СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 12. Мир византийской культуры.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Мир византийской культуры" ориентирована на 10 класс (базовый уровень); структурирована следующим образом: титульный слайд анонсирует тему урока, домашнее задание; далее: определены цели урока, формируемых знания, умения и навыки, выделен необходимый для усвоения понятийный ряд, план урока. Содержание основной части урока может быть использовано как путь дальнейших действий, как иллюстративный материал, как вариант для закрепления. Представлены вопросы для контроля за качеством усвоения учебного материала.

Просмотр содержимого документа
«Урок № 12. Мир византийской культуры.»

Урок № 12 МХК-10 Мир византийской культуры Д.З.: Гл.12, творческая мастерская стр. 128. © А.И. Колмаков

Урок № 12

МХК-10

Мир византийской культуры

Д.З.: Гл.12, творческая мастерская стр. 128.

© А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА  познакомить с художественным и музыкальным искусством Византии;  расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений;  воспитывать уважение к культуре других народов и к мировому культурному достоянию.

ЦЕЛИ УРОКА

  • познакомить с художественным и музыкальным искусством Византии;
  • расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений;
  • воспитывать уважение к культуре других народов и к мировому культурному достоянию.
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ мозаика; иконопись; божественное мироздание; христианство (православное, католическое); крестово-купольные храмы; иконопись; библейские сюжеты

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • мозаика;
  • иконопись;
  • божественное мироздание;
  • христианство (православное, католическое);
  • крестово-купольные храмы;
  • иконопись;
  • библейские сюжеты

Универсальные учебные действия

  • анализировать причины художественного подъема эпохи византийского искусства; систематизировать полученные знания о важнейших достижениях художественной культуры Византии; устанавливать связи между культурой Византии и античным искусством; выявлять характерные особенности византийской архитектуры; проводить сравнительный анализ конструкций базилик и крестовокупольных сооружений; комментировать существующие точки зрения на проблемы развития искусства мозаики, сравнивать художественную манеру их исполнения с мозаиками Древнего Рима; описывать памятники византийской иконописи, узнавать об их дальнейшей судьбе; проводить сравнительный анализ византийской мозаики с фреской Феофана Грека на один и тот же библейский сюжет; находить в Интернете необходимую информацию об истоках и развитии искусства иконописи; слушать церковные песнопения, самостоятельно определять характерные свойства камерно-вокальной музыки
  • анализировать причины художественного подъема эпохи византийского искусства;
  • систематизировать полученные знания о важнейших достижениях художественной культуры Византии;
  • устанавливать связи между культурой Византии и античным искусством;
  • выявлять характерные особенности византийской архитектуры;
  • проводить сравнительный анализ конструкций базилик и крестовокупольных сооружений;
  • комментировать существующие точки зрения на проблемы развития искусства мозаики, сравнивать художественную манеру их исполнения с мозаиками Древнего Рима;
  • описывать памятники византийской иконописи, узнавать об их дальнейшей судьбе;
  • проводить сравнительный анализ византийской мозаики с фреской Феофана Грека на один и тот же библейский сюжет;
  • находить в Интернете необходимую информацию об истоках и развитии искусства иконописи;
  • слушать церковные песнопения, самостоятельно определять характерные свойства камерно-вокальной музыки
Проверка знаний 1. Каковы истоки театрального искусства Древней Греции? Как осуществлялись первые постановки на театральной сцене? 2. Вспомните содержание греческих мифов об Орфее, флейте Пана, состязании Апполона и Марсия. Как они дополняют наши представления о значении музыки в жизни греческого общества? 3. Расскажите о музыкальной культуре Древней Греции. Как вы думаете, почему музыкальное искусство носило преимущественно вокальный характер? 4. Расскажите об особенностях развития театральной и музыкальной культуре Древнего Рима. 5. Почему искусство цирка пользовалось большим успехом в Древнем Риме?

Проверка знаний

1. Каковы истоки театрального искусства Древней Греции? Как осуществлялись первые постановки на театральной сцене?

2. Вспомните содержание греческих мифов об Орфее, флейте Пана, состязании Апполона и Марсия. Как они дополняют наши представления о значении музыки в жизни греческого общества?

3. Расскажите о музыкальной культуре Древней Греции. Как вы думаете, почему музыкальное искусство носило преимущественно вокальный характер?

4. Расскажите об особенностях развития театральной и музыкальной культуре Древнего Рима.

5. Почему искусство цирка пользовалось большим успехом в Древнем Риме?

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Достижения архитектуры. Мерцающий свет мозаик. Музыкальное искусство. Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет византийское искусство?

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Достижения архитектуры.
  • Мерцающий свет мозаик.
  • Музыкальное искусство.

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет византийское искусство?

подвопросы Достижения архитектуры. Сочетание элементов античного и восточного зодчества. Базилика, ее назначение, устройство, характерные черты внешнего и внутреннего облика. Понятие о крестовокупольном типе храма. Собор Святой Софии в Константинополе. Мерцающий свет мозаик. Основные темы и сюжеты, их символический смысл. Мозаики Равенны. Искусство иконописи. Происхождение икон. Понятие канона. Шедевры византийской иконописи. Музыкальное искусство. Церковная музыка. Основные виды церковного пения. Музыкально-поэтические импровизации на библейские сюжеты. Нотное письмо

подвопросы

  • Достижения архитектуры. Сочетание элементов античного и восточного зодчества. Базилика, ее назначение, устройство, характерные черты внешнего и внутреннего облика. Понятие о крестовокупольном типе храма. Собор Святой Софии в Константинополе.
  • Мерцающий свет мозаик. Основные темы и сюжеты, их символический смысл. Мозаики Равенны. Искусство иконописи. Происхождение икон. Понятие канона. Шедевры византийской иконописи.
  • Музыкальное искусство. Церковная музыка. Основные виды церковного пения. Музыкально-поэтические импровизации на библейские сюжеты. Нотное письмо
Римская империя до 395 года

Римская империя до 395 года

Распад Римской империи на две части: западную и восточную в 395 году Константинополь-пересечение торговых путей Сухопутного (Европа-Азия) морского(Средиземное-Черное)

Распад Римской империи на две части: западную и восточную в 395 году

Константинополь-пересечение торговых путей

Сухопутного (Европа-Азия) морского(Средиземное-Черное)

Историческая справка КОНСТАНТИНОПОЛЬ (Царьград), столица Византийской империи. Основан Константином I в 324-330гг на месте г.Византий. В 1453г взят турками, переименован в Инстанбул (Стамбул).  Византий Константинополь(Царьград) Стамбул

Историческая справка

  • КОНСТАНТИНОПОЛЬ (Царьград), столица Византийской империи.
  • Основан Константином I в 324-330гг на месте г.Византий.
  • В 1453г взят турками, переименован в Инстанбул (Стамбул).

Византий Константинополь(Царьград) Стамбул

Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден с Босфора «…и как корабль на высоких волнах моря, выделяется среди других строений»

Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден с Босфора «…и как корабль на высоких волнах моря, выделяется среди других строений»

Отныне здесь стали проводить императорские церемонии и торжественные богослужения.

Отныне здесь стали проводить императорские церемонии

и торжественные богослужения.

Снаружи храм отличается  спокойствием и строгостью

Снаружи храм отличается спокойствием и строгостью

 Интерьер поражал великолепием!   Два архитектора – Анфимий и Исидор блестяще справились с задачей. Оптический эффект потока света через окна породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи.

Интерьер поражал великолепием!

Два архитектора – Анфимий и Исидор блестяще справились с задачей. Оптический эффект потока света через окна породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи.

 Храм св. Софии в Константинополе. Интерьер

Храм св. Софии в Константинополе. Интерьер

 Храм св. Софии  в Константинополе. Интерьер .

Храм св. Софии в Константинополе. Интерьер .

 Храм св. Софии в Константинополе. Интерьер

Храм св. Софии в Константинополе. Интерьер

 Храм св. Софии в Константинополе. Интерьер

Храм св. Софии в Константинополе. Интерьер

После захвата города османами Софийский собор  был обращён в мечеть, достроены с четырех сторон минареты, а в 1935 году он приобрёл статус музея.  Храм Святой Софии в Константинополе (современный вид)

После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, достроены с четырех сторон минареты, а в 1935 году он приобрёл статус музея. Храм Святой Софии в Константинополе (современный вид)

София Константинопольская. План и разрез

София Константинопольская. План и разрез

Базилика БАЗИЛИКА (от греч. — царский дом ), вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на 3 или 5 частей (нефов )

Базилика

  • БАЗИЛИКА (от греч. — царский дом ), вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на 3 или 5 частей (нефов )
Неф НЕФ – (от лат. — корабль ), вытянутое помещение, ограниченное с обеих сторон рядом колонн или столбов.

Неф

НЕФ – (от лат. — корабль ), вытянутое помещение, ограниченное с обеих сторон рядом колонн или столбов.

КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ Новый тип христианского храма, в плане имеет форму креста с куполом в центре. Такие храмы во множестве строились в самой Византии и получили распространение во всех странах православной культуры, в том числе и на Руси.

КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ

  • Новый тип христианского храма, в плане имеет форму креста с куполом в центре.
  • Такие храмы во множестве строились в самой Византии и получили распространение во всех странах православной культуры, в том числе и на Руси.
АПСИДА АПСИДА , или а б сида (от греч. — свод ), полукруглый выступ здания перекрытый полукуполом. АЛТАРЬ АЛТАРЬ , (от лат. — высокий ), восточная часть храма, находящаяся на возвышении, предназначенная для священослужителей.

АПСИДА

  • АПСИДА , или а б сида (от греч. — свод ), полукруглый выступ здания перекрытый полукуполом.

АЛТАРЬ

  • АЛТАРЬ , (от лат. — высокий ), восточная часть храма, находящаяся на возвышении, предназначенная для священослужителей.
Во всех сферах жизни византийцев присутствовала внешняя помпезность, парадность, строгая обрядность

Во всех сферах жизни византийцев присутствовала внешняя помпезность, парадность, строгая обрядность

Сознание превосходства над культурой  народов остального мира

Сознание превосходства над культурой народов остального мира

Выход императора из дворца из свиты и большой охраны превращался в пышное торжество. Он выступал в расшитых золотом и жемчугом шелковых одеждах с венцом на голове, золотой цепью на шее и скипетром в руке.
  • Выход императора из дворца из свиты и большой охраны превращался в пышное торжество. Он выступал в расшитых золотом и жемчугом шелковых одеждах с венцом на голове, золотой цепью на шее и скипетром в руке.
мозаика Мозаика (от лат. букв.- посвященное музам)

мозаика

Мозаика (от лат. букв.- посвященное музам)

Император Юстиниан I Феодора, его супруга

Император Юстиниан I Феодора, его супруга

Император Юстиниан со свитой

Император Юстиниан со свитой". Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне

Запомни фрагмент и найди его на мозаичном панно

Запомни фрагмент

и найди его

на мозаичном панно

ФЕОДОРА, СУПРУГА ВИЗАНТИЙСКОГО ИМПЕРАТОРА ЮСТИНИАНАI. Мозаика в церкви Сан Витале в Равенне.

ФЕОДОРА, СУПРУГА ВИЗАНТИЙСКОГО ИМПЕРАТОРА ЮСТИНИАНАI. Мозаика в церкви Сан Витале в Равенне.

МОЗАИКА (фр. mosaique), изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д.;

МОЗАИКА (фр. mosaique), изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д.;

Смальта - цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок, применяемое для изготовления мозаик.

Смальта - цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок, применяемое для изготовления мозаик.

Одним из самых великих достижений византийского искусства являются иконы Одна из величайших святынь Византии — древнейшая икона Божией Матери — в XII веке была привезена  из Византии на Русь. Ныне эта драгоценнейшая святыня Русской земли известна во всем мире как Владимирская икона Божией Матери.

Одним из самых великих достижений византийского искусства являются иконы

  • Одна из величайших святынь Византии — древнейшая икона Божией Матери — в XII веке была привезена

из Византии на Русь. Ныне эта драгоценнейшая святыня Русской земли известна во всем мире как Владимирская икона Божией Матери.

Фреска - роспись  по сырой штукатурке Феофан  Грек . Ангел. Фреска из церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде Феофан  Грек . Троица.

Фреска - роспись

по сырой штукатурке

Феофан Грек . Ангел. Фреска из церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде

Феофан Грек . Троица.

Феофан Грек «Спас Пантократор»

Феофан Грек «Спас Пантократор»

Крещение Руси. Принятие христианства как государственной религии ставила Русь в один ряд с Византией.

Крещение Руси. Принятие христианства как государственной религии ставила Русь в один ряд с Византией.

Музыка Византийской Империи

Музыка Византийской Империи

Падение Византии  Под натиском турок-осман в 1453 г. Прекратила существование тысячелетняя история  Византийской империи. Вступление Мехмеда II в Константинополь.

Падение Византии

Под натиском

турок-осман в 1453 г.

Прекратила существование тысячелетняя история

Византийской империи.

Вступление Мехмеда II в Константинополь.

Византийская империя просуществовала с 4 по 15 вв.   Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 г., поставили точку в истории Византийской империи.  Но это не был конец ее художественного  и культурного развития. Наиболее великолепные и известные произведения искусства этой империи – это храмы, иконы, фрески, мозаики.

Византийская империя просуществовала с 4 по 15 вв. Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 г., поставили точку в истории Византийской империи. Но это не был конец ее художественного и культурного развития.

Наиболее великолепные и известные произведения искусства этой империи – это храмы, иконы, фрески, мозаики.

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

Творческая мастерская

Творческая мастерская

Рефлексия  Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
Вы можете использовать шаблон презентации:  Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов. Сайт: http :// pedsovet.su /
  • Вы можете использовать шаблон презентации: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов. Сайт: http :// pedsovet.su /