Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала | Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. – Что необходимо вам для того, чтобы урок прошел успешно? (Ответы учащихся.) | Сообщают о готовности к уроку | Фронтальная | Личностные: имеют желание учиться. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Выполним математический диктант. а) Число уменьшили на 8 и получили 20. Назовите это число. б) Число увеличили на 6 и получили 15. Назовите это число. в) Если число увеличить в 5 раз, получится 30. Какое это число? г) Если число уменьшить в 4 раза, получится 8. Какое это число? | Выполняют задания устного счета | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
– Работаем с геометрическим материалом.  а) Сколько на чертеже квадратов? Сколько других многоугольников? Какие это многоугольники? б) Уберите одну палочку так, чтобы осталось 3 квадрата. Найдите несколько решений и сравните их. в) Уберите одну палочку так, чтобы осталось 4 квадрата. Найдите несколько решений и сравните их. г) Уберите две палочки так, чтобы осталось 4 квадрата. | Работают с геометрическим материалом | Фронтальная | Устные ответы |
– Сравните время, которое показывают часы. По тому же правилу нарисуйте стрелки на последних часах.  | Определяют время | Фронтальная | Устные ответы |
III. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня мы продолжим составлять числовые выражения, используя числа и знаки действий | Формулируют тему и цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
IV. Изучение нового материала | Работа по учебнику. Задание 5 (с. 101) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Из скольких частей состоит выражение? – Какое действие будет выполняться последним? – Запишите выражение и вычислите его значение.  | Записывают выражение и вычисляют его значение | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, а также круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; проводят подведение под понятие, выведение следствий. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место, корректируют выполнение задания в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 6 (с. 101) | – Прочитайте текст. Является ли он задачей? – Что известно? Что требуется узнать? – Запишите кратко условие задачи. Запись: Было – 25 л. и 14 л. Израсходовал – 7 л. Осталось – ? л. Решение: 1) Сколько листов было? 25 + 14 = 39 (л.). 2) Сколько листов осталось? 39 – 7 = 32 (л.). Ответ: 32 листа | Решают задачу по действиям | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 15 (с. 103) | – Работаем с графами. – Запишите числа, которые в 5 раз меньше данных. Запись:  25 : 5 = 5.  45 : 5 = 9.  35 : 5 = 7.  20 : 5 = 4 | Составляют графические схемы. Выполняют вычисления | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 16 (с. 103) | – Решите задачу. – При установке забора рабочие вкопали 9 столбов на расстоянии 2 м друг от друга. Какой длины будет забор? Сделайте чертеж к задаче. 2 м Решение: 2 · 8 = 16 (м). Ответ: 16 м | Выполняют чертеж к задаче и решают ее | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
V. Первичное осмысление и закрепление | Работа по учебнику. Задание 17 (с. 103) | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? – Решите задачу разными способами. Способ 1. 1) 30 : 6 = 5 (дер.) – составляют шестую часть. 2) 5 · 5 = 25 (дер.) – яблони. 3) 30 – 25 = 5 (дер.) – вишни. Способ 2. 1) 6 – 5 = 1 (часть) – составляют вишни. 2) 30 : 6 = 5 (дер.) – составляют шестую часть. 3) 5 · 1 = 5 (дер.) – вишни. Ответ: 5 вишен | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Решают задачу разными способами | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учи- теля, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты, корректируют выполнение задания в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 18 (с. 103) | – Какая фигура является пересечением квадрата и луча? (Отрезок.) – Какая фигура является пересечением двух квадратов? (Восьмиугольник.) | Определяют, какая фигура является пересечением двух фигур | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 20 (с. 104) | – Найдите значения выражений слева и справа от знака равенства. Какие из записей неверные? 5 · 8 = 6 · 7 (неверно); 49 : 7 = 21 : 7 (неверно); | 52 + 0 = 52 – 0 (верно); 9 : 1 = 9 · 1 (верно) | | Находят неверные записи | Индивидуальная | Устные ответы |
Задание 21 (с. 104) | – Выполните вычисления и заполните таблицу. Номер шеста | Глубина | Длина шеста над водой | 1 | 1 дм | 3 м 3 дм 5 см | 2 | 4 дм 5 см | 3 м | 3 | 2 дм 1 см | 3 м 2 дм 4 см | 4 | 30 см | 3 м 1 дм 5 см | | Выполняют вычисления, заполняют таблицу | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Работа по карточкам | Карточка 1. Запишите выражения и вычислите их значения. а) Из числа 90 вычесть сумму чисел 42 и 8. б) Разность чисел 58 и 50 увеличить на 7. в) Из числа 39 вычесть разность чисел 17 и 8. г) Сумму чисел 13 и 7 уменьшить на 9. д) Из числа 38 вычесть разность чисел 17 и 9. е) Сумму чисел 7 и 6 уменьшить на 10. ж) К числу 8 прибавить разность чисел 75 и 70. и) Разность чисел 13 и 4 увеличить на 20. Карточка 2. В вазе было столько же яблок, сколько на тарелке. В вазу положили еще 5 яблок, и в ней стало 14 яблок. Сколько всего яблок стало на тарелке и в вазе вместе? Найдите выражение для решения задачи и вычислите его значение.  | Работают самостоятельно. Взаимо- проверка в парах | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Назовите компоненты всех арифметических действий. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Использует методику «Букет настроения». В начале урока учащимся раздают бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. – Если вам понравился урок и вы узнали что-то новое, то «поставьте» в вазу красный цветок, если не понравился – голубой | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; осознают качество и уровень усвоения; осуществляют оценку результатов работы | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 19 (учебник); № 4, 5 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |