Упражнения для развития навыка чтения.
Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость правильность и выразительность. Для развития этих качеств, в своей практической работе использую специальные упражнения, которые делают урок интересным и эмоциональным. Упражнения для развития навыка чтения разделены на 4 группы:
-для развития сознательного чтения;
-для формирования правильного чтения;
- для развития беглости чтения;
- для развития выразительности чтения.
Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения
Логические упражнения.
1.Что общего в словах и чем они различаются?
2.Назови одним словом.
3.Какое слово лишнее и почему?
4.Чем похожи следующие слова?
5.Путем перестановки букв составь слово.
7.Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
8.Составь новое слово, взяв последний слог.
9.Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвертое слово.
10.Раздели слова на группы.
11. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
12. Какая буква, слог, слово- лишние.
Работа с деформиро¬ванными текстами; неоконченными рассказами.
1.Составь текст (перестановка предло¬жений).
Тексты подбираются к теме урока.
2.Составь предложения (3-4) к теме урока.
3.Закончи рассказ.
Работа с текстом (учебник).
1.Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске.
2.Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос. (Вопросы написаны на доске.)
3.Задай вопросы по тексту или по части текста.
4.Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.
5.Работа над заголовком.
Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом.
Выбери заголовок для текса из предложенных.
Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.
Подбери к заглавию часть текста.
Озаглавь части.
6.Выборочное чтение.
7.Пересказ по вопросам и без них.
8.Составление плана текста.
II. Упражнения для формирования правильности чтения
Упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.
1.Назови картинки — 5 предметов (далее больше).
Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть, сосчитать до трех, закрыть. Перечислить все предметы. Найти, что изменилось, и т.д.
2.Опиши предмет (показать и убрать).
3.Опиши движущийся предмет (взять в руку — поднять и опустить).
4.Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных чем-то по звучанию).
5.Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, текста).
6.Придумай названия продуктов на данный звук, из которых можно приготовить обед.
7.Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.
8.Выбери из всех слогов — слоги-слияния, слоги со стечением согласных, закрытые слоги.
9.Покажи 5-6 предметов. Выбери названия предмета, в котором один слог, два слога и т.д.
10.Выбери слова, в которых два слога (один, три и т.д.). Произнеси 8-10 слов.
11.Выбери предмет, в названии которого ударение падает на 1-й слог (2-й, 3й и т. д.)
13.Перескажи ранее прочитанные тексты без предупреждения.
14.«Фотоглаз».
15.Повтори скороговорку, предложение, текст.
16.Заучивание четверостиший.
III. Упражнения для развития беглости чтения
упражнения для расширения поля зрения:
1.Работа по созерцанию зеленой точки.
2.Работа по таблицам Шульте.
3.Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово.
упражнения для активизации органов речи:
1. Артикуляционная гимнастика:
а) гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги;
б) слова, трудные для произношения.
2.Скороговорки.
Различные виды чтения:
а) чтение шепотом, затем громко, затем про себя;
б) хоровое чтение;
в) чтение в парах;
г) чтение одновременно с ведущим;
д)чтение с убыстрением темпа;
е) чтение с переходом на незнакомый текст;
ж) чтение в темпе скороговорки;
з) чтение-«спринт»;
и) жужжащее чтение;
к) скачкообразное чтение «Кенгуру» .
IV. Упражнения для развития выразительности чтения
1.Чтение слова с разными оттенками интонации.
2.Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.
3.Упражнения для дыхания.
4.Упражнения для развития голоса.
5.Упражнения для дикции.
6.Чтение небольших стихов
7.Прочитать, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста.
8.Чтение по ролям, в лицах.
9.Использование «памятки»:
а) представь себе то, о чем читаешь; подумай, какое чувство можешь передать при чтении;
б) читай четко слова и окончания;
в) выделяй голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.