СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 111. СОСТАВЛЕНИЕ ЧИСЛОВЫХ ВЫРАЖЕНИЙ.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способствовать развитию умения составлять числовые выражения из чисел и знаков действий; совершенствовать умения решать составные задачи; создать условия для формирования вычислительных навыков; развивать умение анализировать и делать выводы.

Просмотр содержимого документа
«Урок 111. СОСТАВЛЕНИЕ ЧИСЛОВЫХ ВЫРАЖЕНИЙ.»

Урок 111. СОСТАВЛЕНИЕ ЧИСЛОВЫХ ВЫРАЖЕНИЙ

Цели деятельности учителя

Способствовать развитию умения составлять числовые выражения из чисел и знаков действий; совершенствовать умения решать составные задачи; создать условия для формирования вычислительных навыков; развивать умение анализировать и делать выводы

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: различать числовое выражение и его значение; читать и составлять выражения и вычислять их значение; воспроизводить результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления; анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения; получат возможность научиться: составлять несложные числовые выражения в пределах 100 и выполнять их.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; коммуникативные – осуществлять выбор доказательств для аргументации своей точки зрения; регулятивные – планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Личностные: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Форма контроля

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда,

Мы начнем урок, друзья!

Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания

Фронтальная

Личностные: понимают
значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место

Устный опрос

II. Актуализация знаний

Устный счет
в игровой форме

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

– Выполните математический диктант.

а) Назовите число, девятая часть которого равна: 2, 4, 6, 9.

б) Сумма двух чисел равна 20. Назовите несколько пар таких чисел.

в) Произведение двух чисел равно 12. Какие это числа?

Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока.

Выполняют задания уст-

ного счета

Фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу

Устные ответы

– Работаем с геометрическим материалом.

а) Уберите две палочки так, чтобы осталось 2 квадрата. Найдите несколько решений и сравните их.

б) Уберите три палочки так, чтобы остался 1 квадрат.

в) Уберите четыре палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.

г) Уберите четыре палочки так, чтобы остался 1 квадрат

Фронтальная

Устные ответы

– Решите задачу.

У Ксюши было 56 рублей. После того как она купила ручку и альбом, у нее осталось 30 р. Сколько стоил альбом, если ручка стоила 7 р.?

Решают задачу

Фронтальная

Устные ответы

– Поставьте знаки «+» или «».

8  (5  2) = 1

16  (3  4) = 9

13  (9  2) = 6

40  25  5 = 20

65  10  30 = 45

50  (43  10) = 83

Составляют числовые равенства

Фронтальная

Устные ответы

III. Сообщение темы урока

Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока на доске.

– Определите цели урока, используя опорные слова.

– Сегодня на уроке мы будем составлять числовые выражения, содержащие одну или несколько пар скобок

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

Фронтальная

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные: определяют тему и цели урока.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Устные ответы

IV. Изучение нового материала

Работа по учебнику.

Задание 1
(с. 100)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Рассмотрите в учебнике, как составлено выражение:

9 – (3 + 4).

– Приглашаю к доске двоих учеников: один будет исполнять роль Зайца, а другой – Волка. Каждому из вас я даю карточки.

– Сейчас я прочитаю сложное выражение, а вы должны объяснить, как оно составлено. В этом вам помогут Волк и Заяц.

Выражение 9 – (3 + 4) можно прочитать так: «Из числа девять вычесть сумму трех и четырех».

– Из чего составлено это выражение? Заяц, покажи карточку с числом. Это первая часть выражения.

– Волк, покажи свою карточку. Что на ней написано?
(«Три плюс четыре» или «Сумма трех и четырех».)

– Это вторая часть выражения. Каким знаком соединены эти две части? Заяц, покажи карточку со знаком и назови его. (Минус.)

– Я запишу это выражение на доске и выделю в нем две части, вот так:

– Как вы думаете, какое действие надо выполнить первым – вычитание или сложение? А почему? (Потому что прежде чем из 9 вычитать сумму, надо ее вычислить, то есть сложить 3 и 4. На это указывают скобки.)

– Рассмотрите в учебнике следующий рисунок: Волк пригласил Зайку к доске и велел ему выполнить действия, указанные в выражении, то есть найти значение этого выражения. Как Заяц справился с заданием? Прочитайте, что он написал на доске.

– А теперь мы будем учиться читать сложные выражения. Назовите в выражении 9 – (3 + 4) первую часть (9), вторую часть (3 + 4). Что представляет собой сложное выражение: сумму или разность? Как это определить? Обычно выражение называют по последнему действию; здесь последним действием выполняется вычитание. Поэтому само выражение называется разностью. Послушайте, как я прочитаю это выражение: «Разность девяти и суммы трех и четырех». А теперь прочитаем текст в рамке (с. 100). Сложное выражение может называться суммой, разностью, произведением или частным. Это зависит от того, какое из этих действий выполняется при нахождении значения выражения последним.

– Давайте потренируемся составлять сложные выражения и читать их. Мне будет помогать один из вас. Сейчас мы составим выражение. Как только я буду произносить слова «сумма», «разность», «произведение» или «частное», ученик будет открывать скобки.

– Итак, слушаем. Надо составить выражение из разности... Что мы делаем? (Открываем скобки.) ... тридцати пяти и двадцати шести... Что мы запишем? (35 – 26.) Закрывай скобки. Продолжаем: знака «плюс» и частного ... (открываем скобки)... сорока пяти и девяти. Закрываем скобки. Получилась запись: (35 – 26) + (45 : 9). Прочитаем ее. (К разности 35 и 26 прибавить частное 45 и 9.) Прочитаем это выражение по-другому. Сколько частей в этом выражении? (Две: 35 – 26 и 45 : 5.) Какое действие выполняется последним? (Сложение.) Как же называется выражение? (Суммой.) Как его можно прочитать? Я начну, а вы продолжайте: «Сумма...». (Сумма разности тридцати пяти и двадцати шести и частного сорока пяти и девяти.)


Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Анализируют выражение

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, а также круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную

информацию в учебнике;

логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения,

сериации, классификации объектов; проводят подведение под понятие, выведение следствий; устанавливают причинно-следственные связи, представление цепочек объектов и явлений.

Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель учебной деятельности, план выполнения заданий с помощью учителя и самостоятельно, корректируют его в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения

Устные ответы.

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 2
(с. 101)

– Составляем числовые выражения.

Цель задания: научить составлять числовые выражения в 2–3 действия из частей (чисел, знаков арифметических действий, скобок).

– При составлении выражения со словами «сумма», «разность», «произведение» и «частное» нужно использовать скобки. Когда выражение будет составлено, учитель дополнительно может спросить:

– В каком порядке надо выполнять действия?

– Какое действие последнее?

– Как называется это выражение?

– Чему равно значение выражения?

Запись:

(6 · 4) : 6 = 4 (3 + 6) · (4 + 5) = 81

(56 : 8) – (14 – 9) = 2 (40 – 5) + (24 : 6) = 39

Составляют выражения по условию

Индивидуальная, фронтальная

Выполнение задания в рабочей тетради

V. Первичное осмысление и закрепление

Работа по учебнику.

Задание 7
(с. 101)

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Решите задачу.

– Прочитайте задачу.

– Что известно? Что требуется узнать?

– Запишите кратко условие этой задачи.

Запись:

Решение:

1) Сколько было грузовых машин?

24 : 6 = 4 (м.).

2) Сколько было автобусов?

4 · 2 = 8 (м.).

Ответ: 8 автобусов

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Решают задачу по действиям

Индивидуальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы
учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий, корректируют его
в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Выполнение задания

в рабочей тетради

Задание 8
(с. 102)

– Работаем с графами.

– Прочитайте задание и выполните схемы-«машины».

а)

Решение:

18 : 3 = 6.

Ответ: 6.

б)

Решение:

12 : 4 = 3.

Ответ: 3.

в)

Решение:

8 · 2 = 16.

Ответ: 16

Читают задание и выполняют схемы-«машины»

Индивидуальная

Выполнение задания в рабочей тетради

Работа в печатной тетради № 2.

Задание 6

– По решению восстановите текст задачи. (Школьники посадили 4 ряда яблонь по 8 яблонь в каждом ряду и 3 ряда слив по 9 слив в каждом ряду. Сколько всего деревьев посадили школьники?)

– Но задачу можно сформулировать по-другому, например: «Школьники посадили 3 ряда яблонь по 9 яблонь в каждом ряду и 4 ряда слив по 8 слив в каждом ряду. Сколько всего деревьев посадили школьники?»; «Школьники посадили 8 рядов яблонь по 4 яблони в каждом ряду и 9 рядов слив по 3 сливы в каждом ряду. Сколько всего деревьев посадили школьники?»

По данному решению восстанавливают текст задачи

Индивидуальная, фронтальная

Выполнение задания в рабочей тетради

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Как найти неизвестный множитель?

– Как найти неизвестный делитель?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Проводит упражнение «Роза настроения».

«Роза» делится на секторы – по количеству дней. Заполняется «роза» в конце дня. Дети, совещаясь, решают, какой цвет соответствует наиболее полно настроению в течение урока:

• желтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение;

• зеленый цвет – спокойное, уравновешенное;

• синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.

В зависимости от этого дуга опускается вниз либо поднимается вверх, образуя один лепесток «розы». Далее лепесток закрашивается выбранным цветом. Если, по мнению ребят, настроение в конце дня изменилось, то при закрашивании один цвет плавно переходит в другой.

Внутри лепестка можно написать объяснение, почему выбраны такой цвет и форма лепестка. В этом случае «роза» станет своеобразным дневником с оценкой каждого дня

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, достигнут ли результат,

анализируют трудности, с которыми встретились на уроке

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы

Оценивание учащихся за работу
на уроке

Домашнее
задание

Поясняет домашнее задание.

№ 9 (учебник); № 1, 2 (рабочая тетрадь)

Записывают задание

Фронтальная

Наблюдение