Урок 11
РАССКАЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
М. ПРИШВИН «ЛИСИЧКИН ХЛЕБ»
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с рассказом М. Пришвина «Лисичкин хлеб», для восприятия литературного произведения, составления схемы, моделирования обложки.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: осознают значимость чтения для развития и обучения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника;
метапредметные: регулятивные – принимают позицию слушателя в соответствии с учебной задачей; познавательные – знакомятся (рассматривают) с книгами о природе, слушают рассказ М. Пришвина, понимают фактическое содержание текста, отвечают на заданные вопросы, составляют схему «Дары леса», моделируют обложку книги; коммуникативные – используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
предметные: научатся отвечать на вопросы по содержанию произведения, правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), получат возможность научиться высказывать суждения о произведении и поступках героев.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
− Отгадайте загадку.
Богатырь стоит богат, угощает всех ребят.
Ваню – земляникой, Таню – костяникой,
Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой, Васю – хворостинкой!
− Что это? Кто догадался? (Лес.)
II. Введение в тему урока. Работа с книгами.
– Какие книги вы принесли на выставку? О чем они? (О природе.)
На доске модели обложек книг с произведениями разных жанров и тем.
– Расскажите о своей книге по плану:
1) фамилия автора;
2) заголовок;
3) показ модели обложки книги.
III. Работа по теме урока.
1. Слушание рассказа М. Пришвина «Лисичкин хлеб».
− Ребята, послушайте. Я хочу вас познакомить с рассказом писателя Михаила Михайловича Пришвина. Он написал много рассказов для детей. А мы познакомимся с рассказом, который называется «Лисичкин хлеб».
− Интересно, почему М. Пришвин так назвал свой рассказ? Тогда слушайте.
2. Беседа после слушания.
− Понравился вам рассказ? О какой птице рассказывает автор? Что автор рассказывает о сосновой смоле?
− Что увидела Зиночка под заячьей капустой? Как охотник назвал этот хлеб? Для чего охотник сказал Зиночке, что это лисичкин хлеб? Почему рассказ называется «Лисичкин хлеб»?
Слово об авторе (информация для учителя).
С детства М. Пришвин был очень любознательным и частенько задавал взрослым «глупые вопросы». Немного было людей, имевших терпение на них отвечать. Чаще говорили: «Ты еще маленький, не поймешь!»
Знать многое очень хотелось, значит, надо было расти. И он рос. Незаметно пришло время уезжать в город, в гимназию. За время обучения главным событием стал побег в неведомую страну Азию. Будучи первоклассником, он подговорил двух товарищей, и однажды сентябрьским утром они сели в лодку и отправились в... Азию искать счастья. Их, конечно, нашли и вернули в семьи, но мечты о путешествиях не оставляли будущего писателя. С дорожной сумкой и охотничьим ружьем он исходил сначала северные земли, затем азиатские степи. А вскоре родились и первые его книги о природе: «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком». Писатель-мудрец учит внимательно вглядываться в мир природы, задумываться о судьбе зверя и птицы, дерева и травы, открывать неразрывную связь всего сущего на земле. Произведения Пришвина поэтичны и похожи на стихи в прозе − «Лесная капель», «Глаза земли», «Золотой луг», «Незабудки». Он пришел в детскую литературу в 1925 году, но и сегодня его книги современны и поучительны.
Из воспоминаний В. Н. Пришвиной*.
Михаил Михайлович всё время поглядывает по сторонам, что-то обдумывает, время от времени присаживаясь, записывает быстро карандашом в карманную книжку. Потом встанет, блеснет веселым и внимательным глазом – и опять мы зашагаем рядом по дороге.
Когда дома он прочтет тебе записанное – дивишься: мимо всего этого сам ты шел, и видя – не видел, и слыша – не слышал! Получалось так, будто Михаил Михайлович идет следом за тобой; собирает твое, утерянное от твоего невнимания, и теперь приносит тебе же его как подарок.
Мы всегда возвращались с наших прогулок, нагруженные такими подарками.
Михаил Михайлович не только детский писатель – книги свои он писал для всех. Писал только о том, что он сам видел и сам пережил в природе.
Так, например, чтобы описать, как происходит весенний разлив рек, Михаил Михайлович строит себе из обыкновенного грузовика фанерный домик на колесах, берет с собой резиновую складную лодку, ружье и все что нужно для одинокой жизни в лесу, отправляется на места разлива реки нашей – Волги – и там наблюдает, как спасаются от заливающей сушу воды и самые крупные звери – лоси, и самые маленькие – водяные крысы и землеройки.
Так проходят дни: за костром, охотой, с удочкой, фотоаппаратом. Весна движется, земля начинает обсыхать, показывается трава, деревья зеленеют. Проходит лето, потом осень, наконец летят белые мухи и мороз начинает мостить дорогу в обратный путь. Тогда Михаил Михайлович возвращается к нам с новыми рассказами.
Все мы знаем и деревья в наших лесах, и цветы на лугах, и птиц, и разных зверушек. Но Пришвин поглядел на них своим особым зорким глазом и увидал такое, что нам и невдомек.
Даже солнце не все замечает! А художник узнает тайны природы и радуется, их открывая.
Михаил Михайлович посмотрел на березку и что-то записал в книжку.
– Что ты записал?
Он мне прочел:
– «Видел Снегурочку в лесу: одна сережка у нее из золотого листика, а другая еще зеленая».
И это был в тот раз его последний мне подарок.
3. Составление схемы «Дары леса, которые принес дедушка».
− Кто запомнил, какие «дары леса» принес дедушка?
− Нарисуйте их на своих листочках. (Дети работают на листочках: рисуют «дары леса», которые принес дедушка.)
Проверка выполненной работы.
− Какие «дары леса» принес дедушка?
Учитель прикрепляет картинки (или показывает слайды) с названными «дарами» или таблички с названиями на доску.
− Если хотите, дома доделайте свою работу и расскажите о ней родителям.
4. Выполнение заданий в учебнике.
Повторное чтение текста учителем. Последнюю часть текста читают дети.
Словарная работа.
− В рассказе встречаются слова, которые требуют разъяснения. Объясните, что значат слова добыча, Терентий (тетерев), сосновая смола, кукушкины слезы, заячья капуста, копуля.
Самостоятельное чтение рассказа «Лес».
− Ребята, какие деревья растут в лесу? Кто живет в лесу? Расскажите о тетереве, рябчике.
− Какие животные живут в лесу? Какие вы знаете лесные растения?
− Прочитайте цепочку слов. По какому признаку их объединили? Каким бывает хлеб?
− Прочитайте слова, похожие (противоположные) по смыслу. (Свежий – мягкий. Белый – черный.)
− Каким еще может быть хлеб?
5. Выполнение заданий в тетради.
6. Моделирование обложки книги.
− Нарисуйте модель обложки: как называется рассказ; напишите или «напечатайте» фамилию автора; напишите заголовок; укажите, что мы читали, о ком, о чем. (Дети самостоятельно рисуют модель обложки.)
Проверка выполненной работы.
− Прочитайте фамилию автора. Это рассказ, стихотворение или сказка? (Рассказ.) О чем рассказ? (О природе.) Как обозначили на модели? (Нарисовали зеленый прямоугольник.)
− Укажите заголовок. Прочитайте. Кто автор и как называется это произведение? (М. Пришвин. «Лисичкин хлеб».)
7. Работа с детскими книгами и рубрикой «Книжная полка» (по учебнику).
− Рассмотрите обложки детских книг. Назовите каждую.
− Ответьте на вопросы учебника.
− Рассмотрите модели и назовите книги, которые соответствуют предложенным моделям.
− К какой модели подходит прочитанный нами рассказ?
IV. Итог урока.
– Почему рассказ называется «Лисичкин хлеб»? Подходит ли к тексту название?
– Есть ли среди книг на нашей выставке книги М. Пришвина? Какие? (Имеются в виду книги, с которыми работали в начале урока.)
– Кто прочитал рассказы М. Пришвина? Чем они вам понравились? О чем он писал?
– Что вы можете сказать о человеке, который способен увидеть и услышать многое в природе и рассказать об этом? (Этот человек – как М. Пришвин – очень наблюдательный, любит природу, познает ее, радуется каждому общению с ней.)