Урок № 12
МХК-10
Мир византийской культуры
Д.З.: Гл.12, творческая мастерская стр. 128.
© А.И. Колмаков
ЦЕЛИ УРОКА
- познакомить с художественным и музыкальным искусством Византии;
- расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений;
- воспитывать уважение к культуре других народов и к мировому культурному достоянию.
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ
- мозаика;
- иконопись;
- божественное мироздание;
- христианство (православное, католическое);
- крестово-купольные храмы;
- иконопись;
- библейские сюжеты
Универсальные учебные действия
- анализировать причины художественного подъема эпохи византийского искусства; систематизировать полученные знания о важнейших достижениях художественной культуры Византии; устанавливать связи между культурой Византии и античным искусством; выявлять характерные особенности византийской архитектуры; проводить сравнительный анализ конструкций базилик и крестовокупольных сооружений; комментировать существующие точки зрения на проблемы развития искусства мозаики, сравнивать художественную манеру их исполнения с мозаиками Древнего Рима; описывать памятники византийской иконописи, узнавать об их дальнейшей судьбе; проводить сравнительный анализ византийской мозаики с фреской Феофана Грека на один и тот же библейский сюжет; находить в Интернете необходимую информацию об истоках и развитии искусства иконописи; слушать церковные песнопения, самостоятельно определять характерные свойства камерно-вокальной музыки
- анализировать причины художественного подъема эпохи византийского искусства;
- систематизировать полученные знания о важнейших достижениях художественной культуры Византии;
- устанавливать связи между культурой Византии и античным искусством;
- выявлять характерные особенности византийской архитектуры;
- проводить сравнительный анализ конструкций базилик и крестовокупольных сооружений;
- комментировать существующие точки зрения на проблемы развития искусства мозаики, сравнивать художественную манеру их исполнения с мозаиками Древнего Рима;
- описывать памятники византийской иконописи, узнавать об их дальнейшей судьбе;
- проводить сравнительный анализ византийской мозаики с фреской Феофана Грека на один и тот же библейский сюжет;
- находить в Интернете необходимую информацию об истоках и развитии искусства иконописи;
- слушать церковные песнопения, самостоятельно определять характерные свойства камерно-вокальной музыки
Проверка знаний
1. Каковы истоки театрального искусства Древней Греции? Как осуществлялись первые постановки на театральной сцене?
2. Вспомните содержание греческих мифов об Орфее, флейте Пана, состязании Апполона и Марсия. Как они дополняют наши представления о значении музыки в жизни греческого общества?
3. Расскажите о музыкальной культуре Древней Греции. Как вы думаете, почему музыкальное искусство носило преимущественно вокальный характер?
4. Расскажите об особенностях развития театральной и музыкальной культуре Древнего Рима.
5. Почему искусство цирка пользовалось большим успехом в Древнем Риме?
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- Достижения архитектуры.
- Мерцающий свет мозаик.
- Музыкальное искусство.
Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет византийское искусство?
подвопросы
- Достижения архитектуры. Сочетание элементов античного и восточного зодчества. Базилика, ее назначение, устройство, характерные черты внешнего и внутреннего облика. Понятие о крестовокупольном типе храма. Собор Святой Софии в Константинополе.
- Мерцающий свет мозаик. Основные темы и сюжеты, их символический смысл. Мозаики Равенны. Искусство иконописи. Происхождение икон. Понятие канона. Шедевры византийской иконописи.
- Музыкальное искусство. Церковная музыка. Основные виды церковного пения. Музыкально-поэтические импровизации на библейские сюжеты. Нотное письмо
Римская империя до 395 года
Распад Римской империи на две части: западную и восточную в 395 году
Константинополь-пересечение торговых путей
Сухопутного (Европа-Азия) морского(Средиземное-Черное)
Историческая справка
- КОНСТАНТИНОПОЛЬ (Царьград), столица Византийской империи.
- Основан Константином I в 324-330гг на месте г.Византий.
- В 1453г взят турками, переименован в Инстанбул (Стамбул).
Византий Константинополь(Царьград) Стамбул
Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден с Босфора «…и как корабль на высоких волнах моря, выделяется среди других строений»
Отныне здесь стали проводить императорские церемонии
и торжественные богослужения.
Снаружи храм отличается спокойствием и строгостью
Интерьер поражал великолепием!
Два архитектора – Анфимий и Исидор блестяще справились с задачей. Оптический эффект потока света через окна породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи.
Храм св. Софии в Константинополе. Интерьер
Храм св. Софии в Константинополе. Интерьер .
Храм св. Софии в Константинополе. Интерьер
Храм св. Софии в Константинополе. Интерьер
После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, достроены с четырех сторон минареты, а в 1935 году он приобрёл статус музея. Храм Святой Софии в Константинополе (современный вид)
София Константинопольская. План и разрез
Базилика
- БАЗИЛИКА (от греч. — царский дом ), вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на 3 или 5 частей (нефов )
Неф
НЕФ – (от лат. — корабль ), вытянутое помещение, ограниченное с обеих сторон рядом колонн или столбов.
КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ
- Новый тип христианского храма, в плане имеет форму креста с куполом в центре.
- Такие храмы во множестве строились в самой Византии и получили распространение во всех странах православной культуры, в том числе и на Руси.
АПСИДА
- АПСИДА , или а б сида (от греч. — свод ), полукруглый выступ здания перекрытый полукуполом.
АЛТАРЬ
- АЛТАРЬ , (от лат. — высокий ), восточная часть храма, находящаяся на возвышении, предназначенная для священослужителей.
Во всех сферах жизни византийцев присутствовала внешняя помпезность, парадность, строгая обрядность
Сознание превосходства над культурой народов остального мира
- Выход императора из дворца из свиты и большой охраны превращался в пышное торжество. Он выступал в расшитых золотом и жемчугом шелковых одеждах с венцом на голове, золотой цепью на шее и скипетром в руке.
мозаика
Мозаика (от лат. букв.- посвященное музам)
Император Юстиниан I Феодора, его супруга
Император Юстиниан со свитой". Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне
Запомни фрагмент
и найди его
на мозаичном панно
ФЕОДОРА, СУПРУГА ВИЗАНТИЙСКОГО ИМПЕРАТОРА ЮСТИНИАНАI. Мозаика в церкви Сан Витале в Равенне.
МОЗАИКА (фр. mosaique), изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д.;
Смальта - цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок, применяемое для изготовления мозаик.
Одним из самых великих достижений византийского искусства являются иконы
- Одна из величайших святынь Византии — древнейшая икона Божией Матери — в XII веке была привезена
из Византии на Русь. Ныне эта драгоценнейшая святыня Русской земли известна во всем мире как Владимирская икона Божией Матери.
Фреска - роспись
по сырой штукатурке
Феофан Грек . Ангел. Фреска из церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде
Феофан Грек . Троица.
Феофан Грек «Спас Пантократор»
Крещение Руси. Принятие христианства как государственной религии ставила Русь в один ряд с Византией.
Музыка Византийской Империи
Падение Византии
Под натиском
турок-осман в 1453 г.
Прекратила существование тысячелетняя история
Византийской империи.
Вступление Мехмеда II в Константинополь.
Византийская империя просуществовала с 4 по 15 вв. Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 г., поставили точку в истории Византийской империи. Но это не был конец ее художественного и культурного развития.
Наиболее великолепные и известные произведения искусства этой империи – это храмы, иконы, фрески, мозаики.
Контрольные вопросы
Творческая мастерская
Рефлексия
Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
- Вы можете использовать шаблон презентации: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов. Сайт: http :// pedsovet.su /