Урок 13
ЛИТЕРАТУРНЫЕ (АВТОРСКИЕ) СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
М. ПЛЯЦКОВСКИЙ «ДОБРАЯ ЛОШАДЬ»
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования понятия о жанрах (рассказ, стихотворение, сказка), для развития умения выражать и формулировать свое отношение к героям произведений, воспитания уважительного отношения к окружающему миру (природе, животным, людям).
Планируемые результаты (УУД):
личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения, испытывают потребность в систематическом чтении;
метапредметные: регулятивные – оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, анализируют собственную работу: соотносят план и совершенные операции, выделяют этапы и оценивают меру освоения каждого, находят ошибки, устанавливают их причины; познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, выполняют учебные задачи; коммуникативные – используют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими;
предметные: научатся читать вслух произведения разных жанров и отвечать на вопросы по содержанию, составлять схематический план и рассказывать по нему (под руководством учителя); получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения.
Сценарий урока
I. Организационный момент. Знакомство с новым разделом.
К чтению с почтением надо относиться.
Поскорей за книжки, милые ребятки,
Много нужно прочитать, чтобы человеком стать!
(По В.Татаринову.)
− Прочитайте название раздела. Назовите писателей, которые уже учили вас уму-разуму. Какие произведения вам особенно запомнились?
− Откройте содержание и прочитайте, какие произведения подарят вам авторы в этом разделе.
II. Объявление темы урока.
− Прочитайте заголовок текста, который вы будете сегодня читать. Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение? Почему вы так решили?
− Сегодня вы познакомитесь с авторской сказкой. Каких поэтов и писателей-сказочников вы знаете? Назовите их сказки.
Слайд с портретом М. Пляцковского.
− Прочитайте фамилию автора.
Михаил Спартакович Пляцковский (1935−1991) написал текст многих известных детских песен («Улыбка», «Вместе весело шагать») и сказки для детей. Познакомьтесь с книгами писателя «Добрые друзья. Сказки и стихи», «Солнышко на память», «Умка хочет летать» и др.
III. Работа по теме урока.
1. Работа с произведением М. Пляцковского «Добрая лошадь».
Первичное восприятие (чтение учителем, дети следят по тексту).
− Что вы можете сказать о лошади? Поделитесь впечатлениями.
− Перечитайте сказку самостоятельно и подготовьтесь ответить на вопросы 1, 2 к тексту.
Самостоятельная работа в тетради.
Проверка выполнения самостоятельной работы.
Чтение отрывка, соответствующего рисунку.
Подтверждение ответов кроссворда зачитыванием слов или предложений из сказки.
Выполнение заданий 3, 4 в учебнике.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Отработка интонации для чтения роли каждого персонажа сказки.
− Кто из героев сказки заслуживает одобрения? Осуждения?
Выразительное чтение сказки по ролям.
− Придумайте свои варианты окончания сказки.
2. Повторение изученных литературных сказок.
− Дополните модель.
IV. Итог урока.
− Чему учит сказка? (Заступаться за младших, не давать их в обиду.)
Для самостоятельной работы: выразительное чтение сказки; придумать историю с героями сказки.