СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников. (Советы родителям)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепляя навыки усвоения лексико-грамматического строя речи, предлагаем родителям использовать время в пути от дошкольного учреждения до дома

Просмотр содержимого документа
«Упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников. (Советы родителям)»

(Советы родителям)

Закрепляя навыки усвоения лексико-грамматического строя речи, предлагаем родителям использовать время в пути от дошкольного учреждения до дома

( как правило оно составляет 10-15 мин.).

Варианты игр для коррекционной работы:

- «Назови одним словом». Родитель называет предметы одной группы, ребенок должен назвать обобщающее понятие ( яблоко, груша, апельсин – что это? И наоборот, назови овощи).

- «Живое-неживое» — Кто это? Что это? ( Ребенок задает вопрос к увиденным предметам). - «Он, она, оно» — ( Ребенок определяет родовую принадлежность увиденных предметов ( без обозначения понятия рода). «Дорога – она, моя; дом – он, мой, машина – она, моя и т.п.»).

- « Один-много» -ед. и мн. число имен существительных — Ребенок называет предметы ( или родитель называет предмет в ед.числе, а ребенок во множественном, и наоборот) : дом-дома, куртка-куртки и т.п..

- «Чего нет?» – родительный падеж имен существительных единственного и множественного числа ( сначала отрабатывается ед.число, затем мн.) — Ребенок о каждом увиденном предмете говорит « Нет варежки, нет дома ит.д.». Аналогично отрабатывается и мн. число им. существительных. Или родитель спрашивает: что и из чего сделано. Из чего сделан стол, ваза? ( из дерева, из стекла).

- «Что я вижу?» — Винительный падеж имен существительных ед. и мн. числа. « Я вижу дом, я вижу дерево, я вижу машины, я вижу деревья». - «Что кому нужно». Например, взрослый спрашивает ребенка: -Кому нужны фартук, колпак, кастрюля, половник, нож? (повару). - Творительный падеж им. существительных. Родители задают ребенку вопросы, а он отвечает. «Чем мы рисуем?» « Красками, карандашом», « Чем мы едим?» «Ложкой, вилкой» и т.д.. - «Давай похвастаемся». Взроспый говорит: У меня есть карандащ. Ребенок отвечает: -А у меня много каркндашей. - Предложный падеж им. существительных. Где живет белка ( лиса, собака, птица, муравей)? В норе, в конуре, в гнезде, в муравейнике. –

«Большой-маленький» — уменьшительно-ласкательные формы им.существительных. Родители называют предмет, ребенок образовывает уменьшительно-ласкательную форму. ( дом-домик, дорога-дорожка, дерево-деревце и т.д.).

- Образование им. прилагательных. Родитель: « Сок из яблок – это какой сок?» Ребенок: «Яблочный.» ( каша из гречки – гречневая, варенье из абрикосов – абрикосовое и т.д.). –

«Кто у кого». Взрослый называет животное (птицу), ребенок называет детеныша. ( У зайца – зайчонок). И наоборот: утенок у (утки).

- «Давай посчитаем» — Согласование им. числительных с им. существительными.. ( Один дом, два дома, три дома, четыре дома, пять домов, шесть домов; одна машина, две машины… пять машин, шесть машин и т.д.).

- Глагольные формы. ( Называть каждое действие). Родитель задает ребенку вопросы: что ты делаешь? что ты сделал? ( «Я одеваюсь. Я оделся. Мы идем по коридору. Мы вышли из детского сада. Мы подошли к магазину. Мы вошли в магазин.» И т.д.).

- Образование относительных и притяжательных им. прилагательных. ( Какого цвета машина? Какого цвета куртка? Если ты носишь эту куртку зимой, то она какая? ( Зимняя, теплая). Как будет называться ветка березы ( лист березы)? Она (он) какая ( какой)? ( Березовая, березовый). Хвост зайца – чей хвост? Заячий.

- Порядковые числительные. ( Какой этаж? Посчитаем дни недели: первый день – понедельник, второй – вторник, третий — среда и т.д., месяцы года). - «Какие признаки имеет предмет». Груша какая? ( желтая, сладкая,сочная).

- «Что может быть таким». Родитель перечисляет признаки, ребенок определяет предметы. ( Что может быть сочным? Яблоко, груша, арбуз. - «Что для чего». Родитель спрашивает, для чего нужна сахарница ( хлебница, конфетница, кофейник, очешник и т.п.), ребенок объясняет.

- «Как использовать предмет?» ( Что можно делать карандашом? Рисовать, писать, раскрашивать. Что делают ножом? (Режут). Что делают веником? Подметают. И т.п.). –

«Скажи наоборот». Родитель называет слово, а ребенок называет слово с противоположным значением ( используются разные части речи): большой- маленький, приехать-уехать, грустно-весело и т.п..

- «Назови по-другому». Взрослый называет слово, ребенок – слово, близкое по значению, ( веселый – радостный, расстроенный – грустный, товарищ – друг.

- «Предлоги». Складываем вещи : куртку повесили в шкафчик, ботинки поставили под шкафчик, шапку положили на полку. Одеваемся: куртку достали из шкафчика, ботинки – из-под шкафчика, шапку – с полки.



Источник: http://logoportal.ru/statya-15482/.html

































МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «АЛЫЕ ПАРУСА»













Упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников.

(Советы родителям)









Подготовила учитель-логопед Брындина Н.П.





Сеченово 2017г.