СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 13. А. С. Пушкин. Роман «Дубровский»: Андрей Дубровский и Кирила Троекуров. 6 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока: История создания романа. Картины жизни русского барства. Троекуров и его крепостные. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. Характеры помещиков.

Просмотр содержимого документа
«Урок 13. А. С. Пушкин. Роман «Дубровский»: Андрей Дубровский и Кирила Троекуров. 6 класс.»

Урок 13. А. С. Пушкин. Роман «Дубровский»: Андрей Дубровский и Кирила Троекуров.

Основное содержание урока:
История создания романа. Картины жизни русского барства. Троекуров и его крепостные. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. Характеры помещиков.

Основные виды деятельности:
Чтение статьи учебника «О романе „Дубровский“» и составление её плана. Чтение и пересказ справки об истории создания романа «Дубровский» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»). Восприятие и выразительное чтение фрагментов романа (в том числе по ролям). Нахождение незнакомых слов и определение их значения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устные высказывания по плану, составленному учащимися. Устное иллюстрирование. Обсуждение иллюстраций учебника к роману «Дубровский».

Содержание урока

I. История создания романа

1. Сообщение ученика об истории создания романа «Дубровский» (на основе статьи из практикума «Читаем, думаем, спорим...» — Приложение 1).
Дополнения учителя.

2. Чтение статьи учебника «О романе „Дубровский“» и составление её плана.
Образец плана:
В основе романа лежит реальный жизненный факт.
«Обыкновенность» Дубровского.
Истоки дружбы и вражды Троекурова и Дубровского.
Три жизненные роли Владимира Дубровского.
Маша Троекурова как жертва обстоятельств.
Причины крестьянского бунта.

3. Ответы на вопросы из раздела учебника «Проверьте себя».

4. Лексический и историко-культурный комментарий к словам и выражениям (не считая выделенных в учебнике): приказчик, навеселе, наливки, с повинной и др.

Картины жизни русского барства. Троекуров и его крепостные.
Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова

II. Беседа о первых впечатлениях о романе 
(см. раздел учебника «Размышляем о прочитанном»).

III. Выразительное чтение учителем и актёрское чтение начала романа (гл. I с начала до слов «...но мысли его вскоре приняли другое направление»).

IV. Выполнение заданий из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

V. Фронтальная беседа:

Ответы на вопросы 1—3 к гл. I из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Дайте характеристику Троекурову. Подтвердите свои мысли цитатами.

Как ведут себя его крепостные? Почему?

Ответ на вопрос 4 к гл. I из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

На какие качества характеров Троекурова и Андрея Дубровского указывает сцена ссоры на псарне?

В чём причина их ссоры?

Ответ на вопрос 5 к гл. I из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

В чём проявилось властолюбие Троекурова и самолюбие Андрея Дубровского?

Какие детали говорят о внутреннем состоянии героев? Приведите примеры.

Дайте оценку иллюстрациям учебника к гл. I.

VI. Чтение по ролям диалога Троекурова с Шабашкиным (гл. I).

Зачем Троекуров решил завладеть Кистенёвкой обманным путём? Как это его характеризует?

VII. Пересказ сцены решения суда (гл. II).

Ответы на вопросы 1—3 к гл. II из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Зачем автор показывает картину сумасшествия Дубровского в суде?

Характеры помещиков
VIII. Практическая работа.
Составление плана 
сравнительной характеристики героев:
Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. 
(Подбор цитат, характеризующих героев.)


ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
План сравнительной характеристики героев

Характеристика героев

Дубровский

Троекуров

Внешность

  

  

Поступки

  

  

Черты характера

  

  

Речь

  

  



Зачем автор показывает нам конфликт двух помещиков?

На чьей стороне автор? Как вы догадались?

Что мы узнаём о Владимире Дубровском из гл. III?

IX. Ответы на вопросы 1—3 к гл. III из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

X. Выразительное чтение по ролям диалога Владимира Дубровского и кучера Антона.  

О каких отношениях между крепостными и господами мы узнаём из этого диалога?

Какие элементы композиции использует автор в первых главах романа?
(Портреты, речевые характеристики, письма и др.)
С какой целью?

XI. Домашнее задание

Перечитать и подготовить пересказ гл. IV-VII «Дубровский».

Создать письменную сравнительную характеристику Троекурова и Дубровского-старшего.

Индивидуальное задание.
Создать иллюстрации к эпизодам романа и подготовиться к их презентации и защите.


Приложение 1

"Дубровский"
(из практикума «Читаем, думаем, спорим...», стр. 29-30)
Над романом «Дубровский» А.С. Пушкин работал с 21 октября 1832 года по 6 февраля 1833 года. Роман не был завершён При жизни поэта произведение не было опубликовано. Издатели назвали рукопись по имени главного героя.
В основу романа "Дубровский" легли рассказы о реальных событиях тех лет. Споры помещиков между собой за право владеть землёй были довольно часты. Судьи, как правило, принимали сторону богатого и влиятельного барина, поэтому богачи разоряли небогатых соседей.
Хорошо известно, что в основу романа "Дубровский" легла рассказанная Пушкину его другом П.В. Нащокиным история об одном небогатом дворянине по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю. Он был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить...
Известно также, что перед началом работы над романом Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривалось судебное дело нижегородского помещика Дубровского, у которого незаконно было отнято имение. Уездный суд утвердил это решение.
Таким образом, в основу романа А.С.Пушкина легли жизненные обстоятельства.
"Дубровский" был высоко оценён русской критикой. Известный критик В.Г.Белинский считал роман "Дубровский тем" поэтическим созданием, которым по справедливости всегда может гордиться русское общество"



Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021.