Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | – Давайте поприветствуем друг друга, улыбнитесь. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только такое настроение нам понадобится сегодня для нашей работы | Показывают подготовку к уроку. Эмоционально и психологически настраиваются на урок | Владеют навыками самоорганизации |
II. Проверка домашнего задания | Осуществляет проверку домашнего задания | Читают по ролям сказку Н. Сладкова «Снег и Ветер» | Осуществляют контроль и оценку учебной деятельности |
III. Актуализация знаний и практических умений | – Отгадайте загадку и узнаете, кто пришел к нам в гости на урок. Шагает красавица, Легко земли касается. Идет на поле, на реку, И по снежку, и по цветку. (Весна.) – Посмотрите на наш весенний вернисаж. К нам в гости пожаловала Весна. Как еще ее называют? – Как вы думаете, почему именно Весна пришла к нам на урок литературного чтения? – О чем мы будем говорить сегодня на уроке? – Какие произведения мы уже изучили? Тест 1. О каком хлебе просил русский народ весну? 1) обильном; 2) сильном; 3) высоком. 2. Из какого произведения строчка: «С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна…». 1) Рассказ А. Чехова «Весной»; 2) Сказка Г. Скребицкого «Весна-художник»; 3) Стихотворения А. Пушкина «Гонимы вешними лучами…». 3. В названии какого произведения есть ошибка? 1) Сказка Н. Сладкова «Снег и ветер»; 2) Песня «Весна, весна красная!»; 3) Рассказ А. Чехова «Весной». 4. Соедини стрелкой имя весны и название произведения, из которого оно взято: Весна красная Рассказ Г. Скребицкого «Весна-художник» Весна-красна Народная песня «Весна, весна красная!» | Отгадывают загадку. – Красавица Весна, Весна-красна, волшебница Весна, Весна-художник. – Потому что мы изучаем произведения о весне | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы |
IV. Изучение нового мате- риала. 1. Рассказ учи-теля о С. Мар-шаке | – Какие цвета в природе весной мы наблюдаем? – Какие звуки в природе весной мы слышим? – Все эти звуки создают особую музыку весны. Эти звуки подслушал поэт С. Маршак и написал свою «Весеннюю песенку». Но прежде чем приступить к изучению этого произведения, хочу сказать несколько слов о самом поэте. Родился Самуил Яковлевич в Воронежской губернии 22 ноября 1887 года в семье заводского техника, талантливого изобретателя. Сам он впоследствии стал не только известным и талантливым поэтом, но и драматургом, переводчиком, литературным критиком. Первая детская книга называлась «Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году | – Ярко-голубой, зеленый, желтый... – Пение птиц, журчание ручейков, жужжание насекомых | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, ответов сверстников. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыками осознанного чтения, способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками |
2. Ознакомительное чтение стихотворения | Читает | Внимательно слушают |
3. Проверка первичного восприятия | – Какое произведение вы прослушали? О чем оно? – Почему это стихотворение? Докажите. | – Стихотворение С. Маршака «Весенняя песенка», о весне. – Состоит из четверостиший, есть рифма |
4. Выборочное чтение | – Что изменилось в природе с приходом весны? Найдите ответ в тексте | |
Физкультминутка | А сейчас все по порядку Встанем дружно на зарядку. Руки в стороны, согнули, Вверх подняли и махнули. Спрятали за спину, Оглянулись! Через правое плечо, Через левое еще. | Дружно присели, Пяточки задели. На носочки поднялись, Руки вверх и руки вниз | | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
5. Работа с произведением Э. Шима «Чем пахнет весна». 1) Подготовка к первичному чтению | – А сегодня мы познакомимся с произведением Э. Шима «Чем пахнет весна» – Какие изменения в природе произошли с наступлением весны? – Изменились ли запахи? – Послушайте произведение Э. Шима «Чем пахнет весна» | – Стало теплее, солнце светит ярче, начал таять снег, появилась первая трава... – Запах свежести, цветов | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками |
2) Чтение про-изведения | Читает | Внимательно слушают |
3) Первичное восприятие | – Понравилось произведение? – Какие чувства оно вызывает? – Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого рассказа? – Почему автор его так озаглавил? – Чем пахнет весна, по мнению автора? | – Радости, счастья. – Солнечный весенний день, чирикают воробьи, расцветают подснежники. Высказывают свои предположения |
4) Моделирование обложки | – Назовите фамилию автора. Эдуард Юрьевич Шим (настоящая фамилия – Шмидт). Шим – хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов. Наблюдая будничную жизнь с ее заботами и тяготами, Шим отбирает события, которые чем-либо выделяются в этой жизни. Он любит изображать людей, которых что-то захватывает, удивляет и восхищает, которые испытывают душевный подъем и верят в добро. – Как автор озаглавил свое произведение? – Что это: сказка или рассказ? – Почему вы считаете, что это рассказ? – Соберите на доске модель, которая подходит к этому произведению. – О чем это произведение? – Какова главная мысль рассказа? Что хотел рассказать Э. Шим? | – Эдуард Шим. – «Чем пахнет весна». – Рассказ, это небольшое произведение; в нем автор рассказывает о событиях, которые могут произойти в жизни. – По форме записи – это не стихотво- рение. – Все это могло произойти на самом деле, значит, это рассказ. – О природе. – Настоящей весной пахнет тогда, когда появляются первые подснежники | Осуществляют логические действия, контроль и оценку учебной деятельности. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Высказывают и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения |
5) Деление текста на смысловые части (работа в парах) | – Как вы думаете, на сколько частей можно разделить это произведение? Разделите на части и озаглавьте. Проверка работы. 1. Разговор с мамой. 2. Улыбка весны. 3. Голос весны. 4. Первые подснежники | |
6) Упражнение в выразительном чтении | Правила выразительного чтения: • читайте внимательно; • передайте голосом восклицательную и вопросительную интонацию; • постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства. – От чьего имени ведется повествование? – Назовите вопросительные предложения. – Назовите восклицательные предложения. – При чтении соблюдайте интонацию | – От имени автора (мальчика) |
7) Игра «Собери пословицы» (работа в парах) | – Соберите пословицы о весне. Как в марте зима ни злится, … Апрель – … Апрель с водою – … Май леса наряжает – … | снегогон, водолей, соковик а весне покорится лето в гости ожидает май с травою | | Участвуют в игре |
V. Итог урока. Рефлексия | – С какими произведениями познакомились? – Какое задание наиболее понравилось? – Что лучше всего получилось на уроке? – Что узнали нового? – Какова главная мысль рассказа? О чем хотел рассказать Э. Шим? – Пригодятся ли вам эти знания в жизни? | Отвечают на вопросы учителя | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения |
Домашнее задание | Упражняться в выразительном чтении рассказа Э. Шима «Чем пахнет весна» (с. 94–95); по желанию выучить наизусть стихотворение С. Маршака «Весенняя песенка»; самостоятельно сочинить рассказ или стихотворение о весне, используя рифмы: пригревает – тает, лучи – ключи | Записывают задание на дом, задают вопросы | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить |