I. Организация начала урока | – Ребята, отгадайте загадку. Есть у радости подруга В виде полукруга На лице она живет. То куда-то вдруг уйдет. То внезапно возвратится, Грусть-тоска ее боится. (Улыбка.) – Улыбка нужна нам самим и другим людям, чтобы им было с нами хорошо, легко и радостно. Поэт Владимир Солоухин говорит: «Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнется, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет». Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне | Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу | Совместно договариваются о правилах поведения и общения в школе и следуют им |
II. Актуализация знаний | Если сказка в дверь стучится, Ты скорей ее впусти, Потому что сказка – птица: Чуть спугнёшь и не найти. Ты за нею на порог, а ее и нету… Только тысячи дорог разбрелись по свету. По какой она пойдет? Где она покажется? Плыть ли ей, или ходить, или мчать откуда… Только там, где сказке быть, – там случится чудо… У нее чудес запас и всегда готово Каждый раз для всех для нас – золотое слово. – Сегодня к нам на урок пришел гость. Угадайте, кто это. Живет в доме хозяин: Шубка атласная, Лапки бархатные, Ушки чуткие. | Днем спит или сказку говорит, Ночью бродит, на охоту ходит, Мышек сторожит. | – Назовите сказки, героем которых является кот. Что за зверь гуляет в сказке, Усы топорщит, щурит глазки, В шляпе, с саблею в руках И в огромных сапогах? – Кто написал эту сказку? – Прочитайте имя и фамилию автора. – Давным-давно (триста лет тому назад) в одной стране (она называется Франция) в семье адвоката родился Шарль Перро. У Шарля Перро было четверо братьев. Они были так похожи друг на друга, что даже писали одинаково. Старшего брата звали Пьер – он стал адвокатом. Клод выучился на врача, но все свои досуги посвящал архитектуре. Никола стал ученым богословом и математиком. А младший, Шарль, посвятил себя делам государственным. Генеральный секретарь в интендантстве королевских построек, член Французской Академии, физик, анатом, языковед. Но государственные заслуги Шарля скоро забылись, потому что запомнилось совершенно другое – сказки господина генерального секретаря. Зато они запомнились так крепко, что и три века спустя французы считают «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями» одним из самых славных созданий национального духа. – Какие сказки написал Шарль Перро? – Какие из них вы читали? | Слушают выразительное чтение стихотворения о сказках учителя – Кот. – «Кот и лиса», «Дядя Федор, пес и кот», «Кот в сапогах» и др. – «Кот в сапогах». – Шарль Перро. Отвечают на вопросы | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы |
IV. Работа по теме урока. 1. Словарная работа | Мельник – владелец мельницы или работник на мельнице. Мельница – помещение, в котором делают муку из зерна. Нотариус – человек, оформляющий различные документы. Наследство – имущество, переходящее после смерти его владельца к новому лицу. Муфта – открытый с двух сторон мешочек из меха для согревания рук. Отруби – отходы производства муки. Заячья капуста – дикая трава, растущая в лесах и на лугах. Коварство – злонамеренность, прикрытая показным доброжелательством. Простак – простодушный или недалекий человек. Маркиз – дворянский титул. Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания. Покои – внутренние помещения, комнаты. Почтительный – относящийся к кому-нибудь с уважением. Скромный – сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг, нехвастливый. Восторг – подъем радостных чувств, восхищение. Жнец – тот, кто жнет, срезает под корень стебли зерновых. Черепица – покрытие крыши в виде пластинок из обожженной глины. Проворно – быстро, торопливо. Великолепный – роскошный, красивый. | Объясняют значение слов и выражений | Владеют навыками работы со справочной литературой. Извлекают необходимую информацию из ответов сверстников, рассказа учителя. |
Физкультминутка | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
4. Работа над содержанием | – Сколько у мельника было сыновей? – Как поделили братья наследство? – Обрадовался ли младший брат наследству? – Прочитайте, как утешал хозяина Кот. – Что попросил Кот у хозяина? – Что сделал Кот, чтобы доказать, что младшего брата не обделили, отдав его в наследство? – Куда отправился Кот, получив пару сапог? – Кого он поймал в лесу? – Куда он отправился с добычей? – Какое имя он выдумал для хозяина? – Кого Кот поймал через несколько дней? – Куда он отнес куропаток? – Что делал Кот в следующие 2–3 месяца? – Куда собирался король со свой дочерью? – Какой совет дал Кот своему хозяину? – Как маркиз Карабас оказался в карете? – Был ли доволен Кот своим поступком? – Кого увидел Кот на пути? – Что делали крестьяне? – Что Кот крикнул крестьянам? – Что они ответили? – Куда прибежал кот? – Кто там жил? – В кого превращался людоед? – Как Кот расправился с людоедом? – Почему король предложил маркизу жениться на его дочери? – Кем стал Кот в сапогах? – Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку? | Работают с учебником, отвечая на вопросы учителя (ответы под-тверждают цитатами из текста). Отвечают на вопросы. – Добро и дружба побеждают зло | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |