СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уравнение. Решение уравнений методом подбора

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке обучающиеся получают представление об уравнении, как о равенсте, содержащем переменную. Учатся решать уравнения, выполнять проверку.

Просмотр содержимого документа
«Уравнение. Решение уравнений методом подбора»

МБОУ «Лицей № 1 им. академика Б.Н. Петрова» города Смоленска, Сергеева О.Г., учитель начальных классов

Конспект урока математики во 2 классе

Учитель: Сергеева Ольга Геннадьевна

Тема урока: Уравнение. Решение уравнений методом подбора Цели:

  • дать представление об уравнении как о равенстве, содержащем переменную; формировать умение решать уравнения, подбирая значение неизвестного (метод подбора), выполнять проверку; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; -развивать математическую речь, логическое мышление, навыки самооценки и самоконтроля;

  • воспитывать интерес к математике, внимание, стремление узнавать “новое”. Планируемые образовательные результаты:

  • Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; формирование навыков сотрудничества со сверстниками, с учителем;

  • Предметные: знать, что такое уравнение, что значит «решить уравнение»; что такое равенство; различные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; уметь: находить корень уравнения подбором; решать задачи изученных видов; выявлять закономерности.

Метапредметные УУД

  • Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.

  • Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своѐ действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок; высказывать своѐ предположение.

Методы: проблемная ситуация, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический, самостоятельная работа Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Технологии: технология деятельностного метода, технология развития критического мышления, ИКТ, здоровье-сберегающая технология

Приѐмы: корзина идей, лесенка успеха, математическая копилка, ѐлка знаний, математический диктант, блиц-опрос

Средства обучения: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, карточки для заданий, корзина идей, лесенка успеха, математическая копилка, ѐлка знаний.

Этапы урока

  1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

  2. Актуализация опорных знаний

    1. Математический диктант (6 мин)

    2. Блиц-опрос (2 мин)

  3. «Открытие» нового знания

    1. Выявление места и причины затруднения (2 мин)

    2. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (2 мин)

    3. Реализация построенного проекта (3 мин)

  4. Физкультминутка (2 мин)

  5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (7 мин)

  6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (8 мин)

  7. Физкультминутка (2 мин)

  8. Включение в систему знаний и повторений (2 мин) IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин)


п/п

Этапы урока, цели

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Технологии, методы, приѐмы, формы

I

Мотивация к учебной деятельности Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

(хочу)

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Мы сегодня не одни, Гости на урок пришли.

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей! Подтянитесь, улыбнитесь, И тихонько все садитесь. Будем мы считать, трудиться, Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы – ученики.

Девиз нашего урока:

Учись, смекай, активным будь!

И к знаниям откроешь путь!

  • Как вы его понимаете?

  • Кто хочет узнать новое?

Мотивация учения, формулирование познавательной цели

технология деятельностного метода; метод словесный; фронтальная форма

II

Актуализация опорных знаний Цель: актуализация изученных способов действия, достаточных для построения нового знания, их обобщение

  • Сегодня на уроке познакомимся с новым понятием математики. А каким узнаем чуть позже. На каждом этапе урока вы будете оценивать себя, а оценки выставлять в математическую копилку. Каждый получит оценку за урок.

  • Для изучения новой темы, что нам нужно?

  • Откройте тетради и запишите число и классная работа.

1. Гимнастика для ума. Считаем устно. Записываем только ответы. Три человека работают на индивидуальных досках.

9 10 12 15 19 24 30 37 45 54

  1. К какому числу надо прибавить 5, чтобы получилось 14?

  2. Какое число надо прибавить к 7, чтобы получилось 17?

  3. Какое число надо вычесть из 20, чтобы получилось 8?

  4. Из какого числа надо вычесть 8,чтобы получить 7?

  5. Первое слагаемое – 7, второе слагаемое – 12. Чему равна сумма?

- Повторить то, что будет необходимо.

технология деятельностного метода, технология развития критического мышле-

ния; метод словесный, практический;




  1. Чему равно первое слагаемое, если второе слагаемое – 6, а сумма – 30?

  2. Чему равно вычитаемое, если уменьшаемое – 76, а разность – 46?

  3. Чему равно неизвестное уменьшаемое, если вычитаемое –21, а разность – 16?

  4. Чему равна часть, если целое – 60, а вторая часть – 15?

  5. Чему равно целое, если одна часть равна 49, а другая – 5?

Проверка: учитель читает ответы, а дети проверяют.

    • П оставьте свои оценки в математическую копилку. Как оценивать – вы помните.

    • Поднимите руку, кто поставил себе 5, кто 4, кто 3.

    • Молодцы, кто посчитал без ошибок!

    • Поднимите руку, кому ещѐ нужно больше считать устно?

    • А теперь внимательно посмотрите на числа и скажите, какая закономерность прослеживается? - Что мы с вами повторили, что нам необходимо для изучения новой темы?

    • Все эти знания мы помести на нашу ѐлочку знаний.

2. Блиц – опрос.

  • Кто хочет поучаствовать в блиц-опросе?

  • Задаѐм вопросы, пользуясь ѐлочкой знаний.

Учитель и обучающиеся задают 5 вопросов, затем учитель ставит оценку.

  • Каждое последующее число больше предыдущего сначала на 1, потом на 2, затем на 3 и т.д.

  • Компоненты и результат действия сложения. - Компоненты и результат действия вычитания.

  • Как найти часть.

  • Как найти целое.

  • Устные случаи сложения и вычитания в пределах 100.

фронтальная форма; приѐмы: математический диктант, блицопрос, ѐлка знаний, математическая копилка

III

«Открытие»

нового знания

- Посмотрите внимательно на доску и скажите, чем похожи все математические записи? 35+ 15=50

  • Это выражения.

  • Это равенства.

технология деятель-



1. Выявление места и причины затруднения Цель: выявление мест затруднения; фиксирование во внешней речи причины затруднения

46-21=25

  • Про это равенство нельзя сказать верное оно или нет, а все остальные верные. - Равенство содержит неизвестный компонент (неизвестное число).

  • а, b,c, d,x,y и другие.

-Уравнять левую и правую части.

  • Уравнение.

ностного метода; методы: проблемная ситуация, словесный; фронтальная форма


+ 12=22

-47=40

А какое равенство лишнее и почему?

А почему мы не можем определить верное это равенство или нет?

В математике неизвестное число принято обозначать буквой латинского алфавита.

Какие буквы латинского алфавита вы знаете?

Вместо окошка запишем х.

Прочитайте, какое равенство у нас получилось.

Как сделать так, чтобы это равенство было верным?

Как такое равенство может называться?

Правильно, в математике такие равенства называются уравнениями.

87

  • -

-

  • -

-

-

-

-


2. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Цель: формулирование целей урока обучающимися, построение проекта будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели


  • Тема нашего урока ….

  • Какие можно сформулировать цели?

  • Что же такое уравнение?

  • Что значит решить уравнение?


  • Уравнение

  • Научиться решать уравнения, находить такое число, чтобы равенство было верным.

  • Это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти.

  • Найти такое значение неизвестного числа, при котором равенство будет верным.

технология деятельностного метода; методы: проблемная ситуация, частичнопоисковый, словесный; фронтальная форма



3. Реализация построенного проекта Цель: фиксирование нового

  • Решим данное уравнение.

  • Как найдѐм, чему равен х?

  • А теперь подчеркнѐм карандашом и под линейку.

  • Чтобы проверить себя, что нужно сделать?

Х+12= 22

  • Подбором.

  • Проверку.

технология деятельностного метода; методы: ча-



знания, преодоление возникшего ранее затруднения

Х=10

10+12=22

22=22


стичнопоисковый, словесный, практический; фронтальная

форма

IV

Физкультминутка Цели: обеспечить кратковременный активный отдых обучающихся на уроке, снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд, выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью

В «Светофор» мы поиграем, Руки, ноги разминаем.

Красный свет нам «Стой!» - кричит, Ждать зелѐного велит.

Чтобы было ждать не скучно, Наклоняемся мы дружно.

И назад. И вперѐд.

Влево, вправо поворот. Вот и жѐлтый загорелся, Приготовиться пора. Руки, ноги разогреем, Начинаем, детвора!

Вверх поднимем, вниз опустим,

Пролетим как самолѐт, Вот зелѐный загорелся, Можно нам идти вперѐд. Левой, правой, левой, правой, Смело мы идѐм вперѐд.

Светофор – помощник славный – Уставать нам не даѐт.

Проговаривают текст физкультминутки и выполняют различные движения в соответствии с текстом

здоровьесберегающая технология

V

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Цель: формиро-

- Будем решать уравнения, пользуясь алгоритмом (порядок, последовательность действий).

Алгоритм решения уравнения 1. Читаю уравнение.

  1. Определяю, что неизвестно.

  2. Подбираю число.

  3. Выполняю проверку.

Решают у доски по одному

технология деятельностного метода; методы: частично-



вание умения решать уравнения с проговариванием алгоритма решения вслух

- Открываем учебник на странице 80 и решаем номер первый.

9+Х=14 Х=5

9+5=14

14=14

Х+7=10

Х=3

3+7=10

10=10

7-Х=2 Х=5

7-5=2

2=2

5-Х=4 Х=1

5-1=4

4=4

Х-1=0

Х=1

1-1=0

0=0

10-Х=5 Х=5

10-5=5

5=5

Х+5=6

Х=1

1+5=6

6=6

Х+3=4

Х=1

1+3=4

4=4

человеку с проговариванием.

поисковый, практический, словесный; фронтальная форма

VI

Самостоятельная работа с проверкой по эталону Цель: организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы на новое знание; организовать самопроверку по эталону, выявление места и причины

затруднений

- Поработаем в парах. Найдите те уравнения, в которых значением Х является число 10. (Слайд 4)

Х + 8 = 18 Х – 3 = 7

47 – Х = 40

50 – Х = 40 Х – 8 = 2 Х + 3 = 13

Проверка. Уравнения проецируются на доске. Дети проверяют себя. - Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки? - Молодцы!

  • А теперь оцените свою работу и поставьте оценку в математическую копилку.

  • Самостоятельно решите уравнения, пользуясь алгоритмом.

  • Выберите ту карточку с уравнениями, которые сможете решить. Карточка № 1

Работают в группах, проверяют себя и оценивают.

Самостоятельно решают уравнения, пользуясь алгоритмом

технология деятельностного метода, технология развития критического мышления, ИКТ; методы: частичнопоисковый, практический, словесный, наглядный; форма групповая; приѐмы - самостоятельная ра-




Х + 8 = 38 32 + Х = 40

Х – 20 = 30

Х + 8 = 38

Х = 30

30 + 8 = 38

38 = 38

32 + Х = 40 Х = 8

2 + 8 = 40

40 = 40

Х – 20 = 30

Х = 50

50 – 20 = 30

30 = 3

проверяют

ческую ко-


бота, математическая

копилка

Проверка. Уравнения проецируются на доске. Обучающиеся

себя. (Слайд 5, 6)

  • Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки? - Молодцы!

  • А теперь оцените свою работу и поставьте оценку в математи пилку.

VII

Физкультминутка Цели: обеспечить кратковременный активный отдых обучающихся на

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так? Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт. А в часах сидит кукушка, У неѐ своя избушка.

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью.

Проговаривают текст физкультминутки и выполняют различные движения в соответствии с текстом

здоровьесберегающая технология



уроке, снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд, выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью

Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. Повернѐмся мы с тобой Против стрелки часовой.

А часы идут, идут, Иногда вдруг отстают. А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! Если их не заведут, То они совсем встают. Вот закончилась игра,

Нам за парты сесть пора.



VIII

Включение в систему знаний и повторений Цель: организовать включение нового знания в систему знаний и повторения

- А вы знаете, что некоторые задачи можно тоже решать уравнением. И мы их решаем, только подбором.

  1. На полке стояло несколько книг. Когда на полку поставили 6 книг, на ней стало 24 книги. Сколько книг было на полке первоначально? (18 книг)

  2. У Вовы было 80 рублей, когда он истратил несколько рублей на мороженое, у него осталось 32 рубля. Сколько стоило мороженое?( 48 рублей)

  3. Когда брат дал сестре 2 конфеты, то конфет у них стало поровну. Сколько конфет было у сестры первоначально, если всего было 8 конфет? (2 конфеты) 4) Ваня решала задачу несколько минут, а Саша на 2 минуты больше. На решение задачи они потратили 10 минут. Сколько времени решал задачу каждый мальчик? (4 минуты и 6 минут)

5) (Слайд 7)

- Хотите научиться решать задачи уравнением? Решать задачи уравнением вы будете в старших классах в пятом, шестом, седьмом. А мы с вами будем решать такие задачи на факультативе по математике.

Решают задачи устно, под-

технология деятельностного метода, ИКТ; методы: частичнопоисковый, практический, словесный, наглядный; форм фронтальная





бором


IX

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; рефлексивный анализ учебной деятельности; организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке

  • К акие знания нам необходимы, чтобы уметь правильно решать уравнения? Все эти знания мы свами положим в эту корзину, которая называется корзиной знаний. - А теперь поставьте себе итоговую оценку в математической копилке.

  • Поставьте ту оценку, которых больше.

  • Поднимите руку, кто получил пятѐрку за урок, кто четвѐрку, кто тройку? - Молодцы!

  • А теперь, перед нами лесенка успеха. Надо поместить свой смайлик на ту ступеньку, которая соответствует тому, как вы поняли тему урока.

  • Сначала послушайте, а потом прикрепите смайлик.

  • Самая верхняя - зелѐная ступенька.

  • У рок полезен, всѐ понятно.

  • Ступенька пониже – оранжевая.

  • Лишь кое-что чутьчуть неясно.

  • Голубая ступенька. - Ещѐ придется потрудиться.

-Самая нижняя ступенька – красная.

Отвечают на поставленный вопрос и кладут знания в корзину знаний

Помещают свой смайлик на ту ступеньку лесенки успеха, на которой находятся

технология деятельностного метода, технология развития критического мышления, ИКТ; методы: практический, словесный, наглядный; фронтальная форма; приѐмы - корзина идей, лесенка успеха, математическая копилка



  • Да, трудно всѐ-таки учиться.

  • Молодцы! Хорошо поработали на уроке!

  • Дома выполните задания на другой карточке.

  • Урок окончен.

  • Спасибо за работу на уроке!



3