СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок №1.Что такое Средние века.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект по теме "Что такое Средние века?" подводит учащихся к восприятию Средневековья как части всемирной истории, знакомит с понятием и его этапами, а так же со взглядами на этот период современников.  Уделяет внимание историческим источникам и отводит время на знакомство со структурой нового учебника.

Просмотр содержимого документа
«Урок №1.Что такое Средние века.»

Урок 1. Что такое Средние века

1.Организационный момент.

Добрый день! Рада приветствовать вас на уроке истории.

2.Мотивационно-целевой.

За лето вы хорошо отдохнули, набрались сил, чтобы покорять новые вершины и пополнять свои знания.

В этом учебном году нам предстоит совершить увлекательное путешествие во времени.

­– в какой период истории мы отправимся в этом году? Средневековье.

Правильно! Верным помощником в нашем путешествии будет учебник.

В настоящие время среди ученых нет однозначного мнения относительно того, что представляют собой Средние века.

Различные точки зрения на слайде 1-2

–Кто же из них прав?

–Можем ли мы сегодня ответить на этот вопрос?

Чтобы точнее понять позиции ученых в этом споре, нам необходимо познакомиться с историей Средних веков.

3.Актуализация знаний

–Какой раздел истории мы изучали в 5 классе? Первобытное общество, Древний мир

–Какие темы и почему вы особенно запомнили?

–Какими событиями завершилась история Древнего мира?

Слайд 3 Объявление темы урока: «Что такое Средние века».

Плана урока:

  1. Средневековье как часть всемирной истории

  2. Основные этапы эпохи Средневековья

  3. Исторические источники, их типы и виды.

  4. Путешествие к учебнику «История Средних веков»

4. Работа по теме урока

1.Средневековье как часть всемирной истории

Ученые в истории выделяют большие периоды, или эпохи, которые сменяют друг друга.

Задание: посмотрите в учебнике на стр.7 на «Ленту времени» и назовите периоды всемирной истории и их временные границы.

  1. Первобытность: 2,5 млн. – 4-3 тыс. до н.э. (до появления первых государств).

  2. Древний мир: 4-3 тыс. до н.э. – 5 век н.э.

Слайд 4 Запись! Средневековье или Средние века – это эпоха в истории человечества между Древним миром и Новым временем, которая длилась 11 столетий, с падения Западной Римской империи и до эпохи Великих географических открытий, с 5 по 15 века.

Пояснение: само определение «средневековая» произошло от понятия «Средние века», введенного в 15 веке итальянским гуманистом Флавио Бьондо. Этим понятием он обозначил период истории между Античностью и Новым временем. Некоторые ученые по-иному трактуют этот термин. Они рассуждают так: Античность и Возрождение (пояснить понятие) – две точки взлета человеческого духа, подъем творческой мысли. А между ними – провал Средневековья, варварство, разрушение, темнота необразованности. Слайд 5. «Темные века» – именно так воспринимали этот период люди Нового времени, именно они придумали термин «Средние века».

Задание: понятие «Средние века» предложили ученые, которые изучали историю Западной и Центральной Европы.

– Можно ли применить этот термин к истории Азии, Африки и Америки?

Читают вслух учебник на стр. 7-8 по предложению с 4-го абзаца.

Авторы учебника формулируют следующее суждение: «В древности Европы как единого исторического центра не было».

Задание: давайте вспомним историю и особенности Римской империи, и ее соседей. Слайд 6

На юге Европы были достигнуты большие успехи в образовании, науках, искусстве, строительстве и торговле. Существовало неравенство между патрициями и плебеями, а также свободным населением и рабами. На Северо-востоке Европы жили иначе. Там был родоплеменной строй. Каждое племя верило в своих богов. Большинство племен не имело даже своей письменности.

– Мы можем согласиться с суждением авторов учебника? Да, так как Римская империя и варварские племена являлись как бы двумя разными мирами, хотя знали немало друг о друге.

Только в Средние века Европа стала единым «историческим континентом», единым христианским миром с общей религией и сходным образом жизни. Именно в Средние века появились те языки, народы и государства, которые и сегодня существуют в Европе.

2.Основные этапы эпохи Средневековья

Задание: работая с текстом учебника на с.9 заполните таблицу «Основные этапы эпох Средневековья» Слайд 7

Этап

Хронологические рамки

Содержание

Раннее Средневековье

С конца 5 до середины 11 века

В процессе смешения народов и обычаев складывались основные черты эпохи

Развитое Средневековье

С середины 11 до конца 13 века

Сложились феодальные государства-монархии, а устои и особенности эпохи проявили себя во всей полноте

Позднее Средневековье

Период 14-15 вв.

Этот этап характеризуется новыми обстоятельствами и преобразованиями внутри общества; в конце 15 века произошли события, которые позволили европейцам перейти к раннему Новому времени.


3.Исторические источники, их типы и виды.

Время, ход которого нельзя ни остановить ни изменить, оставляет следы. Эти следы в науке называют историческими источниками

– В чем мы можем увидеть эти следы?

Читаю 2 пункт учебника на стр.9 по цепочки.

Итак, какие источники помогают изучать нам прошлое?

  • Письменные источники – летописи, хроники, грамоты и т.д.

  • Вещественные источники – орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты и прочие.

  • Устные источники ­– предания, сказания, легенды, былины, баллады, эпосы

Задание: предлагаю сыграть в игру «Угадай и разложи». На слайде указаны исторические источники, но они перепутаны. Распределите их по группам. Слайд 8

4. Путешествие к учебнику «История Средних веков»

Верным помощником в нашем путешествии в далекое-далекое прошлое будет учебник.

В учебнике 10 глав (работа с ОГЛАВЛЕНИЕМ), разделенных на параграфы. Перед каждой главой есть вопрос, ответ на который вы найдете, изучая материал.

Текст параграфа делится на основной, который надо обязательно усвоить, и дополнительный, содержащий сведения об исторических деятелях, справочную информацию, интересные сюжеты. При упоминании имен выдающихся деятелей в скобках указываются их годы жизни, а у правителей государств – годы их пребывания у власти.Интересные дополнительные факты выделены зеленым цветом.

Исторические термины, понятия, имена, названия выделены курсивом, важнейшие даты – жирным шрифтом.

В учебнике есть: рубрика «Подумайте», где ждут собственные исследования и размышления над проблемами от лица исторического персонажа; рубрика «Проверьте себя» ориентирует на работу с полученной информацией; рубрика «Изучаем источник» позволяет поработать с историческим источником; рубрика «Вспомните» представлена в начале каждого параграфа в виде вопроса.

В конце учебника имеется словарь основных понятий.

5.Подведение итогов урока.

  • Что обозначает понятие «Средние века»?

  • Назовите основные этапы эпохи Средних веков.

  • Какие источники помогают в изучении истории Средних веков?