СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 132. Ш. ПЕРРО «КОТ В САПОГАХ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: совершенствовать навыки осознанного, беглого, выразительного чтения и понимания смысла прочитанного посредством работы со сказкой Ш. Перро «Кот в сапогах»; учить читать по ролям, передавать интонацией, используя средства выразительности речи, отношение автора к герою, пересказывать текст; способствовать формированию информационной грамотности (умение работать с текстом, структурировать, выделять главное), развитию коммуникативных умений, навыков сотрудничества, способности к взаимообучению, интереса к литературе зарубежных авторов.

Просмотр содержимого документа
«Урок 132. Ш. ПЕРРО «КОТ В САПОГАХ».»

Урок 132. Ш. Перро «Кот в сапогах»
(перевод Т. Габбе и А. Любарской)

Тип урока: совершенствование знаний и способов действий

Педагогические задачи: совершенствовать навыки осознанного, беглого, выразительного чтения и понимания смысла прочитанного посредством работы со сказкой Ш. Перро «Кот в сапогах»; учить читать по ролям, передавать интонацией, используя средства выразительности речи, отношение автора к герою, пересказывать текст; способствовать формированию информационной грамотности (умение работать с текстом, структурировать, выделять главное), развитию коммуникативных умений, навыков сотрудничества, способности
к взаимообучению, интереса к литературе зарубежных авторов

Планируемые результаты

Предметные: знают признаки волшебной сказки; ориентируются в структуре и содержании сказки; различают главных и второстепенных героев; выражают свое отношение
к ним; различают народные
и авторские сказки

Метапредметные:

познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; строят речевые высказывания; овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; составляют несложные монологические высказывания; осуществляют анализ, сравнение; делают выводы; овладевают навыком смыслового восприятия художественного текста;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия;

коммуникативные: допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению

Личностные: высказывают свое отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам

Образовательные ресурсы: рисунки с изображением персонажей сказок, карточки для групповой работы, портрет Ш. Перро, модели обложек


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

– Сегодня мы отправляемся в гости к сказке. Путь не близок, не далек, а прямо в замок маркиза де Карабаса.

Скоро сказка сказывается,

Да не скоро дело делается.

– Встретим мы в дороге трудности, но дружба поможет нам все преодолеть

Проговаривают правила поведения на уроке.

Настраиваются на работу

Совместно договариваются и следуют правилам
поведения и общения
в школе

II. Проверка домашнего

задания

– Чтобы попасть в замок, надо его восстановить. Вы помните, что его разрушили злые чары друзей людоеда. У каждого из вас есть часть замка. Дома вы подбирали пословицы или поговорки к сказке.

• Кто хитер, тому и слава.

• Смелость силе воевода.

• Смелость города берет.

• Не видав горя, не узнаешь и радости.

• Была бы охота – заладится всякая работа.

• И сила уму уступает.

• Не гонкой волка бьют, а уловкой.

Выборочное чтение текста сказки по вопросам:

– Как братья поделили наследство?

– Обрадовался ли младший брат своей доле наследства?

– Как его утешил кот?

– Куда отправился кот, когда получил то, что ему было нужно?

– Кого он поймал в лесу?

– Кого он принес королю?

– Как маркиз оказался в королевской карете?

– Что он сказал крестьянам на лугу?

– Кто жил в прекрасном замке, в который прибежал кот?

– Как обхитрил кот людоеда?

– Что предложил король маркизу Карабасу и почему?





Зачитывают пословицы, аргументируют свой выбор.






Выполняют задания

Осуществляют контроль
и оценку учебных действий

III. Постановка учебной задачи

– Ребята, сегодня мы начнем наш урок с небольшого сообщения об известном сказочнике. Ваша задача – внимательно выслушать докладчика и догадаться, о ком идет речь.

– О ком рассказал докладчик?

Демонстрирует портрет Ш. Перро.

– Какие сказки написал французский сказочник Ш. Перро?

Показывает рисунки к сказкам.

– Сегодня мы продолжим работать со сказкой «Кот в сапогах» и проведем необычный урок-путешествие в волшебный мир сказок Ш. Перро.

– Вы читали сказку дома?

– Она вам понравилась?

Слушают сообщение ученика о писателе.


– О Шарле Перро

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают
в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

Физкультминутка

Киска

То прогнет,

То выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед –

Это делает зарядку

Наш Маркиз –

Пушистый кот.

Чешет он себя за ушком,

Жмурит глазки и урчит.

У Маркиза все в порядке:

Когти, шерсть и аппетит


Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

IV. Работа
по теме
урока.

1. Работа
в группах

– Сегодня мы закрепим и обобщим ваши знания о сказке.



– Соотнесите пословицы с персонажами сказки.

Пословицы Персонаж

1) Мал телом, да велик делом.

2) Берегись бед, пока их нет.

3) Наш пострел везде поспел.

4) Много спать – дела не знать.

5) Уменье силу одолеет.

6) Не все коту масленица, бывает и великий пост.

7) Всякая дорога вдвоем веселей.

8) Пришла беда – отворяй ворота.

9) Хочешь дружбы – будь другом.

10) Семь раз отмерь – один раз отрежь.

11) За всякое дело берись смело.

12) Верному другу цены нет.

13) Гость доволен – хозяин рад

Вспоминают героев сказки и соотносят с пословицы (коллективная работа)


Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают
в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

2. Работа
с карточками
(по вариантам)

Карточка 1

Кот до того испугался, увидев перед собой (льва, тигра), что в одно мгновение взобрался по водосточной трубе
на (дерево, столб, крышу), хоть это было (легко, трудно)
и даже опасно, потому что в (тапочках, сапогах) не так-то просто ходить по (скользкой, гладкой) черепице. Только когда (людоед, великан) принял свой прежний (вид, облик), кот спустился с крыши и признался хозяину,
что едва не умер со страху.

Карточка 2

Было у (сапожника, кузнеца, мельника) (два, три) сына,
и оставил он им, умирая, (кузницу, мельницу, лошадь, осла, кошку, кота).

Братья поделили между собой отцовское (добро, состояние, наследство) без нотариуса и судьи, которые бы живо проглотили все их небогатое наследство. Старшему досталась… Среднему – …
Ну, а уж младшему пришлось взять себе…

Работают с карточками по вариантам, производят взаимопроверку

Осуществляют контроль
и оценку учебной деятельности

V. Проверка усвоения учебного
материала

Тест (см. Ресурсный материал)


Работают на отдельных листочках с тестами

Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

VI. Итог
урока. Рефлексия

– Что вам понравилось сегодня на уроке?

– Чему учит сказка?

– Всегда ли в жизни с помощью хитрости можно найти выход из сложившейся ситуации?

– Какие открытия сделали?

– Что хотели бы узнать?

– Какие еще сказки написал Ш. Перро?

Отвечают на вопросы учителя

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения учебного
материала

Домашнее
задание

Придумать продолжение сказки «Кот в сапогах», подготовить подробный пересказ (на выбор)

Записывают задание на дом, задают вопросы

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить


Ресурсный материал

Сообщение ученика о Ш. Перро

Этот сказочник родился во Франции в 1628 г. в семье королевского чиновника и поэта. Он был пятым ребёнком в семье. С детства любил литературу и в ранние годы стал писать стихи. Учился в колледже, занимался самообразованием. Его перу принадлежат три сборника сказок.

Этот сказочник , конечно, сказки выдумал не сам, одни он помнил с детства, другие узнал в течение жизни, ведь когда он сел за сказки, ему было уже 65 лет. Но он не просто записал их, но сам оказался отличным рассказчиком. В одной из его сказок сестры, собираясь на бал, одеваются по самой последней моде. А их младшая сестра даже теряет на балу туфельку.

В другой сказке дворец, в котором заснула одна из красавиц, – по описанию точь-в-точь Версаль!

Все люди в сказках говорят так, как говорили бы и в жизни: дровосек и его жена, родители самого маленького мальчика на свете говорят, как простые люди, а принцессы, как и подобает принцессам. Так, одна из глубоко спящих красавиц восклицает, увидев разбудившего ее принца: «Ах, это вы, принц? Вы заставили себя ждать!»

В сказках этого писателя есть и животные, которые действуют, как вполне живые люди. Например, в одной из сказок есть кот. Он, как настоящий ловкий парень из народа, благодаря собственной хитрости и находчивости не только устраивает судьбу своего хозяина, но и сам становится «важной особой». «Он больше не ловит мышей, разве только иногда, для развлечения».

Наш сказочник рассказывает увлекательно – от любой его сказки невозможно оторваться, пока не дочитаешь или не дослушаешь до самого конца. Все время хочется узнать – что же будет дальше? И так каждая сказка, ни одна из них не оставляет читателя равнодушным. В том, наверно, и заключается секрет его удивительных сказок. И сейчас нет в нашей стране человека, который не слышал бы его сказок.

Потому что ее персонажи, ставшие друзьями всех детей, – любимые герои замечательных сказок.

Тест

1. Сколько сыновей было у мельника?

а) Один; б) два; в) три.

2. Что досталось в наследство младшему брату?

а) Мельница; б) кот; в) осел.

3. Что попросил Кот у хозяина?

а) Сумку и ботинки; б) мешок и пару сапог; в) чемодан и кроссовки.

4. Что было в мешке у Кота, когда он охотился на кроликов?

а) Морковка; б) просо; в) отруби и заячья капуста.

5. Кто попался в ловушку Кота, когда он охотился в поле?

а) Сазаны; б) перепелки; в) куропатки.

6. В кого превратился людоед?

а) Льва; б) тигра; в) дракона.

7. Кот сказал королю, что у маркиза Карабаса украли:

а) одежду; б) деньги; в) карету.

8. Кто написал сказку?

а) Х.-К. Андерсен; б) Ш. Перро; в) Братья Гримм.