
Мы проверили осанку и свели лопатки.
Мы походим на носках, мы идем на пятках.
Все в затылок подравнялись, на носочки приподнялись.
Высоко подняв колени, все шагают, как олени. (Высоко поднимать колени.)
Быстро шагай, смотри, не зевай, раз, два, три. Стой!
Руки в стороны, согнули, вверх подняли, помахали, спрятали за спину их.
Посмотрели через левое плечо, через правое еще.
Дружно все присели пяточки задели
7. «Поза скручивания»
Сесть на стул боком. Ноги вместе, бедро прижать к спинке. Правой рукой следует держаться за правую сторону спинки стула, левой - за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставаться в таком положении 5-10 сек. Выполнить то же самое, но в другую сторону.
Физкультпаузы во время выполнения домашних заданий
Решающим фактором в общем режиме дня детей имеет правильная организация работы по выполнению домашних заданий.
Первый перерыв в выполнении домашних заданий делают через 20 мин., его длительность 7-8 мин. Последующие физкультпаузы продолжительностью 10 мин. Проводятся через каждые 15-20 мин.
Физкультпаузу лучше проводить в другой, предварительно хорошо проветренной комнате, с температурой воздуха 17-19 °С.
Упражнения выполняются в небольшом объёме, легко и свободно - до первых признаков утомления.
Правильно проведённая физкультпауза активизирует кровообращение, улучшает обмен веществ и увеличивает доступ кислорода ко всем системам организма
Комплекс № 1
1) И. п. - сидя за партой (столом), руки за голову. 1-2 - руки вверх, потянуться; 3—4 - и. п.
2) И. п. - сидя за партой, ноги на ширину плеч, руки на пояс. 1-2 - наклон вправо; 3—4 - и. п. То же влево.
3) И. п. - сидя за партой. 1-2 - встать, выпрямиться; 3-4 - и. п.
4) И. п. - сидя за партой. 1-2 - встать, руки к плечам; 1-2 -руки вверх; 3-4 - и. п.
Комплекс № 2
1) И. п. - сидя за партой, руки на парту ладонями вниз. 1-4 -поочерёдное движение вперёд то левой, то правой руки с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.
2) И. п. - основная стойка у парты, руки к плечам. 1-4 - одновременные круговые движения вперёд; 5-8 - назад; пауза. Повторить 3 раза.
3) И. п. - сидя за партой, руки за голову, пальцы «в замок». 1-2 - руки вверх ладонями вверх; 3-4 - и. п. Темп средний.
4) И. п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 - поворот вправо, руки в стороны;
2 - И. п. То же влево.
Комплекс № 3
1) И. п. - сидя за партой, руки на голову, пальцы сцеплены. Поднять руки вверх ладонями вверх (пальцы сцеплены), прогнуться, посмотреть на руки; вернуться в и. п.
2) И. п. - сидя за партой, руки на коленях, пальцы сжаты в кулак. Встать, руки вперёд, пальцы разжать, вернуться в и. п.
3) И. п. - руки на сиденье парты. Прогнуться назад, вернуться в и. п.