Просмотр содержимого документа
«Урок 13. А. С. Пушкин. Роман «Дубровский»: Андрей Дубровский и Кирила Троекуров. 6 класс.»
Урок 13. А. С. Пушкин. Роман «Дубровский»: Андрей Дубровский и Кирила Троекуров.
Основное содержание урока:
История создания романа. Картины жизни русского барства. Троекуров и его крепостные. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. Характеры помещиков.
Основные виды деятельности:
Чтение статьи учебника «О романе „Дубровский“» и составление её плана. Чтение и пересказ справки об истории создания романа «Дубровский» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»). Восприятие и выразительное чтение фрагментов романа (в том числе по ролям). Нахождение незнакомых слов и определение их значения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устные высказывания по плану, составленному учащимися. Устное иллюстрирование. Обсуждение иллюстраций учебника к роману «Дубровский».
Содержание урока
I. История создания романа
1. Сообщение ученика об истории создания романа «Дубровский» (на основе статьи из практикума «Читаем, думаем, спорим...» — Приложение 1).
Дополнения учителя.
2. Чтение статьи учебника «О романе „Дубровский“» и составление её плана.
Образец плана:
В основе романа лежит реальный жизненный факт.
«Обыкновенность» Дубровского.
Истоки дружбы и вражды Троекурова и Дубровского.
Три жизненные роли Владимира Дубровского.
Маша Троекурова как жертва обстоятельств.
Причины крестьянского бунта.
3. Ответы на вопросы из раздела учебника «Проверьте себя».
4. Лексический и историко-культурный комментарий к словам и выражениям (не считая выделенных в учебнике): приказчик, навеселе, наливки, с повинной и др.
Картины жизни русского барства. Троекуров и его крепостные.
Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова
II. Беседа о первых впечатлениях о романе (см. раздел учебника «Размышляем о прочитанном»).
III. Выразительное чтение учителем и актёрское чтение начала романа (гл. I с начала до слов «...но мысли его вскоре приняли другое направление»).
IV. Выполнение заданий из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
V. Фронтальная беседа:
Ответы на вопросы 1—3 к гл. I из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Дайте характеристику Троекурову. Подтвердите свои мысли цитатами.
Как ведут себя его крепостные? Почему?
Ответ на вопрос 4 к гл. I из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
На какие качества характеров Троекурова и Андрея Дубровского указывает сцена ссоры на псарне?
В чём причина их ссоры?
Ответ на вопрос 5 к гл. I из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
В чём проявилось властолюбие Троекурова и самолюбие Андрея Дубровского?
Какие детали говорят о внутреннем состоянии героев? Приведите примеры.
Дайте оценку иллюстрациям учебника к гл. I.
VI. Чтение по ролям диалога Троекурова с Шабашкиным (гл. I).
Зачем Троекуров решил завладеть Кистенёвкой обманным путём? Как это его характеризует?
VII. Пересказ сцены решения суда (гл. II).
Ответы на вопросы 1—3 к гл. II из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Зачем автор показывает картину сумасшествия Дубровского в суде?
Характеры помещиков
VIII. Практическая работа.
Составление плана сравнительной характеристики героев:
Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. (Подбор цитат, характеризующих героев.)
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА План сравнительной характеристики героев |
Характеристика героев | Дубровский | Троекуров |
Внешность | | |
Поступки | | |
Черты характера | | |
Речь | | |
Зачем автор показывает нам конфликт двух помещиков?
На чьей стороне автор? Как вы догадались?
Что мы узнаём о Владимире Дубровском из гл. III?
IX. Ответы на вопросы 1—3 к гл. III из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
X. Выразительное чтение по ролям диалога Владимира Дубровского и кучера Антона.
О каких отношениях между крепостными и господами мы узнаём из этого диалога?
Какие элементы композиции использует автор в первых главах романа?
(Портреты, речевые характеристики, письма и др.)
С какой целью?
XI. Домашнее задание
Перечитать и подготовить пересказ гл. IV-VII «Дубровский».
Создать письменную сравнительную характеристику Троекурова и Дубровского-старшего.
Индивидуальное задание.
Создать иллюстрации к эпизодам романа и подготовиться к их презентации и защите.
Приложение 1
"Дубровский"
(из практикума «Читаем, думаем, спорим...», стр. 29-30)
Над романом «Дубровский» А.С. Пушкин работал с 21 октября 1832 года по 6 февраля 1833 года. Роман не был завершён При жизни поэта произведение не было опубликовано. Издатели назвали рукопись по имени главного героя.
В основу романа "Дубровский" легли рассказы о реальных событиях тех лет. Споры помещиков между собой за право владеть землёй были довольно часты. Судьи, как правило, принимали сторону богатого и влиятельного барина, поэтому богачи разоряли небогатых соседей.
Хорошо известно, что в основу романа "Дубровский" легла рассказанная Пушкину его другом П.В. Нащокиным история об одном небогатом дворянине по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю. Он был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить...
Известно также, что перед началом работы над романом Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривалось судебное дело нижегородского помещика Дубровского, у которого незаконно было отнято имение. Уездный суд утвердил это решение.
Таким образом, в основу романа А.С.Пушкина легли жизненные обстоятельства.
"Дубровский" был высоко оценён русской критикой. Известный критик В.Г.Белинский считал роман "Дубровский тем" поэтическим созданием, которым по справедливости всегда может гордиться русское общество"
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021.