Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. – На каждом уроке вы узнаете все больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я вижу, что вы готовы к новым знаниям, у нас обязательно все получится | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Выполните математический диктант. а) Число 8 умножьте на 6. Разделите 35 на 7. Сложите 16 и 8. Из 42 вычтите 11. б) Увеличьте 12 на 8 и из результата вычтите 4. Уменьшите 17 на 7 и к результату прибавьте 50. Увеличьте 9 в 8 раз и к результату прибавьте 8. Уменьшите 42 в 7 раз и результат увеличьте в 8 раз | Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
– Решите задачу. По таблице составьте три задачи и решите их. Было | 15 м. | ? | 18 м. | Уехало | 8 м. | 9 м. | ? | Осталось | ? | 3 м. | 10 м | Решение: 1) 15 – 8 = 7 (м.) – осталось. 2) 3 + 9 = 12 (м.) – было. 3) 18 – 10 = 8 (м.) – уехало. Ответ: 7 м., 12 м., 8 м. | Решают задачу | Фронтальная | Устные ответы |
– Заполните свободные клетки таблицы.  | Заполняют таблицу | Фронтальная | Устные ответы |
III. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня на уроке будем решать геометрические задачи | Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
IV. Изучение нового материала | Работа по учебнику. Задание 4 (с. 117) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. Задание направлено на дальнейшее уточнение знаний о диагоналях прямоугольника (квадрата). В результате выполнения этого упражнения учащиеся должны сделать следующие основные выводы: 1) У прямоугольника, не являющегося квадратом, диагональ не является осью симметрии, а у квадрата диагональ – ось симметрии. 2) У квадрата, так же как и у любого прямоугольника, диагонали равны | Делают вывод о симметричности вершин относительно данной диагонали | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают простые выводы. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют план выполнения заданий на уроке. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают собственную точку зрения | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 5 (с. 117) | – Рассмотрите рисунок. Какая фигура изображена? (Прямоугольник.) – Назовите вершины данного прямоугольника. (Вершины А, В, С, D.) – Назовите стороны прямоугольника АВСD. Что вы знаете о сторонах прямоугольника? (АВ = СD и ВС = АD.) – Назовите диагонали прямоугольника АВСD. Что вы знаете о диагоналях прямоугольника? (Диагонали АС, ВD равны.) | Чертят прямоугольник, не являю-щийся квадратом, проводят его диагонали | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 6 (с. 118) | – Используя зеркало, проверьте, симметричны ли противоположные вершины квадрата относительно его диагоналей | Используя зеркало, проверяют, симметричны ли противоположные вершины квадрата относительно его диагоналей | Индивидуальная | Наблюдение |
Задание 7 (с. 118) | Задание продолжает серию упражнений, направленных на формирование у учащихся умения выполнять логическую операцию «подведение под определение». Для того чтобы фигура была квадратом, необходимо выполнение двух условий: 1) фигура должна быть прямоугольником; 2) у нее все стороны должны иметь одну и ту же длину. В данном случае описывается именно такая фигура (прямоугольник, длина каждой стороны которого равна 9 см). Значит, это квадрат | Составляют план ответа на вопрос | Фронтальная | Устные ответы |
V. Первичное осмысление и закрепление | Работа по учебнику. Задание 16 (с. 119) | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Между каждыми двумя из пяти поселков ходят рейсовые автобусы. Сколько всего автобусных маршрутов между поселками? Опираясь на карточку-помощницу, постройте схему движения автобусов. Точками обозначены поселки, а линиями – маршруты автобусов. (См. Ресурсный материал.) Пересчитав число линий, получаем ответ на поставленный вопрос: всего между поселками 10 автобусных маршрутов | Строят схему движения автобусов. Решают комбинаторную задачу | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем, корректируют его в дальнейшем; используют в работе простейшие инструменты; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 17 (с. 120) | – Выразите данные величины в одних и тех же единицах. Проще всего 1 дм выразить в сантиметрах: 1 дм = 10 см. – С чего начинают построение отрезка? (Отмечают точку – один из концов отрезка, а затем прикладывают линейку так, чтобы нулевое деление совместилось с отмеченной точкой.) – Как же выбрать второй конец отрезка, не зная его длину? Вывод: в качестве второго конца отрезка можно выбрать любую точку между штрихами линейки 10 см и 12 см. Следовательно, можно начертить много различных отрезков. – Только для одного из этих отрезков мы можем указать длину (для отрезка длиной 11 см) | Чертят отрезки, формулируют вывод | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 18 (с. 120) | – Работаем с геометрическим материалом. – Рассмотрите чертеж. Является ли данная фигура прямоугольником? (Нет.) – Вырежьте такой четырехугольник. Разрежьте его на четыре равные части так, как показано на рисунке. Сложите из всех частей прямоугольник. (См. Ресурсный материал.) | Составля- ют прямоугольник, квадрат из частей | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 20 (с. 120) | – Рассмотрите чертеж. Какая фигура изображена? – Вырежьте 4 таких многоугольника и сложите из них квадрат. (См. Ресурсный материал.) | Работают с геометрическим материалом | Индивидуальная | Наблюдение |
Задание 21 (с. 120) | – Решите задачу. – Имеется 49 яблок. Сколько яблок не хватает, чтобы раздать шестерым детям по 9 штук? – Если шестерым детям раздать по 9 яблок, то потребуется 54 яблока. Решение: 6 · 9 = 54 (ябл.) А из условия задачи следует, что имеется всего 49 яблок, значит, не хватает 5 яблок. Решение: 54 – 49 = 5 (ябл.). Ответ: 5 яблок | Решают задачу | Фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 22 (с. 121) | – Что будет происходить с длинами сторон многоугольников при уменьшении или увеличении размеров фигур в несколько раз? (Длины сторон будут уменьшаться или увеличиваться во столько же раз.) – Какими будут стороны новых многоугольников? (Длины сторон будут в 2 раза больше.) Фигура | Длины сторон (старые) | Длины сторон (новые) | 1-й квадрат | 2 см | 4 см | 2-й квадрат | 15 мм | 30 мм | прямоугольник | 1 см и 3 см | 2 см и 6 см | (См. Ресурсный материал.) | Строят на листе тетради в клетку прямоугольники | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 23 (с. 121) | – Что будет происходить с длинами сторон многоугольников при уменьшении размеров фигур в 3 раза? (Длины сторон будут уменьшаться в 3 раза.) – Какими будут стороны новых многоугольников? (См. Ресурсный материал.) | Уменьшают размеры данных многоугольников | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Работа в печатной тетради № 2. Задание 7 | – Решите задачу. – Что известно? Что требуется узнать? – Составьте схему-«машину» и решите задачу. Запись:  Решение: 1) 16 + 16 = 32 (ф.) – всего. 2) 32 : 8 = 4 (ф.) – осталось. Ответ: 4 ф. | Составляют графическую схему. Решают задачу по действиям | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Назовите признаки квадрата. – Назовите признаки прямоугольника. – Что известно о диагоналях прямоугольника? – Какие стороны прямоугольника равны? – Продолжите предложения, записанные на доске: Урок… – заставил задуматься… – навел меня на размышления… | Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, достигнут ли результат | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; осуществляют оценку результатов работы | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 12, 14 (учебник); № 5, 6 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |