Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
для обучающегося 5 класса с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Мальчик неговорящий. Говорит учитель. Речь ребёнок воспринимает. Общению помогают жесты, взгляды, мимика. За долгие годы совместной деятельности учитель и ученик научились понимать друг друга. Работа проходит в доброжелательной обстановке, в сотрудничестве, по определённому плану (ребёнок, в основном, понимает последовательность этапов урока).
Обычно, на тему я отвожу 2 урока, 3 урок – работа с книгой.
Тема: Звук и буква «А».
Цель: повторить тему: «Звук и буква «А» продолжать учить дифференцировать понятия звук и буква.
Задачи:
-Уточнить артикуляцию звука [а], развивать подвижность и переключаемость движений губ.
- Учить слышать и выделять звук [а] среди других звуков.
- Учить определять позицию звука [а] в слове (в начале слова,в конце слова, в средине слова.)
-Повторить с обучающимся написание букв «А, а» и «А,а»
-Корригировать и развивать фонематический слух обучающегося, связную речь, мышление, внимание.
-Воспитывать мотивацию к чтению, доброжелательность.
Оборудование:
-Алфави: печатные буквы, письменные буквы (заглавные, строчные).
-Алфавит: набор пластмассовых букв
-Тетрадь «Уроки грамоты для малышей» (забавная история на картинке: аист сидит на арбузе, он пытается поднять ананас; перед ним лежит лимон)
-Рисунок - мальчики: Антон –грустный, Алёша – весёлый.
-Аэробол – тренажёр по коррекционной педагогике, который эфффективно развивает речевое дыхание. (Проще сказать, трубочка для надутия шарика).
-Массажный шарик Су – ждок.
-Тетрадь «Годовой цикл занятий», раздел «Пишем и читаем», здесь нам помогает котёнок Пух.
-Прописи с картинками для раскрашивания
Ход урока
I.Организационный момент.
1. Проверка готовности к уроку.
-Всё, необходимое к уроку «Речь и альтернативная коммуникация» лежит в отдельной сумочке. Саша знает, что нужно поставить на стол алфавит и назвать все буквы в алфавитном порядке. (Ученик показывает букву простым карандашом, учитель называет её).
2.Далее, выложить из сумочки на стол все предметы, каждый на определённое место.
3.Ты сюда пришёл учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работай старательно,
Слушай внимательно!
.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающегося.
1. Саша, смотри на забавную картинку, слушай загадку. (Учитель читает загадку, ребёнок показывает отгадку на картинке).
Это старый наш знакомый
Прилетает к нам весной
Он живёт на башне –
Длинноногий, длинноносый
Длинношеий, безголосый
Он летает на охоту
За лягушками в болото
III. Объяснение нового материала.
1. Саша показывает на аиста.
(Недалеко от дома есть старая водонапорная башня. Весной прилетают аисты, строят гнездо, выводят птенцов.) Мальчик гуляет с мамой и наблюдает за птицами.
-Птица называется – аист. Смотри на мои губы - а-а-аист. А теперь смотри на меня и протяжно говори а-а-аист. Ещё раз а-а-аист. Молодец!
-Аист сидит на … а-а-арбузе. Он пытается поднять …а-а-ананас. (Работаем ,как со словом – а-а-аист).
-Ещё раз произносим протяжно и вслушиваемся: а-а-аист, а-а-арбуз, а-а-ананас – во всех этих словах есть звук « а». Протянем а-а-а.
-Мы видим ещё один фрукт – лимон. Покажи. (Работа со словом – лимон).
Вывод: в слове «лимон» звука «а» нет. Зачеркни лимон.
2.Дыхательная гимнастика (работа с аэроболом)
3. Ещё раз протяжно произносим: а-а-аист, а-а-арбуз, а-а-ананас – во всех этих словах есть звук « а». Протянем а-а-а.
4.Саша, послушай колыбельную песенку. Мама укачивает малыша и поёт: а-а-а, а-а-а, а-а-а, а-а-а.
-А теперь вместе: а-а-а, а-а-а, а-а-а, а-а-а.
- Звук [а] – гласный. Гласный звук можно произносить протяжно и петь.
.
5. Физкультминутка
– Аист, аист, длинноногий, (машут руками, как крыльями)
Покажи домой дорогу. (Руки складывают в виде крыши над головой)
Аист отвечает:
–Топай правою ногой, (топает поочерёдно правой и левой ногой).
Топай левою ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
Шаг на месте: раз, два, три!
Плечи шире разверни.
Мы присядем, скажем: У-у-у.
Дружно встанем, скажем: А-а-а.
Нам пора и за дела.
6.- Саша, мы вспомнили звук [а], мы его слушали, мы его протяжно произносили, пели.
-Есть звук «а» и есть буква А. Букву можно видеть, изобразить, нарисовать, написать. Покажи букву А в алфавите. Напиши пальчиком на столе букву А. Ещё раз покажи в алфавите.
- На что похожа буква А? - Рассмотри букву «А». (Учитель первый раз читает стихотворение, одновременно показывая части буквы)
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок!
Учитель второй раз читает стихотворение, ученик показывает.
Вот два столба наискосок, (пальчиком обводи букву)
А между ними — поясок!
7.Подготовка руки к письму. (Работа с массажным шариком).
8.Письмо буквы А,а в тетради(печатные).
9.Слова разделены на слоги (автобус, апельсин, ананас, абрикос, алыча, авоська (сумочка – сетка). Первый раз слова читает учитель; второй раз ученик и соединяет слово с рисунком. Буква А в начале слова выделена красным цветом.(обратить внимание на позицию буквы).
10.Письмо буквы А,а в тетради (заглавная, строчная).
11.Раскрашивание предметов: акула, апельсин.
IV. Закрепление материала
Составление буквы «А» из счётных палочек.
V. Итог урока.
1.- Какой звук мы сегодня изучали, пропоем колыбельную: а-а-а,а-а-а,а-а-а.
- Какой буквой обозначается этот звук? Найди букву А среди пластмассовых букв.
2.- Составим слова со звуком [а]: Антон, Алёша. Пальчиком подчеркнём букву А. Буква А-гласная, обозначена красным цветом. Покажи букву в алфавите. Возьми красный карандаш, подчеркни букву «А, а» в именах.
VI. Рефлексия.
- Саша, посмотри на мальчиков: Антон – грустный, Алёша весёлый. Кто тебе больше нравится? (Показывает)