СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 131. Ш. ПЕРРО «КОТ В САПОГАХ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: познакомить с творчеством Ш. Перро; расширить представления о волшебной сказке, об историческом развитии жанра сказки и рассмотреть этот процесс на ленте времени; восстановить вместе с детьми ход сказки, обнаружив завязку, кульминацию, развязку; развивать творческие способности; содействовать воспитанию нравственных черт характера

Просмотр содержимого документа
«Урок 131. Ш. ПЕРРО «КОТ В САПОГАХ».»

Урок 131. Ш. Перро «Кот в сапогах»
(перевод Т. Габбе и А. Любарской)

Тип урока: изучение нового материала

Педагогические задачи: познакомить с творчеством Ш. Перро; расширить представления о волшебной сказке, об историческом развитии жанра сказки и рассмотреть этот процесс на ленте времени; восстановить вместе с детьми ход сказки, обнаружив завязку, кульминацию, развязку; развивать творческие способности; содействовать воспитанию нравственных черт характера

Планируемые результаты

Предметные: ориентируются в структуре и содержании сказки; различают главных и второстепенных героев; выражают свое отношение к ним; различают народные и авторские сказки

Метапредметные:

познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; строят речевые высказывания; структурируют знания; овладевают приемами понимания произведения; составляют несложные монологические высказывания о героях; осуществляют анализ, сравнение; делают выводы;

регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме;

коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушают и понимают речь других

Личностные: задаются вопросом о том, какое значение, смысл имеет для них учение, и умеют находить ответ на него

Образовательные ресурсы: карточки с заданиями, тест, кроссворд, портрет Ш. Перро, иллюстрации к сказке, книги и раскраски, модели обложек


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

– Ребята, отгадайте загадку.

Есть у радости подруга

В виде полукруга

На лице она живет.

То куда-то вдруг уйдет.

То внезапно возвратится,

Грусть-тоска ее боится. (Улыбка.)

– Улыбка нужна нам самим и другим людям, чтобы им было с нами хорошо, легко и радостно. Поэт Владимир Солоухин говорит: «Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнется, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет». Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне

Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке.

Настраиваются на работу

Совместно договариваются о правилах поведения и общения в школе и следуют им

II. Актуализация знаний

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица:

Чуть спугнёшь и не найти.

Ты за нею на порог, а ее и нету…

Только тысячи дорог разбрелись по свету.

По какой она пойдет? Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить, или мчать откуда…

Только там, где сказке быть, – там случится чудо…

У нее чудес запас и всегда готово

Каждый раз для всех для нас – золотое слово.

– Сегодня к нам на урок пришел гость. Угадайте, кто это.

Живет в доме хозяин:

Шубка атласная,

Лапки бархатные,

Ушки чуткие.

Днем спит или сказку говорит,

Ночью бродит, на охоту ходит,

Мышек сторожит.

– Назовите сказки, героем которых является кот.

Что за зверь гуляет в сказке,

Усы топорщит, щурит глазки,

В шляпе, с саблею в руках

И в огромных сапогах?

– Кто написал эту сказку?

– Прочитайте имя и фамилию автора.

– Давным-давно (триста лет тому назад) в одной стране
(она называется Франция) в семье адвоката родился Шарль Перро.

У Шарля Перро было четверо братьев. Они были так похожи друг на друга, что даже писали одинаково. Старшего брата звали Пьер – он стал адвокатом. Клод выучился на врача, но все свои досуги посвящал архитектуре. Никола стал ученым богословом и математиком. А младший, Шарль, посвятил себя делам государственным. Генеральный секретарь в интендантстве королевских построек, член Французской Академии, физик, анатом, языковед.

Но государственные заслуги Шарля скоро забылись, потому что запомнилось совершенно другое – сказки господина генерального секретаря. Зато они запомнились так крепко, что
и три века спустя французы считают «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями» одним из самых славных созданий национального духа.

– Какие сказки написал Шарль Перро?

– Какие из них вы читали?

Слушают выразительное чтение стихотворения о сказках учителя














– Кот.

– «Кот и лиса», «Дядя Федор, пес и кот», «Кот в сапогах» и др.




– «Кот в сапогах».

– Шарль Перро.


















Отвечают на вопросы

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой
проблеме.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа
учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы

III. Сообщение темы
урока

– Сегодня мы познакомимся со сказкой «Кот в сапогах»

Внимательно слушают

Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

IV. Работа
по теме урока.

1. Словарная
работа

Мельник – владелец мельницы или работник на мельнице.

Мельница – помещение, в котором делают муку из зерна.

Нотариус – человек, оформляющий различные документы.

Наследство – имущество, переходящее после смерти его владельца к новому лицу.

Муфта – открытый с двух сторон мешочек из меха для согревания рук.

Отруби – отходы производства муки.

Заячья капуста – дикая трава, растущая в лесах и на лугах.

Коварство – злонамеренность, прикрытая показным доброжелательством.

Простак – простодушный или недалекий человек.

Маркиз – дворянский титул.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания.

Покои – внутренние помещения, комнаты.

Почтительный – относящийся к кому-нибудь с уважением.

Скромный – сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг, нехвастливый.

Восторг – подъем радостных чувств, восхищение.

Жнец – тот, кто жнет, срезает под корень стебли зерновых.

Черепица – покрытие крыши в виде пластинок из обожженной глины.

Проворно – быстро, торопливо.

Великолепный – роскошный, красивый.

Объясняют значение слов и выражений

Владеют навыками работы со справочной литературой.

Извлекают необходимую информацию из ответов сверстников, рассказа учителя.

2. Чтение сказки учителем
и обучающи-мися


Внимательно слушают

3. Беседа

– В чем заключается смысл сказки?

– Какое имя придумал своему хозяину Кот в сапогах?

– Кто первым попался в мешок Коту?

– Кто сказал королю, что поля принадлежат маркизу
Карабасу?

– Каких птиц преподнес в дар королю Кот?


– Маркиз.

– Кролик.

– Жнецы.


– Куропаток

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

4. Работа над содержанием

– Сколько у мельника было сыновей?

– Как поделили братья наследство?

– Обрадовался ли младший брат наследству?

– Прочитайте, как утешал хозяина Кот.

– Что попросил Кот у хозяина?

– Что сделал Кот, чтобы доказать, что младшего брата не обделили, отдав его в наследство?

– Куда отправился Кот, получив пару сапог?

– Кого он поймал в лесу?

– Куда он отправился с добычей?

– Какое имя он выдумал для хозяина?

– Кого Кот поймал через несколько дней?

– Куда он отнес куропаток?

– Что делал Кот в следующие 2–3 месяца?

– Куда собирался король со свой дочерью?

– Какой совет дал Кот своему хозяину?

– Как маркиз Карабас оказался в карете?

– Был ли доволен Кот своим поступком?

– Кого увидел Кот на пути?

– Что делали крестьяне?

– Что Кот крикнул крестьянам?

– Что они ответили?

– Куда прибежал кот?

– Кто там жил?

– В кого превращался людоед?

– Как Кот расправился с людоедом?

– Почему король предложил маркизу жениться на его
дочери?

– Кем стал Кот в сапогах?

– Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку?

Работают с учебником, отвечая на вопросы учителя (ответы под-тверждают цитатами из текста).









Отвечают на вопросы.


















– Добро и дружба побеждают зло

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой
проблеме

5. Составление плана
(коллективная работа)

– У вас на столах листочки с планом. Только Кот перепутал порядок пунктов! Вам надо восстановить правильный
порядок.

Спасение маркиза 3

Женитьба маркиза 6

Наследство братьев 1

Дары королю 2

Владения маркиза 4

Как Кот перехитрил людоеда 5



V. Итог урока. Рефлексия

– Что вам понравилось в сказке?

– Что нового, интересного вы узнали на уроке?

– Что осталось непонятным?

– Какие сказки о дружбе вы знаете?

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом. Осуществляют
самоконтроль

Домашнее

задание

Проиллюстрировать понравившийся эпизод сказки, подобрать пословицу или поговорку к сказке

Записывают задание на дом, задают вопросы

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения учебного материала