Досуговое объединение « Ура - Лето!!!»педагог
дополнительного образования Степанчук О.А.
Актуализация проблемы
Летние каникулы – время отдыха, самая лучшая и незабываемая пора для развития творчества и совершенствования возможностей ребёнка, вовлечение детей в новые социальные связи, удовлетворение индивидуальных интересов и потребностей. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. В то же время встаёт вопрос о том, как отвлечь ребенка от влияния улицы летом.
Обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков. Лето - это активная пора социализации ребенка, развития его способностей, продолжения образования.
С учетом требований к летнему отдыху школьников и на основании всех необходимых документов была разработана программа по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков « Ура - Лето!!!»
Программа « Ура - Лето!!!»
- это, прежде всего, стремление решить проблему занятости детей во время летних школьных каникул,
- это возможность организовать для детей полноценный, интересный отдых;
- это совместный поиск новых моделей содержания деятельности временных детских коллективов.
Данная программа помогает ребенку укрепить свое здоровье, развить физические силы, обогатиться знаниями и новыми впечатлениями, формировать активность, обучиться разнообразным умениям и навыкам.
Цели и задачи досугового объединения
Цель: Создание благоприятных оздоровительно-образовательных условий для развития творческой, социально активной личности, способной успешно адаптироваться к меняющимся социальным условиям; осуществление комплексного подхода к организации летнего отдыха. Задачи:
1.Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей, формированию у них устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни, путем включения в различные физкультурно-оздоровительные и профилактические мероприятия смены;
2.Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, способствующую раскрытию, развитию и реализации интеллектуального, физического, творческого потенциала участников смены через сплочение временного детского коллектива и включение в творческие мероприятия смены;
3.Способствовать адаптации участников к социальным условиям через формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств личности: адекватной самооценки, коммуникативных и организаторских качеств, рефлексии, самостоятельности, ответственности и социально полезной деятельности;
Тематический план
Тема | Количество часов |
Тема I. Знакомство | 4 |
Тема II. День семьи | 4 |
Тема III. День Нептуна | 12 |
Тема IV. День театра | 8 |
Тема V Неделя Спорта | 18 |
Тема VI. День самоуправления | 8 |
Тема VII. День юмора | 10 |
Тема VIII. Экскурсии в лес | 6 |
Тема VIIII. Экскурсии на реку Фарс | 18 |
Тема X. Экскурсии на луг | 18 |
Тема XI.Русские народные и подвижные игры | 32 |
Тема XII. Интеллектуальные игры | 12 |
Итого: | 150 |
Содержание:
Тема I. Знакомство.
Упражнение «Снежный ком с ассоциациями»
Цель: Знакомство участников
Упражнение «Человек к человеку»
«Цып-цап»
Упражнение «Барьер».
Упражнение «Имя с эмоциями»
Упражнение «Трам-пам-пам»
Упражнение «Представь соседа» Цель: Получение знаний о тех, с кем мало знаком.
Упражнение «Замотало-размотало» Цель: Снятие зажимов, путем установления телесного контакта.
Обсуждение занятия
Все участники по кругу делятся эмоциями и впечатлениями по поводу пройденного занятия.
Тема II. День семьи
Цель: гармонизация детско-родительских отношений с помощью проведения совместных мероприятий.
Задачи: Развить семейное творчество и сотрудничество семьи, гордость за свою семью;
Формировать у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
Воспитать у учащихся чувства любви и уважения к родителям;
Познакомить с историей происхождения праздника День семьи, любви и верности.
Все начинается с семьи,
Призывный крик ребенка в колыбели,
И мудрой старости докучливые стрелы,
Все начинается с Семьи!
Всероссийский праздник впервые прошёл 8 июля 2008 года. Его организатором стал Фонд социально-культурных инициатив, возглавляемый Светланой Медведевой, супругой третьего президента России Дмитрия Медведева. Другое название праздника -День Петра и Февронии. Несмотря на то, что праздник достаточно молодой, он имеет большую историю. Князь Пётр в летописных источниках не упоминается. Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям Муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой. Князь Давид правил в Муроме с 1205-го по 1228 год и принял постриг с именем Петра, о его супруге практически ничего не известно. Святые канонизированы Русской православной церковью в 1547 году.
Конкурс «Семейная азбука»
Конкурс «Семейный ужин»
Мы поиграем.
Конкурс: «Доскажи пословицу о семье»
Конкурс рисунков - моя семья.
Изготовление ромашки.
Игры пожеланию детей.
Тема III. День Нептуна
Цель: Организация досуга детей
А кто знает историю этого праздника Дня Нептуна?
ответы детей
Она началась в те далекие времена, когда люди только начали бороздить водные просторы. И когда пересекали линию экватора, парусные суда древних мореплавателей зачастую попадали в полосу безветрия.
Моряки вынуждены были дрейфовать неделями. Они даже иногда погибали от недостатка пищи и питьевой воды.
Как раз для того, чтобы великий морской владыка явил свою благосклонность и расположение к отважным мореплавателям, было придумано это празднество, на котором Нептун всячески восхвалялся и превозносился.
Теперь отмечание праздника перешло в забавное посвящение для новичков, которые пересекают экватор в первый раз. Традиция эта существует, и по сей день, на разных флотах она проходит с небольшими отличиями, но везде присутствуют обязательные атрибуты празднования.
«Морские загадки»
«Нарисуй водой» -
«Перетягивание каната»
«Невод»
«Морская фигура, замри»
«Водяной»
«Обойди рифы".
“Переход болота”
Тема IV. День театра
Цели и задачи:
развитие способностей обучающихся в совместной творческой деятельности;
выявление наиболее одаренных, талантливых детей;
развитие коммуникативных навыков.
Чтобы стать настоящим артистом нужно уметь многое делать: владеть мимикой, жестами, четко, ясно произносить текст, пластично двигаться.
Итак, мы предлагаем вам на время стать артистами. Вставайте в круг и внимательно следите за тем, что я буду говорить, и выполняйте вместе со мной.
Конкурс «Актёрское мастерство».
Произнеси фразу с радостью
Вот занавес уж опустился,
А это – в мир театра дверь,
И вот сей вход уже закрылся,
Но мы еще сюда вернемся, ты поверь!
Тема V Неделя Спорта
Цель: занятие досуга, приобщение к здоровому образу жизни, умение работать в команде.
Весёлые спортивные конкурсы.
« Парные гонки.»
«Парные скакалки»
«Передай мяч».
« Переправа»
«Змейка»
«Баскетболисты»
«Раки».
«Викторина о спорте» Разнообразные подвижные игры.
Тема VI. День самоуправления
Цель проведения дня самоуправления: выявить организаторские способности детей и умение их самостоятельно принимать решения.
Тема VII. День юмора
Цель: создание положительной эмоциональной атмосферы смеха у детей.
Задачи: развитие коммуникативных навыков, доброжелательного отношения друг к другу.
Дети исполняют частушки :
Конкурс «Мумия»
Конкурс «Присядь-ка!»
«Накорми соседа»
Поиграем
«Попробуй, удержи!»
«Передай снаряды»
«Эстафета Мальвины».
Игры пожеланию детей.
Тема VIII. Экскурсии в лес.
Знакомство ребят с родными местами. Формирование бережного отношения к природе. Знакомство с правилами поведения в лесу.
Знакомство детей с растительностью леса: лекарственные травы; ядовитые растения; естественный лес; насажанный лес. Знакомство с животными и птицами, обитающими в нашем районе. Обучение лесному ориентированию.
Сбор природного материала: сухие веточки, коряги и т.д. для конкурса «Лесная поделка».
Проведение бесед на темы: «Лес – наше богатство», «Охрана природы – дело каждого», «Можно ли выжить в лесу без запасов еды и воды». Расчистка леса от мусора.
Игра «Робинзоны в лесу» – строительство шалашей из растительного материала, поиски ручья. Игры пожеланию детей.
Тема VIIII. Экскурсии на реку Фарс
Беседа с детьми по оказанию первой помощи пострадавшему на воде. Формирование навыков бережного отношения к природе. Значение воды в жизни человека.
Знакомство ребят с обитателями наших водоемов. Продолжить работу по экологическому воспитанию.
Конкурс рисунков на тему: «Берегите природу!».
Конкурс на лучший костюм Нептуна и Русалки с использованием прибрежных растений. Строительство замков из песка.
Конкурс на лучшую поделку из глины. Знакомство с лечебными свойствами глины. Игры пожеланию детей.
Тема X. Экскурсии на луг.
Знакомство ребят с родными местами. Формирование бережного отношения к природе.
Знакомство детей с лекарственными травами нашего края.
Знакомство детей с ядовитыми растениями луга – проведение беседы об осторожном обращении с этими растениями.
Сбор трав для конкурса «Лучший букет».
Продолжить работу по экологическому и патриотическому воспитанию. Сбор трав для конкурса «Лучший букет».
Тема XI. Русские народные и подвижные игры
Знакомство детей с русскими народными играми с целью: формирования чувства патриотизма и привития интереса и любви к родной культуре.
Русские народные игры и их правила
«Бирюльки»
«Золотые ворота»
«Поймай рыбку»
«Горячее место»
«Слон»
«Краски»
«Гуси-лебеди»
«Репа»
Название этой игры произошло от старинной русской сказки «Репка», поэтому ее смысл несколько похож на это произведение. Она прекрасно подходит для развития реакции и координации движений.
«Салки»
«Удар по веревке»
«Казаки-разбойники»
«Тише едешь»
Эта шумная и веселая игра требует не только сноровки, но и находчивости.
Медвежонок
Это подвижная и веселая игра медвежонком.
Горелки
Эта игра была очень популярной в старину.
Использование русских народных пословиц, поговорок, считалок.
Тема XII. Интеллектуальные игры
Проведение игр, направленных на интеллектуальное развитие детей
Цель:
Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим, речевым содержанием.
доставить детям радость и удовольствие от игры развивающей направленности.
«Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Угадай-ка», «Звездный час». Составление и разгадывание ребусов и кроссвордов. Формирование мыслительных способностей.
Игры пожеланию детей.
РАЗМИНКА. КОНКУРС ВОПРОСОВ.
2.КОНКУРС «ПРАВИЛЬНО ИЛИ НЕТ»
3.КОНКУРС РЕШАЕМ ЗАДАЧИ.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
4. КОНКУРС - ЭСТАФЕТА С ТЕНИСНЫМ МЯЧИКОМ И ЛОЖКОЙ.
5.КОНКУРС «НАЙДИ СОСЕДА».
6. КОНКУРС - Нарисуй путь движения инопланетянина.
Кроме запланированных игр и викторин будут учитываться пожелания детей, а также поиск новых интересных конкурсов и подвижных игр.
Прогнозируемый результат
В ходе реализации программы планируется преодоление негативных тенденций в поведении ребят методами повышения самооценки ребенка, создания ситуаций успеха, а так же воспитание гражданина посредством целенаправленных бесед на нравственную, патриотическую и экологическую темы.
На этапе «освоения» нравственных норм в воспитательной работе с ребятами. Будут проводиться беседы, экскурсии, встречи, чтения книг. Декламированные пословиц, поговорок, стихотворений; праздники, концерты и т.д.
На этих мероприятиях, которые носят явно воспитательный характер, ребята пополняют свои знания о нравственных нормах.
Воспитательный аспект программы предполагает такую организацию коллектива и личности, когда каждый ребенок проявляет активность, инициативу, творчество, стремится к самовыражению.
Литература
Праздник в семейном кругу/ сост. Сприник Е.Э – М., 2004
Носов А.М. Лекарственные растения. – М., 2003
Куценко Т.А., Медянова Т.Ю. 365 веселых игр для дошколят. – Ростов /Д, 2003
Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1988
Геллер Е.
М. Игры на переменах для школьников 4 – 6 –х классов. – М., 1985
Интернет ресурсы.
Ура - Лето!!!

педагог Степанчук О.А
педагог Степанчук О.А.