Урок№ 10 Химические свойства оснований в свете Т.Э.Д.
Цель урока: обобщение и обобщение знаний по темам – «Т.Э.Д» и «химические свойства оснований»
Задачи урока:
образовательные: обобщить и углубить знания учеников по теме «теория электролитической диссоциации, о составе, классификации, химических свойствах оснований, о реакциях ионного обмена, совершенствовать умения учащихся записывать молекулярные и ионные уравнения реакций, закрепить навык работы в химической лаборатории;
развивающие: развивать умения рационально планировать свою деятельность, анализировать, делать выводы на основании наблюдений, работать в группах и индивидуально;
воспитательные: воспитывать культуру общения через работу в парах ученик-ученик, учитель-ученик; создать условия для развития восприятия, речи.
Тип урока: урок обобщения и углубления знаний в форме ролевой игры, урок-исследование.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские, частично поисковые.
Оборудование: П.К, проектор, химические реактивы, лабораторная посуда, инструктивные карты, индивидуальные карточки.
Ход урока.
Орг.момент (3-5 минут)
Организация класса, доведение темы и целей урока.
Проверка знаний обучающихся по теме «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации».(10-12 мин)
Письменная проверочная работа по карточкам, задания дифференцированные.
Карточка №1 (лёгкий уровень)
Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций между растворами CaCl2 и H2 SO4 ; Ba(OH)2 и HCl
Карточка №2(среднего уровня).
С какими из перечисленных веществ: растворы гидроксида бария, серной кислоты, нитрата серебра, медь, будет реагировать соляная кислота?
Карточка №3(высокий уровень).
Между какими из перечисленных веществ: серная кислота, медь, гидроксид меди (II), хлорид бария, цинк возможны химические реакции?
Запишите молекулярные и ионные уравнения возможных реакций.
Изучение нового материала
Обобщение и углубление знаний обучающихся по теме
«Химические свойства оснований в свете теории электролитической
диссоциации».
Актуализация знаний.
Фронтальная беседа
- Какие вещества называются основаниями? (понятие из 8 класса и в свете теории электролитической диссоциации).
- Как классифицируют основания?
- Какими электролитами являются щёлочи?
- Какими электролитами являются нерастворимые основания?
Сегодня мы с вами поделимся на несколько лабораторий и будем выполнять гос.заказ – изучение свойств оснований в свете Т.Э.Д экспериментальным методом. Для каждой лаборатории подготовлены свои задания, выполнив которые, будет проведено совещание между работниками всех лабораторий.
На совещании каждая лаборатория должна отчитаться о проделанной работе. Отчитываться будет заведующий лабораторией, который выбирается вами голосованием.
Обучающиеся делятся на 6 групп, выданы бейджики заведующим лабораторий, таблички с номерами лабораторий, технологические карты, перед работой учитель напоминает технику безопасности).
Обучающиеся работают в группах по технологическим картам. Время на работу-7-10 минут.
Группа №1.
Опыт.1 Действие щелочей на растворы индикаторов.
Добавьте в пробирку с гидроксидом натрия раствор фенолфталеина, во вторую- раствор метилоранжа. Что наблюдаете? Как изменилась окраска индикаторов в щелочной среде?
Результаты опыта запишите в тетрадь.
Опыт.2 Взаимодействие щелочей с растворами кислот.
В пробирку с раствором гидроксида натрия добавьте несколько капель раствора фенолфталеина. Что наблюдаете? Затем прилейте по каплям раствор серной кислоты. Что произошло? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
Группа №2.
Опыт.1 Взаимодействие щелочей с кислотными оксидами.
В пробирку с раствором гидроксида кальция с помощью газоотводной трубки сделайте несколько выдохов через раствор. Какой газ вы выдыхали? Что вы наблюдаете? Почему произошло помутнение раствора?
Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
Опыт.2 Взаимодействие щелочей с солями.
В пробирку с раствором гидроксида натрия прилейте несколько капель раствора сульфата железа(III). Что вы наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
Группа №3.
Опыт.1 Взаимодействие нерастворимого основания с кислотами.
В пробирку с гидроксидом меди (II) добавьте несколько капель раствора серной кислоты. Что вы наблюдаете? Почему исчез осадок?
Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
Опыт.2 Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Закрепите пробирку с гидроксидом меди (II) в держателе. Зажгите спиртовку. Нагрейте пробирку. Соблюдайте правила техники безопасности при работе со спиртовкой, а также правила нагревания. Что наблюдаете?
Запишите уравнение реакции разложения гидроксида меди (II).
Обмен информацией.
После выполнения лабораторных опытов фронтальная работа – работники
каждой лаборатории сообщают результаты опытов, записывают уравнения
химических реакций на доске, делают вывод о сходстве и различии в
химических свойствах щелочей и нерастворимых оснований в свете теории
электролитической диссоциации.
Закрепление.
Задание на экране: найдите ошибки в формулах, коэффициентах, зарядах ионов.
Mg(NO3 )3 + NaOH = Na(NO3 )2 + MgOH ↓
Mg+ + (NO3 - )3 + Na+ + OH- = Na+ + (NO3 - )2 + MgOH ↓
Mg+ + OH- = MgOH ↓
Домашнее задание
Параграф 7. Стр. 45 № 4.5
(II).
VI. Подведение итогов. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся. Объявить оценки с комментарием.
Рефлексия.
Что мы узнали сегодня нового? Что было непонятно? Какие были затруднения? Что показалось самым интересным?
Спасибо за сотрудничество!