СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок №10 "Химические свойства оснований в свете Т.Э.Д.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник - Химия. 9 класс : учебник / О. С. Габриелян, И.Г Остроумов, С.А. Сладков. - 4-е изд., стер. - Москва : Просвещение, 2022. -223с.

Просмотр содержимого документа
«Урок №10 "Химические свойства оснований в свете Т.Э.Д.»

Урок№ 10 Химические свойства оснований в свете Т.Э.Д.

Цель урока: обобщение и обобщение знаний по темам – «Т.Э.Д» и «химические свойства оснований»

Задачи урока:

  • образовательные: обобщить и углубить знания учеников по теме «теория электролитической диссоциации, о составе, классификации, химических свойствах оснований, о реакциях ионного обмена, совершенствовать умения учащихся записывать молекулярные и ионные уравнения реакций, закрепить навык работы в химической лаборатории;

  • развивающие: развивать умения рационально планировать свою деятельность, анализировать, делать выводы на основании наблюдений, работать в группах и индивидуально;

  • воспитательные: воспитывать культуру общения через работу в парах ученик-ученик, учитель-ученик; создать условия для развития восприятия, речи.

Тип урока: урок обобщения и углубления знаний в форме ролевой игры, урок-исследование.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские, частично поисковые.

Оборудование: П.К, проектор, химические реактивы, лабораторная посуда, инструктивные карты, индивидуальные карточки.

Ход урока.

  1. Орг.момент (3-5 минут)
    Организация класса, доведение темы и целей урока.

  2. Проверка знаний обучающихся по теме «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации».(10-12 мин)
    Письменная проверочная работа по карточкам, задания дифференцированные.

Карточка №1 (лёгкий уровень)

Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций между растворами CaCl2 и H2 SO4 ; Ba(OH)2 и HCl

Карточка №2(среднего уровня).

С какими из перечисленных веществ: растворы гидроксида бария, серной кислоты, нитрата серебра, медь, будет реагировать соляная кислота?

Карточка №3(высокий уровень).

Между какими из перечисленных веществ: серная кислота, медь, гидроксид меди (II), хлорид бария, цинк возможны химические реакции?

Запишите молекулярные и ионные уравнения возможных реакций.

  1. Изучение нового материала
    Обобщение и углубление знаний обучающихся по теме

«Химические свойства оснований в свете теории электролитической

диссоциации».

Актуализация знаний.

Фронтальная беседа

- Какие вещества называются основаниями? (понятие из 8 класса и в свете теории электролитической диссоциации).

- Как классифицируют основания?

- Какими электролитами являются щёлочи?

- Какими электролитами являются нерастворимые основания?

Сегодня мы с вами поделимся на несколько лабораторий и будем выполнять гос.заказ – изучение свойств оснований в свете Т.Э.Д экспериментальным методом. Для каждой лаборатории подготовлены свои задания, выполнив которые, будет проведено совещание между работниками всех лабораторий.

На совещании каждая лаборатория должна отчитаться о проделанной работе. Отчитываться будет заведующий лабораторией, который выбирается вами голосованием.

Обучающиеся делятся на 6 групп, выданы бейджики заведующим лабораторий, таблички с номерами лабораторий, технологические карты, перед работой учитель напоминает технику безопасности).

Обучающиеся работают в группах по технологическим картам. Время на работу-7-10 минут.

Группа №1.

Опыт.1 Действие щелочей на растворы индикаторов.

Добавьте в пробирку с гидроксидом натрия раствор фенолфталеина, во вторую- раствор метилоранжа. Что наблюдаете? Как изменилась окраска индикаторов в щелочной среде?

Результаты опыта запишите в тетрадь.

Опыт.2 Взаимодействие щелочей с растворами кислот.

В пробирку с раствором гидроксида натрия добавьте несколько капель раствора фенолфталеина. Что наблюдаете? Затем прилейте по каплям раствор серной кислоты. Что произошло? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Группа №2.

Опыт.1 Взаимодействие щелочей с кислотными оксидами.

В пробирку с раствором гидроксида кальция с помощью газоотводной трубки сделайте несколько выдохов через раствор. Какой газ вы выдыхали? Что вы наблюдаете? Почему произошло помутнение раствора?

Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Опыт.2 Взаимодействие щелочей с солями.

В пробирку с раствором гидроксида натрия прилейте несколько капель раствора сульфата железа(III). Что вы наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Группа №3.

Опыт.1 Взаимодействие нерастворимого основания с кислотами.

В пробирку с гидроксидом меди (II) добавьте несколько капель раствора серной кислоты. Что вы наблюдаете? Почему исчез осадок?

Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Опыт.2 Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Закрепите пробирку с гидроксидом меди (II) в держателе. Зажгите спиртовку. Нагрейте пробирку. Соблюдайте правила техники безопасности при работе со спиртовкой, а также правила нагревания. Что наблюдаете?

Запишите уравнение реакции разложения гидроксида меди (II).

Обмен информацией.

После выполнения лабораторных опытов фронтальная работа – работники

каждой лаборатории сообщают результаты опытов, записывают уравнения

химических реакций на доске, делают вывод о сходстве и различии в

химических свойствах щелочей и нерастворимых оснований в свете теории

электролитической диссоциации.

  1. Закрепление.

Задание на экране: найдите ошибки в формулах, коэффициентах, зарядах ионов.

Mg(NO3 )3 + NaOH = Na(NO3 )2 + MgOH ↓

Mg+ + (NO3 - )3 + Na+ + OH- = Na+ + (NO3 - )2 + MgOH ↓

Mg+ + OH- = MgOH ↓


  1. Домашнее задание

Параграф 7. Стр. 45 № 4.5

(II).

VI. Подведение итогов. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся. Объявить оценки с комментарием.

  1. Рефлексия.

Что мы узнали сегодня нового? Что было непонятно? Какие были затруднения? Что показалось самым интересным?

Спасибо за сотрудничество!