Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда, Мы начнем урок, друзья! | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Выполните математический диктант. а) Назовите число, девятая часть которого равна: 2, 4, 6, 9. б) Сумма двух чисел равна 20. Назовите несколько пар таких чисел. в) Произведение двух чисел равно 12. Какие это числа? | Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания уст- ного счета | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
– Работаем с геометрическим материалом.  а) Уберите две палочки так, чтобы осталось 2 квадрата. Найдите несколько решений и сравните их. б) Уберите три палочки так, чтобы остался 1 квадрат. в) Уберите четыре палочки так, чтобы осталось 2 квадрата. г) Уберите четыре палочки так, чтобы остался 1 квадрат | Фронтальная | Устные ответы |
– Решите задачу. У Ксюши было 56 рублей. После того как она купила ручку и альбом, у нее осталось 30 р. Сколько стоил альбом, если ручка стоила 7 р.? | Решают задачу | Фронтальная | Устные ответы |
– Поставьте знаки «+» или «–». 8 (5 2) = 1 16 (3 4) = 9 13 (9 2) = 6 | 40 25 5 = 20 65 10 30 = 45 50 (43 10) = 83 | | Составляют числовые равенства | Фронтальная | Устные ответы |
III. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня на уроке мы будем составлять числовые выражения, содержащие одну или несколько пар скобок | Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
IV. Изучение нового материала | Работа по учебнику. Задание 1 (с. 100) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Рассмотрите в учебнике, как составлено выражение: 9 – (3 + 4). – Приглашаю к доске двоих учеников: один будет исполнять роль Зайца, а другой – Волка. Каждому из вас я даю карточки. – Сейчас я прочитаю сложное выражение, а вы должны объяснить, как оно составлено. В этом вам помогут Волк и Заяц. Выражение 9 – (3 + 4) можно прочитать так: «Из числа девять вычесть сумму трех и четырех». – Из чего составлено это выражение? Заяц, покажи карточку с числом. Это первая часть выражения. – Волк, покажи свою карточку. Что на ней написано? («Три плюс четыре» или «Сумма трех и четырех».) – Это вторая часть выражения. Каким знаком соединены эти две части? Заяц, покажи карточку со знаком и назови его. (Минус.) – Я запишу это выражение на доске и выделю в нем две части, вот так:  – Как вы думаете, какое действие надо выполнить первым – вычитание или сложение? А почему? (Потому что прежде чем из 9 вычитать сумму, надо ее вычислить, то есть сложить 3 и 4. На это указывают скобки.) – Рассмотрите в учебнике следующий рисунок: Волк пригласил Зайку к доске и велел ему выполнить действия, указанные в выражении, то есть найти значение этого выражения. Как Заяц справился с заданием? Прочитайте, что он написал на доске. – А теперь мы будем учиться читать сложные выражения. Назовите в выражении 9 – (3 + 4) первую часть (9), вторую часть (3 + 4). Что представляет собой сложное выражение: сумму или разность? Как это определить? Обычно выражение называют по последнему действию; здесь последним действием выполняется вычитание. Поэтому само выражение называется разностью. Послушайте, как я прочитаю это выражение: «Разность девяти и суммы трех и четырех». А теперь прочитаем текст в рамке (с. 100). Сложное выражение может называться суммой, разностью, произведением или частным. Это зависит от того, какое из этих действий выполняется при нахождении значения выражения последним. – Давайте потренируемся составлять сложные выражения и читать их. Мне будет помогать один из вас. Сейчас мы составим выражение. Как только я буду произносить слова «сумма», «разность», «произведение» или «частное», ученик будет открывать скобки. – Итак, слушаем. Надо составить выражение из разности... Что мы делаем? (Открываем скобки.) ... тридцати пяти и двадцати шести... Что мы запишем? (35 – 26.) Закрывай скобки. Продолжаем: знака «плюс» и частного ... (открываем скобки)... сорока пяти и девяти. Закрываем скобки. Получилась запись: (35 – 26) + (45 : 9). Прочитаем ее. (К разности 35 и 26 прибавить частное 45 и 9.) Прочитаем это выражение по-другому. Сколько частей в этом выражении? (Две: 35 – 26 и 45 : 5.) Какое действие выполняется последним? (Сложение.) Как же называется выражение? (Суммой.) Как его можно прочитать? Я начну, а вы продолжайте: «Сумма...». (Сумма разности тридцати пяти и двадцати шести и частного сорока пяти и девяти.) | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Анализируют выражение | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, а также круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; проводят подведение под понятие, выведение следствий; устанавливают причинно-следственные связи, представление цепочек объектов и явлений. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель учебной деятельности, план выполнения заданий с помощью учителя и самостоятельно, корректируют его в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 2 (с. 101) | – Составляем числовые выражения. Цель задания: научить составлять числовые выражения в 2–3 действия из частей (чисел, знаков арифметических действий, скобок). – При составлении выражения со словами «сумма», «разность», «произведение» и «частное» нужно использовать скобки. Когда выражение будет составлено, учитель дополнительно может спросить: – В каком порядке надо выполнять действия? – Какое действие последнее? – Как называется это выражение? – Чему равно значение выражения? Запись: (6 · 4) : 6 = 4 (3 + 6) · (4 + 5) = 81 (56 : 8) – (14 – 9) = 2 (40 – 5) + (24 : 6) = 39 | Составляют выражения по условию | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
V. Первичное осмысление и закрепление | Работа по учебнику. Задание 7 (с. 101) | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Решите задачу. – Прочитайте задачу.  – Что известно? Что требуется узнать? – Запишите кратко условие этой задачи. Запись:  Решение: 1) Сколько было грузовых машин? 24 : 6 = 4 (м.). 2) Сколько было автобусов? 4 · 2 = 8 (м.). Ответ: 8 автобусов | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Решают задачу по действиям | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий, корректируют его в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 8 (с. 102) | – Работаем с графами. – Прочитайте задание и выполните схемы-«машины». а)  Решение: 18 : 3 = 6. Ответ: 6. б)  Решение: 12 : 4 = 3. Ответ: 3. в)  Решение: 8 · 2 = 16. Ответ: 16 | Читают задание и выполняют схемы-«машины» | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Работа в печатной тетради № 2. Задание 6 | – По решению восстановите текст задачи. (Школьники посадили 4 ряда яблонь по 8 яблонь в каждом ряду и 3 ряда слив по 9 слив в каждом ряду. Сколько всего деревьев посадили школьники?) – Но задачу можно сформулировать по-другому, например: «Школьники посадили 3 ряда яблонь по 9 яблонь в каждом ряду и 4 ряда слив по 8 слив в каждом ряду. Сколько всего деревьев посадили школьники?»; «Школьники посадили 8 рядов яблонь по 4 яблони в каждом ряду и 9 рядов слив по 3 сливы в каждом ряду. Сколько всего деревьев посадили школьники?» | По данному решению восстанавливают текст задачи | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Как найти неизвестный множитель? – Как найти неизвестный делитель? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Проводит упражнение «Роза настроения». «Роза» делится на секторы – по количеству дней. Заполняется «роза» в конце дня. Дети, совещаясь, решают, какой цвет соответствует наиболее полно настроению в течение урока: • желтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение; • зеленый цвет – спокойное, уравновешенное; • синий цвет – грустное, печальное, тоскливое. В зависимости от этого дуга опускается вниз либо поднимается вверх, образуя один лепесток «розы». Далее лепесток закрашивается выбранным цветом. Если, по мнению ребят, настроение в конце дня изменилось, то при закрашивании один цвет плавно переходит в другой. Внутри лепестка можно написать объяснение, почему выбраны такой цвет и форма лепестка. В этом случае «роза» станет своеобразным дневником с оценкой каждого дня | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, достигнут ли результат, анализируют трудности, с которыми встретились на уроке | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 9 (учебник); № 1, 2 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |