Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. • Отгадайте, имя какого сказочного героя здесь зашифровано. Какая буква лишняя?  | Отвечают на вопросы учителя по материалу предыдущего урока. Выполняют задания на формирование навыка устного счета | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятель- но продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
• Какую из этих задач вы можете решить, а какую – нет? Почему? а) Таня полила шесть грядок огурцов. Сколько грядок ей осталось полить? б) На шахматной доске 20 фигур. Из них 13 черных, остальные – белые. Сколько белых фигур на шахматной доске? | Читают текст. Решают задачу | Фронтальная | Устные ответы |
• Сколькими способами можно прочитать слово «маршрут»? м р р т а ш у м р р т а ш у | Решают комбинаторную задачу | Фронтальная | Устные ответы |
• Маша, Оля и Настя заняли призовые места в соревнованиях на коньках. Маша не заняла ни первое, ни второе место. Оля не пришла первой. Какое место заняла каждая из девочек? | Решают комбинаторную задачу | Фронтальная | Устные ответы |
II. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Мы с вами умеем измерять длины небольших предметов с помощью обычной линейки, получая результаты в сантиметрах. А как быть, если нам надо пойти в магазин и купить отрез ткани на пальто? Неужели продавец будет отмерять ткань такой линеечкой, как наша? Ни один продавец такой линейкой не пользуется, так как в сантиметрах длину большого куска ткани отмерять очень неудобно. Продавцы всегда используют деревянную линейку, которая называется портновским метром. – Сегодня на уроке мы познакомимся с крупной единицей измерения – метром | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Работа по учебнику. Задание 1 (с. 36) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. Метр – это более крупная, чем сантиметр и даже дециметр, единица длины. В метрах измеряют, например, длину куска ткани или обоев, длину и ширину комнаты. При этом, например, для измерения длины комнаты используют рулетку – длинную, свернутую в рулон, ленту, на которую нанесена шкала. Рулетки бывают разной длины – метровые, двухметровые, трехметровые, пятиметровые, двадцатиметровые и другие. – Назовите известные вам единицы измерения длины в порядке их увеличения. – Как обозначаются сантиметр и дециметр? (Как см и дм; при этом обозначения записываются без точек в конце.) – Метр обозначается буквой м (без точки). – Прочитайте записи на доске: 4 м, 45 м, 4 м 8 дм, 42 м 8 дм 9 см. – Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 35). Какие инструменты для измерения длины здесь изображены? (Ученическая линейка, классная метровая линейка, рулетка.) – Что вы будете измерять каждым инструментом? – Прочитайте текст на с. 35. – Используя классную метровую линейку, заполните пропуски в таблице соотношений между единицами длины. 1 м = … дм 1 м = … см 1 дм = … см | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Заполняют пропуски в таблице соотношений между единицами длины | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продол- жают их по установленному правилу; наблюдают; делают самостоятельные простые выводы. Регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; оценивают свое задание. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 2 (с. 36) | – Прочитайте записи | Читают величины | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 3 (с. 36) | – Закончите фразы, вставив пропущенные единицы длины. • Высота дерева 2 м. • Спортсмены пробежали дистанцию 100 м. • Длина спички 4 см. • Школьники приняли участие в заплыве на 50 м. – Объясните, почему вы выбрали именно эту единицу длины. Можно ли ее заменить на какую-нибудь другую? | Работают самостоятельно. Выбирают подходящие единицы длины | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 4 (с. 36) | – Измерьте свой рост, длину своего шага и запишите в тетрадь результаты измерений | Измеряют свой рост, длину своего шага | Фронтальная | Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление | Работа в печатной тетради № 1. Задание 2 | Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Запись: 10 см меньше 1 м; 49 дм меньше 5 м; 80 см больше 7 дм; 5 дм меньше 60 см | Отвечают на вопросы. Сравнивают меры длины | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполнение задания в тетради |
Задание 5 | Длина ручки см. Это дм см | Записывают каждую мерку в дециметрах и сантиметрах | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Работа по учебнику. Задание 8 (с. 37) | • На первый взгляд кажется, что жуки находятся на одинаковом расстоянии от финиша. Но это впечатление обманчиво. • Выполните измерения. (Жук № 2 ближе к финишу, чем другой участник соревнования.) | Выполняют измерения | Индивидуальная | Устные ответы |
Задание 10 (с. 37) | Проводит игру «Соревнование». – Сколько вам удастся решить примеров за одну минуту? Через минуту учитель определяет победителя игры | Выполняют сложение и вычитание | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 12 (с. 38) | – Прочитайте задачу. – Что известно? Что требуется узнать? – Запишите кратко условие задачи. Запись:  – Решите задачу по действиям | Решают задачу | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 13 (с. 38) | – Дополните текст, придумайте вопрос так, чтобы получилась задача. (Сколько ключей осталось в связке? На сколько меньше ключей отцепили, чем было в связке первоначально? На сколько больше ключей осталось в связке, чем отцепили?) | Дополняют текст задачи | Индивидуальная | Устные ответы |
Задание 14 (с. 39) | – Рассмотрите чертеж. Какую палочку надо убрать, чтобы осталось 3 одинаковых квадрата?  | Выполняют практические действия на счетных палочках | Индивидуальная | Устные ответы |
Задание 15 (с. 39) | – Прочитайте задачу. Что вам известно? Что требуется узнать? – Сможете ли вы решить эту задачу? (Это задача с недостающими данными.) – Как надо изменить условие этой задачи, чтобы она имела решение? (Надо указать либо число подосиновиков, либо число подберезовиков, найденных в лесу.) – Можно ли выбрать любое число подосиновиков или подберезовиков? (Так как число подберезовиков на 8 больше, чем подосиновиков, то число подосиновиков мы можем выбрать произвольно, а вот число подберезовиков должно быть обязательно больше 8.) – Верно, если число подберезовиков равно 8, то тогда получается, что подосиновиков не нашли совсем (8 – 8 = 0), а это не соответствует условию задачи. Если же число подберезовиков меньше 8, например 6, то получается, что задача не имеет решения, так как невозможно вычислить число подосиновиков (6 – 8 = ?). – Придумайте недостающее данное и решите задачу самостоятельно | Решают задачу | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полу- ченных на уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Назовите крупную единицу длины. Какие инструменты используют для измерения длины? | Проводят самооценку, рефлексию | Индивидуальная, фронтальная | Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: выполняют оценку результатов работы | Оценивание работы уча-щихся на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 9 (учебник); № 1, 4 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |