СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 127. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ХАВРОШЕЧКА».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: способствовать формированию навыков осознанного чтения, представлений о семье, человеческих отношениях, сути добра и зла, развитию речи обучающихся; содействовать воспитанию интереса к чтению, любви к родному языку.

Просмотр содержимого документа
«Урок 127. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ХАВРОШЕЧКА».»

Урок 127. Русская народная сказка «Хаврошечка»

Тип урока: изучение нового материала

Педагогические задачи: способствовать формированию навыков осознанного чтения, представлений о семье, человеческих отношениях, сути добра и зла, развитию речи обучающихся; содействовать воспитанию интереса к чтению, любви к родному языку

Планируемые результаты

Предметные: ориентируются в структуре и содержании сказки; различают главных и второстепенных героев; выражают свое отношение к ним; различают народные и авторские сказки

Метапредметные:

познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; строят речевые высказывания; овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; составляют несложные монологические высказывания о героях; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы;

регулятивные: умеют прогнозировать, предвосхищать результат и уровень усвоения, его временные характеристики;

коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания

Личностные: высказывают свое отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам

Образовательные ресурсы: модели обложек


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

– Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. 

На сегодняшнем уроке мы будем

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

План рассказа составлять,

Выразительно читать

Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей

Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке

II. Подготовительный этап

к изучению
нового материала

– Чему будет посвящен наш урок, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Много жанров есть на свете:

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прекрас.

– Догадались, чему будет посвящен урок?

– Сегодня на уроке мы побываем в гостях у сказки.

– Расскажите, какие группы сказок выделяют





– Сказка.


– Сказкам.


– Авторские, народные. Волшебные, бытовые, о животных

Умеют договариваться, находить общие решения.
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

III. Постановка учебной
задачи

– Сегодня на уроке мы будем не только читать и работать с текстом, но и размышлять, делать логические выводы.

– Прочитайте, как называется сказка, с которой будем работать?




– Русская народная сказка «Хаврошечка»

IV. Работа
по теме
урока.

1. Словарная работа

– В этой сказке встречаются слова, значение которых надо уточнить в словаре.

Пуд – старая русская мера веса, равная 16,38 кг.

Прясть – скручивая (волокна), делать нити.

Ткать – изготавливать материал из нитей.

– В древности готового полотна не было. Его нужно было сделать руками. Сначала пряли самопрялкой или куделем, затем ткали
на ткацком станке.

Готовое полотно весной белили на снегу. Затем складывали или закатывали в рулон. И только потом можно было шить себе одежду. Сколько нужно было работать, чтобы получилось красивое платье или рубашка!

Рябая (коровка) – пестрая, с пятнами другого цвета на основном фоне.

Заморили – здесь: замучили.

Распеклась (на солнышке) – пригрелась.

Затрагивать – говорить.

Лихо – зло.

Наливное (яблоко) – сочное, созревшее

Работают со словарями и учебником

Делают выводы в результате работы.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа
учителя.

Уважительно относятся
к труду.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Владеют навыками работы со справочной литературой.

Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, ответов сверст-ников.

Формулируют ответы

на поставленные учителем вопросы.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым
и сверстниками

2. Первичное чтение

Читает 1-ю часть сказки.

– О ком говорится в сказке?

– Кто ее главные герои?



– Как надо читать сказку?

– Как называется начало сказки?

Слушают.

Отвечают на вопросы.

– Крошечка-Хаврошечка, Коровушка-матушка, хозяйка и ее дочери: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка.


– Зачин

3. Проверка первичного восприятия

– Какой момент сказки показался самым интересным? Почему?

– Кто из героев вам особенно понравился?

– Прочитайте 2-ю часть сказки.


– Какая из сестер узнала тайну Хаврошечки?

Читает 3-ю часть сказки.

– Что задумала злая мачеха?

– Как отблагодарила Коровушка Хаврошечку за ее доброту?

– Прочитайте окончание сказки по цепочке




Читают 2-ю часть (подготовленные ученики).

– Триглазка.


Отвечают на вопросы.



Читают по цепочке

Физкультминутка

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно и сильнее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись

И остановились

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

4. Анализ произведения

– Почему «Хаврошечка» – волшебная сказка?

– Назовите главных героев.

– Почему девочку звали Крошечкой-Хаврошечкой?

– Какая она?


– Как жилось Хаврошечке?

– Как об этом говорится в сказке?

– Как относится хозяйка к Хаврошечке и своим
дочерям?

– Кому рассказывает девочка, как ей тяжело жить? Найдите в сказке и прочитайте.

– Выберите, как в сказке Хаврошечка называет свою корову? Почему?


– Как относилась корова к Хаврошечке?



– Как хозяйка узнала, что девочке помогает корова?

– Какой была последняя просьба Коровушки?

– Прочитайте описание яблоньки, которая выросла из косточек коровы.

– Почему Одноглазке, Двуглазке, Триглазке яблоня не дала яблок?

– Кто из героев вам больше понравился? Почему?

– Назовите черты характера Хаврошечки, сестер.


– Чем отличаются эти слова?


– Как называются слова, противоположные
по смыслу?

– Прочитайте последнее предложение – концовку сказки.

– Как вы понимаете смысл пословицы?


– Давайте и мы будем жить в мире и согласии, совершать только добрые поступки




– Добрая, сирота, трудолюбивая, послушная, работящая.







– Коровушка:

Коровушка любимая.

Коровушка-матушка.

Коровка моя.

– Заботилась, переживала, беспокоилась, ласкала, успокаивала, утешала, переживала, помогала, любила.








– Хаврошечка – трудолюбивая, добрая. Сестры – ленивые, злые.

– Эти слова противоположны
по смыслу.

– Антонимы.


– «В добре поживать, лиха не знать».


– Если человек делает добро, то ему люди будут отвечать тем же

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа
учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Делают выводы в результате работы

V. Первичное закрепление.

Работа в тетради (с. 83, задание 3)

– Прочитайте описание яблоньки. В каких словах слышится восхищение?

– Какое чудо всех удивляло? Подчеркните правильный ответ.

• Яблочки наливные;

• листья золотые;

• веточки серебряные.

– Почему же яблонька не дала сестрам яблок?








– Ленивые, не любили работать, обижали сироту

Осуществляют планирование, контроль и оценку учебных действий

VI. Итог урока. Рефлексия

– Какую сказку мы читали на уроке?

– Какая это сказка?

– Чему она учит?

– Нужны ли сказки взрослым? А детям?

Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников.

– Доброте

Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности

Домашнее

задание

Проиллюстрировать сказку.

1-й уровень: с. 127–133, вопросы, подробный
пересказ.

2-й уровень: рассказать сказку младшему брату, сестре или знакомому малышу

Записывают задание на дом, задают
вопросы

Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество
в поиске и сборе информации)