СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 14. ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ: ОФОРМЛЕНИЕ АДРЕСА НА КОНВЕРТЕ ИЛИ ОТКРЫТКЕ. ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА СЛОВ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для осознания цели и ситуации письменного общения, применения правил переноса слов без стечения согласных; научить соблюдению приёмов последовательного списывания текста.

Просмотр содержимого документа
«Урок 14. ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ: ОФОРМЛЕНИЕ АДРЕСА НА КОНВЕРТЕ ИЛИ ОТКРЫТКЕ. ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА СЛОВ.»

Урок 14
письменная речь: оформление адреса на конверте

или открытке. правила Переноса слов

Педагогические задачи: создать условия для осознания цели и ситуации письменного общения, применения правил переноса слов без стечения согласных; научить соблюдению приёмов последовательного списывания текста.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся различать, сравнивать звук, слог, слово, слово и предложение, решать учебные и практические задачи – осознавать цели и ситуации устного общения, безошибочно списывать текст, переносить слова; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – осознание цели и ситуации письменного общения; освоение приемов оформления адреса на конверте или открытке; логические – осуществление анализа информации, представленной на рисунке; формулирование правила записи адреса на конверте, открытке и правила переноса слов.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: использовать в речи языковые средства, соответствующие целям и условиям делового общения, оформлять свою мысль в устной и письменной форме речи.

Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; осуществляют самоконтроль при выполнении заданий, вносят необходимые коррективы.

Сценарий урока

I. Актуализация опорных знаний (П.).

– Что такое слог? (Слог – это один или несколько звуков, произнесённых одним выдыхательным толчком воздуха. В обычной речи мы этого не ощущаем, так как при разговоре один слог непрерывно следует за другим.)

– Решите грамматические задачи: в слове несколько согласных и один гласный. Сколько в нем слогов? (Один.) Назовите такие слова. (Снег, взгляд, морж, друг, след.)

– В слове три гласных. На сколько слогов можно разделить слово? (На три.)

– В словах «клён» и «клоун» по три согласных звука. А по сколько слогов? Вспомните правило переноса и найдите лишние слова: мыши, астры, куст, Яша, луга, лето.

Я сейчас вам расскажу,

Как слова переношу:

Зима − ЗИ-МА,

Пожар − ПО-ЖАР,

Коза − КО-ЗА,

Комар − КО-МАР.

Здесь порядок очень строгий:

Делим все слова на слоги,

ПЕРЕНОСИМ ПО СЛОГАМ!

II. «Открытие» новых знаний и способов деятельности.

1. Работа по учебнику (с. 45–47) (П. + К. + Р.).

У каждого ученика на парте лежит конверт.

– Рассмотрите конверт. Что надо указать при написании адреса? Запишите на конверте адрес того, кому адресовано ваше приглашение, поздравление или письмо. У вас всё получилось?

Задание «Давайте подумаем».

– А что делать, если, например, название улицы не помещается на строчке конверта? (Использовать перенос.)

– Вспомните правила деления слов для переноса.

Чтение рубрики «Обрати внимание».

– Что категорически запрещено делать при переносе слова? Как надо переносить слова?

Здесь порядок очень строгий;

Делим все слова на слоги,

Переносим по слогам:

Бро-дит ста-до по лу-гам.

Самостоятельная работа (упражнение 3). (Коллективная проверка.)

Работа в парах (упражнение 4). (Взаимопроверка.)

– Какую работу предлагает выполнить условный знак в упражнении? Вспомните правила работы в парах. Выполните

Физкультминутка

2. Работа в тетради «Русский язык» (Р. + К. + Л.).

Упражнение 1 «Дорисуй». (Самостоятельное выполнение.)

Четыре конверта-близнеца

Дорисуй скорее, друг.

Выполняй работу до конца,

Не покладая рук.

Упражнение 2 «Напиши красиво». (Фронтальная работа.)

– Назовите элементы букв на первой строчке. (Длинная линия с закруглением внизу и длинная линия с закруглением внизу и короткой петлей.)

– Какие буквы можно написать, используя данные элементы? (Заглавные буквы и, ц, щ.)

– Назовите сходства и отличия заглавных букв, записанных на второй и третьей строках.

– На последней строчке запишите буквы, узнав их по описанию:

 это заглавная буква, которая состоит из длинной линии с закруглением вверху и внизу и длинной линии с закруглением внизу и короткой петли (Ц);

 это строчная буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и линии с закруглением внизу и короткой петли (ц);

 это заглавная буква, которая состоит из длинной линии с закруглением вверху и внизу и длинной линии с закруглением внизу (И);

 это строчная буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и еще одной короткой линии с закруглением внизу (и);

 это заглавная буква, которая состоит из длинной линии с закруглением вверху и внизу, длинной линии с закруглением внизу и длинной линии с закруглением внизу и короткой петли (Щ);

 это строчная буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу, еще одной короткой линии с закруглением внизу и короткой линии с закруглением внизу и короткой петли (щ);

 это заглавная буква, которая состоит из длинной линии с закруглением вверху и внизу, длинной линии с закруглением внизу и еще одной длинной линии с закруглением внизу (Ш);

 это строчная буква, которая состоит из трех коротких линий с закруглением внизу (ш).

Упражнение 3 «Составь слоговые схемы слов». (Фронтальная работа.)

– Прочитайте задание, рассмотрите образец. Составьте план работы над упражнением.

(1. Поставить ударение в слове. 2. Разделить его на слоги. 3. Начертить слогоударную схему.)

– Что общего в словах первого столбика? (Все слова состоят из двух слогов.)

Упражнение 4 «Представь, что ты отправляешь письмо».

На доске запись: город – г., улица – ул., дом – д., квартира – кв.

– Что должно быть записано на конверте?

Несколько учащихся называют свои фамилию и имя в родительном падеже. Другие учащиеся называют адрес. Учитель обращает внимание на общепринятые сокращения.

– Подпишите конверт дома вместе с родителями.

Упражнение 5 «Раздели слова для переноса». (Фронтальное выполнение.)

Переноси слова толково.

Чтобы дело шло скорей,

Раздели на слоги слово –

Так работать ве-се-лей!

Упражнение 6 «Спиши».

– Прочитайте текст упражнения. Расскажите, как вы подготовитесь к его записи? Обратите внимание на слова понемногу, серебристый.

– Прочитайте первое предложение. Приготовьтесь к письму по памяти.

– Второе предложение запишите под диктовку.

III. Рефлексия деятельности (Р. + Л.).

– Какие способы получения информации вы осваивали сегодня? Что помогло вам в выборе правильных способов решения учебных задач? Чьи ответы, высказывания вам показались наиболее удачными? Почему?



3