Тема урока:
Уравнения химических реакций. Реакции замещения.
Класс: 8
Цели
Обучающая: рассмотреть новый тип реакций - реакции замещения; научить учащихся писать реакции замещения; формировать умение предсказывать продукты реакций замещения.
Развивающая: развивать умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку, совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами; продолжить формирование умений оформлять результаты учебного эксперимента; развивать способность к само- и взаимоконтролю.
Воспитывающая: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах, а также наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу.
Оборудование и реактивы:
мультимедийная установка, карточки с заданиями для самостоятельной работы "Реакции разложения, соединения", лабораторный штатив с пробирками, гранулы цинка, железный гвоздик, растворы соляной кислоты и сульфата меди(II).
Ход урока
1. Организационный момент.
Организация учащихся на усвоение новых знаний, умений и навыков.
2. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос (во время которого один ученик на доске выписывает уравнения реакций соединения, другой - уравнения реакций разложения из домашнего задания)
С реакциями каких типов вы познакомились на прошлых уроках? Дайте определение реакции соединения. Какая реакция называется реакцией разложения. Для чего в схемах химических реакций расставляют коэффициенты?
СЛАЙД 11.
Проверка домашнего задания.
Самостоятельная работа (СЛАЙД 12).
3. Изучение нового материала.
Лабораторная работа
(Приложение 3). Для того, чтобы познакомиться с новым типом реакций, проведем ряд опытов.
СЛАЙД 13
Опыт № 1.
Схема данной реакции: цинк + соляная кислота - хлорид цинка + водород
Подставьте в эту схему формулы веществ : Zn + HCl - ZnCl2 + H2
Расставьте коэффициенты. Zn + 2HCl -ZnCl2 + H2
Из уравнения реакции видно, какой газ выделился, запишите вывод.
Давайте проанализируем, что же произошло в результате реакции: взаимодействуют простое вещество цинк и сложное вещество - соляная кислота.
Атомы простого вещества заместили атомы элемента, стоящего в сложном на первом месте.
Опыт № 2.
Схема данной реакции: железо + сульфат меди (II) - сульфат железа (II) + медь
Подставьте в эту схему формулы веществ: Fe + CuSO4 -FeSO4 + Cu
Снова взаимодействуют простое и сложное вещества. Запишите вывод.
Демонстрационный опыт
Взаимодействие натрия с водой.
Схема данной реакции: Na + HOH -
Попробуйте самостоятельно записать продукты реакции: Na + HOH - NaOH + H2
Расставьте коэффициенты: 2Na + 2H2O - 2NaOH + H2
Какие вещества и как взаимодействуют на этот раз?
СЛАЙД 14.
Рассмотрим цветную схему на экране, которая отображает механизм реакции.
Простое вещество взаимодействует со сложным, при этом атомы простого вещества замещают один из видов атомов в сложном веществе и образуются новые вещества - простое и сложное.
Как могут называться такие реакции?
Запись определения реакций замещения в тетрадь. А + ВС =АС + В
4. Закрепление материала.
Сегодня вы познакомились еще с одним типом реакций - реакциями замещения. Теперь для закрепления полученных знаний, выполните упражнения. СЛАЙД 15, СЛАЙД 16.
5. Заключительная часть
Подведение итогов, домашнее задание