Урок 132. Ш. Перро «Кот в сапогах»
(перевод Т. Габбе и А. Любарской)
Тип урока: совершенствование знаний и способов действий |
Педагогические задачи: совершенствовать навыки осознанного, беглого, выразительного чтения и понимания смысла прочитанного посредством работы со сказкой Ш. Перро «Кот в сапогах»; учить читать по ролям, передавать интонацией, используя средства выразительности речи, отношение автора к герою, пересказывать текст; способствовать формированию информационной грамотности (умение работать с текстом, структурировать, выделять главное), развитию коммуникативных умений, навыков сотрудничества, способности к взаимообучению, интереса к литературе зарубежных авторов |
Планируемые результаты |
Предметные: знают признаки волшебной сказки; ориентируются в структуре и содержании сказки; различают главных и второстепенных героев; выражают свое отношение к ним; различают народные и авторские сказки | Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; строят речевые высказывания; овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; составляют несложные монологические высказывания; осуществляют анализ, сравнение; делают выводы; овладевают навыком смыслового восприятия художественного текста; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия; коммуникативные: допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению | Личностные: высказывают свое отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам |
Образовательные ресурсы: рисунки с изображением персонажей сказок, карточки для групповой работы, портрет Ш. Перро, модели обложек |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | – Сегодня мы отправляемся в гости к сказке. Путь не близок, не далек, а прямо в замок маркиза де Карабаса. Скоро сказка сказывается, Да не скоро дело делается. – Встретим мы в дороге трудности, но дружба поможет нам все преодолеть | Проговаривают правила поведения на уроке. Настраиваются на работу | Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения в школе |
II. Проверка домашнего задания | – Чтобы попасть в замок, надо его восстановить. Вы помните, что его разрушили злые чары друзей людоеда. У каждого из вас есть часть замка. Дома вы подбирали пословицы или поговорки к сказке. • Кто хитер, тому и слава. • Смелость силе воевода. • Смелость города берет. • Не видав горя, не узнаешь и радости. • Была бы охота – заладится всякая работа. • И сила уму уступает. • Не гонкой волка бьют, а уловкой. Выборочное чтение текста сказки по вопросам: – Как братья поделили наследство? – Обрадовался ли младший брат своей доле наследства? – Как его утешил кот? – Куда отправился кот, когда получил то, что ему было нужно? – Кого он поймал в лесу? – Кого он принес королю? – Как маркиз оказался в королевской карете? – Что он сказал крестьянам на лугу? – Кто жил в прекрасном замке, в который прибежал кот? – Как обхитрил кот людоеда? – Что предложил король маркизу Карабасу и почему? | Зачитывают пословицы, аргументируют свой выбор. Выполняют задания | Осуществляют контроль и оценку учебных действий |
III. Постановка учебной задачи | – Ребята, сегодня мы начнем наш урок с небольшого сообщения об известном сказочнике. Ваша задача – внимательно выслушать докладчика и догадаться, о ком идет речь. – О ком рассказал докладчик? Демонстрирует портрет Ш. Перро. – Какие сказки написал французский сказочник Ш. Перро? Показывает рисунки к сказкам. – Сегодня мы продолжим работать со сказкой «Кот в сапогах» и проведем необычный урок-путешествие в волшебный мир сказок Ш. Перро. – Вы читали сказку дома? – Она вам понравилась? | Слушают сообщение ученика о писателе. – О Шарле Перро | Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру |
Физкультминутка | Киска То прогнет, То выгнет спинку, Ножку вытянет вперед – Это делает зарядку Наш Маркиз – | Пушистый кот. Чешет он себя за ушком, Жмурит глазки и урчит. У Маркиза все в порядке: Когти, шерсть и аппетит | | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
IV. Работа по теме урока. 1. Работа в группах | – Сегодня мы закрепим и обобщим ваши знания о сказке. – Соотнесите пословицы с персонажами сказки. Пословицы Персонаж 1) Мал телом, да велик делом. 2) Берегись бед, пока их нет. 3) Наш пострел везде поспел. 4) Много спать – дела не знать. 5) Уменье силу одолеет. 6) Не все коту масленица, бывает и великий пост. 7) Всякая дорога вдвоем веселей. 8) Пришла беда – отворяй ворота. 9) Хочешь дружбы – будь другом. 10) Семь раз отмерь – один раз отрежь. 11) За всякое дело берись смело. 12) Верному другу цены нет. 13) Гость доволен – хозяин рад | Вспоминают героев сказки и соотносят с пословицы (коллективная работа) | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
2. Работа с карточками (по вариантам) | Карточка 1 Кот до того испугался, увидев перед собой (льва, тигра), что в одно мгновение взобрался по водосточной трубе на (дерево, столб, крышу), хоть это было (легко, трудно) и даже опасно, потому что в (тапочках, сапогах) не так-то просто ходить по (скользкой, гладкой) черепице. Только когда (людоед, великан) принял свой прежний (вид, облик), кот спустился с крыши и признался хозяину, что едва не умер со страху. Карточка 2 Было у (сапожника, кузнеца, мельника) (два, три) сына, и оставил он им, умирая, (кузницу, мельницу, лошадь, осла, кошку, кота). Братья поделили между собой отцовское (добро, состояние, наследство) без нотариуса и судьи, которые бы живо проглотили все их небогатое наследство. Старшему досталась… Среднему – … Ну, а уж младшему пришлось взять себе… | Работают с карточками по вариантам, производят взаимопроверку | Осуществляют контроль и оценку учебной деятельности |
V. Проверка усвоения учебного материала | Тест (см. Ресурсный материал) | Работают на отдельных листочках с тестами | Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
VI. Итог урока. Рефлексия | – Что вам понравилось сегодня на уроке? – Чему учит сказка? – Всегда ли в жизни с помощью хитрости можно найти выход из сложившейся ситуации? – Какие открытия сделали? – Что хотели бы узнать? – Какие еще сказки написал Ш. Перро? | Отвечают на вопросы учителя | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения учебного материала |
Домашнее задание | Придумать продолжение сказки «Кот в сапогах», подготовить подробный пересказ (на выбор) | Записывают задание на дом, задают вопросы | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить |
Ресурсный материал
Сообщение ученика о Ш. Перро
Этот сказочник родился во Франции в 1628 г. в семье королевского чиновника и поэта. Он был пятым ребёнком в семье. С детства любил литературу и в ранние годы стал писать стихи. Учился в колледже, занимался самообразованием. Его перу принадлежат три сборника сказок.
Этот сказочник , конечно, сказки выдумал не сам, одни он помнил с детства, другие узнал в течение жизни, ведь когда он сел за сказки, ему было уже 65 лет. Но он не просто записал их, но сам оказался отличным рассказчиком. В одной из его сказок сестры, собираясь на бал, одеваются по самой последней моде. А их младшая сестра даже теряет на балу туфельку.
В другой сказке дворец, в котором заснула одна из красавиц, – по описанию точь-в-точь Версаль!
Все люди в сказках говорят так, как говорили бы и в жизни: дровосек и его жена, родители самого маленького мальчика на свете говорят, как простые люди, а принцессы, как и подобает принцессам. Так, одна из глубоко спящих красавиц восклицает, увидев разбудившего ее принца: «Ах, это вы, принц? Вы заставили себя ждать!»
В сказках этого писателя есть и животные, которые действуют, как вполне живые люди. Например, в одной из сказок есть кот. Он, как настоящий ловкий парень из народа, благодаря собственной хитрости и находчивости не только устраивает судьбу своего хозяина, но и сам становится «важной особой». «Он больше не ловит мышей, разве только иногда, для развлечения».
Наш сказочник рассказывает увлекательно – от любой его сказки невозможно оторваться, пока не дочитаешь или не дослушаешь до самого конца. Все время хочется узнать – что же будет дальше? И так каждая сказка, ни одна из них не оставляет читателя равнодушным. В том, наверно, и заключается секрет его удивительных сказок. И сейчас нет в нашей стране человека, который не слышал бы его сказок.
Потому что ее персонажи, ставшие друзьями всех детей, – любимые герои замечательных сказок.
Тест
1. Сколько сыновей было у мельника?
а) Один; б) два; в) три.
2. Что досталось в наследство младшему брату?
а) Мельница; б) кот; в) осел.
3. Что попросил Кот у хозяина?
а) Сумку и ботинки; б) мешок и пару сапог; в) чемодан и кроссовки.
4. Что было в мешке у Кота, когда он охотился на кроликов?
а) Морковка; б) просо; в) отруби и заячья капуста.
5. Кто попался в ловушку Кота, когда он охотился в поле?
а) Сазаны; б) перепелки; в) куропатки.
6. В кого превратился людоед?
а) Льва; б) тигра; в) дракона.
7. Кот сказал королю, что у маркиза Карабаса украли:
а) одежду; б) деньги; в) карету.
8. Кто написал сказку?
а) Х.-К. Андерсен; б) Ш. Перро; в) Братья Гримм.