СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 10. А. С. Пушкин. Стихотворение «И. И. Пущину». 6 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока: Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. Дружба Пушкина и Пущина. Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. «Чувства добрые» в стихотворении. Стихотворение в актёрском исполнении. Жанр стихотворного послания, его художественные особенности.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 10. А. С. Пушкин. Стихотворение «И. И. Пущину». 6 класс.»

Урок 10. А. С. Пушкин. Стихотворение «И. И. Пущину».

Основное содержание урока:
Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. Дружба Пушкина и Пущина. Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. «Чувства добрые» в стихотворении. Стихотворение в актёрском исполнении. Жанр стихотворного послания, его художественные особенности.

Основные виды деятельности:
Чтение и обсуждение статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин». Чтение и обсуждение сведений учебника и практикума о литературных местах России, связанных с именем Пушкина. Устные сообщения о детстве и лицейских годах поэта. Выявление ключевых деталей в отрывках из воспоминаний современников на тему «Внешность Пушкина» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»). Восприятие и выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление в стихотворении черт лирического послания.

Содержание урока

I. Поэтическая пятиминутка

Чтение наизусть стихотворений Пушкина, изученных в 5 классе, и фрагментов пушкинских сказок.

II. Рассказ учителя о поэте

Рассказ учителя о лицейских годах поэта с показом слайдов сделанной учителем презентации и включением выразительного чтения лицейских стихов Пушкина: «К другу стихотворцу», «Товарищам», «В альбом Пущину».

III. Просмотр видеоролика «Видеоэкскурсия по Царскосельскому лицею на YouTube»

IV. Самостоятельное чтение статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин» и выполнение групповых заданий:

Группа 1.


Формулирование учащимися вопросов к статье, например:

С какой целью был открыт Царскосельский лицей?

Как название этого учебного заведения связано с Античностью?

Почему для Пушкина 19 октября стало очень важной датой в жизни?

Как жили и учились лицеисты?

Почему воспитание в Лицее было строгим?

Какую атмосферу создали в Лицее профессора?

Как настроения лицеистов были связаны с общественно-политической обстановкой в России?

Как относился Пушкин к Лицею после его окончания?

Группа 2.

Составление лексических и историко-культурных комментариев к словам и понятиям статьи:
привилегированный, гимнасий, ломберные столики, бумазейное одеяло, никогда не были праздны, холопство, лизоблюдство, Коллегия иностранных дел.

Группа 3.

Составление плана статьи.

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Проверьте себя».

Группа 4.

Подготовка краткого сообщения о друзьях Пушкина и профессорах Лицея.

Группа 5.

Подготовка выразительного чтения стихов Пушкина о лицейских годовщинах (фрагментов).

Сообщение о дружбе Пушкина и Пущина.

V. Чтение и обсуждение сведений учебника
о литературных местах России, связанных с именем Пушкина.

VI. «Чувства добрые» в стихотворении «И. И. Пущину»

1. История создания стихотворения.

2. Чтение стихотворения про себя.

3. Вопросы для самостоятельного обдумывания:

• Какие чувства являются в стихотворении главными?

• Какова композиция стихотворения?

Как в нём связаны судьбы ссыльного Пушкина и сосланного в Сибирь Пущина?

• Ответы на вопросы из раздела учебника «Проверьте себя».

VII. Прослушивание стихотворения «И. И. Пущину» в актёрском исполнении и ответы на вопросы 1, 2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

VIII. Жанр стихотворного послания, его художественные особенности

Определение жанра:
Послание — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам. 

Послание, или эпистола — один из древнейших поэтических жанров, представляющий собой стихотворное письмо, в котором поэт, обращаясь к конкретному адресату с просьбами, пожеланиями, увещеваниями, высказывает свои суждения по какому-либо морально-философскому вопросу.

Встречаются послания дидактические, панегирические, любовные, сатирические и пр. Лирический жанр послания был популярен в XVIII — первой половине XIX века. Широко известны послания В. А. Жуковского, Н. М. Карамзина, И. И. Дмитриева, К. Н. Батюшкова, П. А. Вяземского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета.

IX. Практическая работа.
Подбор цитат, иллюстрирующих особенности жанра дружеского послания в стихотворении «И. И. Пущину».

X. Составление цитатной таблицы «Черты лирического послания в стихотворении».


ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА

Черты лирического послания в стихотворении «И. И. Пущину»

Примеры

Стихотворное письмо

   

Обращение к конкретному адресату

   

Благодарность, просьба, пожелание

   

Суждения по какому-либо морально-философскому вопросу

   


Итоговый вопрос:  какие мысли о дружбе и человеческих отношениях вызывает у современного читателя стихотворение А. С. Пушкина «И. И. Пущину»?

XI. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение «И. И. Пущину» и подготовить его выразительное чтение (см. рекомендации практикума «Читаем, думаем, спорим...»).

Индивидуальные задания.
Подготовить устные сообщения (по выбору):
1) «Лицейские годы Пушкина»;
2) «Словесные и изобразительные портреты Пушкина» (на основе материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...»)


Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021.