Урок 12
описание внешности. слова, отвечающие
на вопросы «кто?», «что?», «какой?», «какая?»,
«какое?», «какие?»
Педагогические задачи: создать условия для выбора языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; научить выделять слова, называющие предметы и признаки, подбирать слова, соответствующие заданным звуковым моделям.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать, сравнивать слово и предложение, кратко характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твёрдые/мягкие, согласные звонкие/глухие); решать учебные и практические задачи – выделять слово из речевого потока, проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи, различать слова, называющие предметы и признаки, задавать вопросы к словам.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – усвоение понятия сравнение; овладение под руководством учителя приемом сравнения при описании внешности: сопоставление данного предмета с другими предметами, обладающими различными свойствами, с целью выявления этих свойств; применение на практике правила использования сравнения; логические – осуществление звукового анализа слов; использование алгоритма порядка действий при списывании.
Регулятивные: осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций.
Коммуникативные: строить устное высказывание на заданную тему с использованием простых распространенных предложений.
Личностные: умеют слушать собеседника, стремятся его понять; проявляют инициативу в процессе учебной деятельности; обнаруживают настойчивость в преодолении трудностей.
Сценарий урока
I. Организационный момент (Л.).
Каждый наш урок – как происшествие,
Нам на радость всем оно дано.
Ждет нас ежедневно путешествие,
Пусть же не кончается оно!
Учитель читает текст упражнения 1 на с. 37 в учебнике.
– Каким вы представили Дениску? Как вы поняли, что он очень худой?
II. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи (К. + Р.).
– С кем вас сравнивают? Вам это приятно? Почему? Прочитайте, с кем сравнила девочка Валя свою маму. Как вы думаете, маме понравилось? Почему?
– Давайте учиться точно описывать человека и находить такие сравнения, чтобы сравниваемому человеку было приятно.
III. «Открытие» новых знаний и способов деятельности.
1. Работа по учебнику (П. + К. + Р.).
– Прочитайте сведения о языке в рубрике «Обрати внимание» на с. 40.
– Что помогает ярче описывать внешность? Приведите примеры.
Задание рубрики «Если осталось время»: упражнение 3.
Комментированное выполнение упражнения 4.
Работа в парах (упражнение 5).
– Вспомните правила работы в парах. (Красивый, как принц; худенькая, как травинка; высокий, как жираф.)
Первичная проверка понимания изученного.
– Прочитайте восклицательные предложения упражнения 1.
– Объясните постановку восклицательного знака.
2. Работа в тетради «Русский язык».
Упражнение 1 «Дорисуй», с. 37. (Самостоятельное выполнение.) (Р.)
Дело было в старину –
По старинке и начну:
Жил да был Серый Волк.
Выл да выл Серый Волк
Дни и ночи напролет
(Сам он думал, что поёт).
Песню пел одну и ту же –
Нет её на свете хуже:
– Ухвачу-уу-у! Укушу-у-у!
Утащу-у-у! Удушу-у-у!
И – съем!
Волк – скажу вам наперёд –
Хоть фальшивит, но не врёт:
Тех, кто песню слушает,
Он охотно скушает.
Так представьте, каково
Слушать пение его!
Каково лесным зверятам
Жить с таким артистом рядом!
До того он надоел
Всем, кого он недоел, –
Впору тоже волком взвыть!
...Стали думать – как тут быть...
И ПРИДУМАЛИ!
Б. Заходер
– Хотите узнать, что придумали зверята? Найдите и прочитайте стихотворение Бориса Заходера «Волчок». Я предлагаю дорисовать волка так, чтобы он стал добрым.
Упражнение 2 «Напиши красиво». (Фронтальная работа.)
– Назовите элементы букв на первой строчке. (Короткая линия с закруглением внизу и короткая линия с закруглением внизу и короткой петлей.)
– Какие буквы можно написать, использую данные элементы? (Строчные буквы и, ц, щ.)
– Назовите сходства и отличия строчных букв, записанных на второй и третьей строках.
– На последней строчке запишите буквы и, ц, щ, чередуя их.
Упражнение 3 «Поставь в словах знак ударения. Раздели их на слоги». (Самостоятельное выполнение. В первом столбике двусложные слова с ударением на втором слоге. Во втором столбике двусложные слова с ударением на первом слоге. В третьем столбике трехсложные слова с ударением на втором слоге.)
– Над какими словами не поставили ударение? Почему? (Потому что по традиции знак ударения над буквой ё не ставится, так как ё всегда ударная.)
Расскажи-ка, буква «ё»,
Как твоё житьё-бытьё.
Буква «ё» даёт отчёт:
– Славно жизнь моя течёт:
С ударением дружу,
Потому и не тужу.
Упражнение 4 «Определи, о каких животных здесь говорится». (Фронтальная работа.) (П.).
– Задайте вопрос от слова «лиса» к словам «рыжая», «хитрая», «ловкая». (Лиса какая? Рыжая. Лиса какая? Хитрая. Лиса какая? Ловкая.)
Аналогичная работа со словом «медведь».
Упражнение 5 «Впиши названия животных или их клички». (Самостоятельное выполнение.) (П.).
– Выполняя задание, не попадите в смешную ситуацию, как герои небылицы.
Жили-были
Жили-были дед да баба с маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою называли Жучкой.
А хохлаткою они звали жеребёнка,
А ещё была у них курица Бурёнка.
А ещё у них была собачонка Мурка,
А ещё – два козла: Сивка да Бурка! Ю. Чёрных
– Вспомните, как пишутся слова – названия животных и слова – клички животных? (Слова – названия животных пишутся со строчной буквы, клички пишем с заглавной буквы.)
Упражнение 6 «Спиши» (Р.).
– Прочитайте текст. Поставьте ударение в словах, разделите их на слоги. Подчеркните в этих словах «опасные места».
Слово «счастлива» учитель выписывает на доску. После работы со словом учащиеся проговаривают его хором орфографически.
IV. Итог урока.
Переменка «Ребусы», с. 39 в тетради. (Ответы: защитник, калитка, зверь.)
4