СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 103. С. МАРШАК «ВЕСЕННЯЯ ПЕСЕНКА». Э. ШИМ «ЧЕМ ПАХНЕТ ВЕСНА».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с произведениями о весне С. Маршака и Э. Шима, продолжения работы по формированию интереса к чтению и развитию читательских умений и навыков; способствовать развитию информационных и коммуникативных компетенций; содействовать воспитанию любви к родной природе.

Просмотр содержимого документа
«Урок 103. С. МАРШАК «ВЕСЕННЯЯ ПЕСЕНКА». Э. ШИМ «ЧЕМ ПАХНЕТ ВЕСНА».»

Урок 103. С. Маршак «Весенняя песенка».
Э. Шим «Чем пахнет весна»

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с произведениями о весне С. Маршака и Э. Шима, продолжения работы
по формированию интереса к чтению и развитию читательских умений и навыков; способствовать развитию информационных и коммуникативных компетенций; содействовать воспитанию любви к родной природе

Планируемые результаты

Предметные: замечают слова, ярко описывающие картины природы; пользуются средствами речевой выразительности; сравнивают различные литературные жанры; контролируют свое чтение

Метапредметные:

познавательные: свободно ориентируются и воспринимают текст художественного произведения; осуществляют поиск нужной информации в учебнике; находят ответы на вопросы в тексте; строят речевые высказывания; овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; осуществляют моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; осуществляют анализ, сравнение; строят логические рассуждения, делают выводы;

регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке; учатся работать по предложенному учителем плану;

коммуникативные: адекватно используют средства устного общения

Личностные: приобретают первичные навыки оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности

Образовательные ресурсы: раздаточный материал, тесты, весенние пейзажи, пьеса П. Чайковского «Апрель. Подснежник» (из цикла «Времена года»)

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала
урока

– Давайте поприветствуем друг друга, улыбнитесь. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только такое настроение нам понадобится сегодня для нашей работы

Показывают подготовку к уроку.

Эмоционально и психологически настраиваются на урок

Владеют навыками самоорганизации

II. Проверка
домашнего

задания

Осуществляет проверку домашнего задания

Читают по ролям сказку Н. Сладкова «Снег и Ветер»

Осуществляют контроль
и оценку учебной деятельности

III. Актуализация знаний
и практических умений

– Отгадайте загадку и узнаете, кто пришел к нам
в гости на урок.

Шагает красавица,

Легко земли касается.

Идет на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку.

(Весна.)

– Посмотрите на наш весенний вернисаж. К нам
в гости пожаловала Весна. Как еще ее называют?

– Как вы думаете, почему именно Весна пришла
к нам на урок литературного чтения?

– О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

– Какие произведения мы уже изучили?

Тест

1. О каком хлебе просил русский народ весну?

1) обильном; 2) сильном; 3) высоком.

2. Из какого произведения строчка: «С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна…».

1) Рассказ А. Чехова «Весной»;

2) Сказка Г. Скребицкого «Весна-художник»;

3) Стихотворения А. Пушкина «Гонимы вешними лучами…».

3. В названии какого произведения есть ошибка?

1) Сказка Н. Сладкова «Снег и ветер»;

2) Песня «Весна, весна красная!»;

3) Рассказ А. Чехова «Весной».

4. Соедини стрелкой имя весны и название произведения, из которого оно взято:

Весна красная Рассказ Г. Скребицкого

«Весна-художник»

Весна-красна Народная песня

«Весна, весна красная!»

Отгадывают загадку.







– Красавица Весна, Весна-красна, волшебница Весна, Весна-художник.

– Потому что мы изучаем произведения
о весне

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы

IV. Изучение нового мате-
риала.

1. Рассказ учи-теля о С. Мар-шаке

– Какие цвета в природе весной мы наблюдаем?

– Какие звуки в природе весной мы слышим?


– Все эти звуки создают особую музыку весны. Эти звуки подслушал поэт С. Маршак и написал свою «Весеннюю песенку».

Но прежде чем приступить к изучению этого
произведения, хочу сказать несколько слов о самом поэте.

Родился Самуил Яковлевич в Воронежской губернии 22 ноября 1887 года в семье заводского техника, талантливого изобретателя. Сам он впоследствии стал не только известным и талантливым поэтом, но и драматургом, переводчиком, литературным критиком. Первая детская книга называлась «Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году

– Ярко-голубой, зеленый, желтый...

– Пение птиц, журчание ручейков, жужжание насекомых


Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Извлекают необходимую информацию
из рассказа учителя, ответов сверстников.

Формулируют ответы

на поставленные учителем вопросы.

Владеют навыками осознанного чтения, способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками

2. Ознакомительное чтение стихотворения

Читает

Внимательно слушают

3. Проверка
первичного восприятия

– Какое произведение вы прослушали? О чем оно?


– Почему это стихотворение? Докажите.

– Стихотворение С. Маршака «Весенняя песенка», о весне.

– Состоит из четверостиший, есть
рифма

4. Выборочное чтение

– Что изменилось в природе с приходом весны? Найдите ответ в тексте


Физкультминутка

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли и махнули.

Спрятали за спину,

Оглянулись!

Через правое плечо,

Через левое еще.

Дружно присели,

Пяточки задели.

На носочки поднялись,

Руки вверх и руки вниз


Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

5. Работа с произведением
Э. Шима «Чем пахнет весна».

1) Подготовка
к первичному чтению

– А сегодня мы познакомимся с произведением
Э. Шима «Чем пахнет весна»



– Какие изменения в природе произошли с наступлением весны?

– Изменились ли запахи?

– Послушайте произведение Э. Шима «Чем пахнет весна»





– Стало теплее, солнце светит ярче, начал таять снег, появилась первая трава...

– Запах свежести, цветов

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым
и сверстниками

2) Чтение про-изведения

Читает

Внимательно слушают

3) Первичное восприятие

– Понравилось произведение?

– Какие чувства оно вызывает?

– Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого рассказа?

– Почему автор его так озаглавил?


– Чем пахнет весна, по мнению автора? 


– Радости, счастья.



– Солнечный весенний день, чирикают воробьи, расцветают подснежники.

Высказывают свои предположения

4) Моделирование обложки




– Назовите фамилию автора.

Эдуард Юрьевич Шим (настоящая фамилия – Шмидт). Шим – хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов. Наблюдая будничную жизнь с ее заботами и тяготами, Шим отбирает события, которые чем-либо выделяются в этой жизни. Он любит изображать людей, которых что-то захватывает, удивляет и восхищает, которые испытывают душевный подъем и верят в добро.

– Как автор озаглавил свое произведение?

– Что это: сказка или рассказ?





– Почему вы считаете, что это рассказ?


– Соберите на доске модель, которая подходит к этому произведению.

– О чем это произведение?

– Какова главная мысль рассказа? Что хотел рассказать Э. Шим?

– Эдуард Шим.











– «Чем пахнет весна».

– Рассказ, это небольшое произведение; в нем автор рассказывает о событиях, которые могут произойти в жизни.

– По форме записи – это не стихотво-
рение.

– Все это могло произойти на самом деле, значит, это рассказ.



– О природе.

– Настоящей весной пахнет тогда, когда появляются первые подснежники

Осуществляют логические действия, контроль и оценку учебной деятельности.

Формулируют ответы
на поставленные учителем вопросы.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Высказывают и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Владеют навыками осознанного и выразительного чтения

5) Деление текста на смысловые части (работа в парах)

– Как вы думаете, на сколько частей можно разделить это произведение? Разделите на части и озаглавьте.

Проверка работы.

1. Разговор с мамой.

2. Улыбка весны.

3. Голос весны.

4. Первые подснежники


6) Упражнение
в выразительном чтении

Правила выразительного чтения:

• читайте внимательно;

• передайте голосом восклицательную и вопросительную интонацию;

• постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

– От чьего имени ведется повествование?

– Назовите вопросительные предложения.

– Назовите восклицательные предложения.

– При чтении соблюдайте интонацию








– От имени автора (мальчика)

7) Игра «Собери пословицы» (работа в парах)

– Соберите пословицы о весне.

Как в марте зима
ни злится, …

Апрель – …

Апрель с водою – …

Май леса наряжает – …

снегогон, водолей,
соковик

а весне покорится

лето в гости ожидает

май с травою


Участвуют в игре

V. Итог урока. Рефлексия

– С какими произведениями познакомились?

– Какое задание наиболее понравилось?

– Что лучше всего получилось на уроке?

– Что узнали нового?

– Какова главная мысль рассказа? О чем хотел рассказать Э. Шим?

– Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

Отвечают на вопросы учителя

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения

Домашнее
задание

Упражняться в выразительном чтении рассказа
Э. Шима «Чем пахнет весна» (с. 94–95); по желанию выучить наизусть стихотворение С. Маршака «Весенняя песенка»; самостоятельно сочинить рассказ или стихотворение о весне, используя рифмы: пригревает – тает, лучи – ключи

Записывают задание на дом, задают вопросы

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что нужно еще усвоить