План урока «Самопознание»
Класс: 6 Урок №16
Школа: СКО, СШ№4 г. Тайынша Дата______ Тема: Жить в мире с людьми Ценность: Праведное поведение Качества: Хорошие манеры, не сплетничать, справедливость, соблюдать правила поведения в семье и в школе, уважение к старшим Педагог: Андреева О.П. Кол-во уч-ся___
Цель: Углубить представления у учащихся ценность Праведное поведение, через установление мира и согласия в отношениях между людьми.
Задачи:
раскрытие значимости для человека стремления быть в добрых отношениях с людьми;
развитие умения уважать старших, соблюдать правила поведения в семье и школе;
воспитание к хорошим манерам, справедливости и способности не сплетничать.
Ресурсы: Учебное пособие по самопознанию для 6 класса; красивая мелодия без слов, презентация, видеоролик.
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой «Мысленная прогулка в лесу»
Позитивное высказывание (цитата).
«Без истинной дружбы жизнь — ничто» (Цицерон)
Подарок от учителя (рассказ)
История, о которой рассказала пожилая женщина.
Однажды в мою дверь постучали. Открываю – стоят на пороге трое ребят, вежливых таких:
– Здравствуйте, бабушка. У вас есть макулатура?
Показала я им, где у меня газеты старые хранятся. Схватили они их в охапку, вижу – неудобно им.
– Знаете что? – предложила я. – Берите авоську. Только принесите потом.
– Конечно, принесём. Сегодня же, – обрадовались ребята. – Честное слово.
Но они так и не появились больше. Дело, конечно, не в авоське. Просто стыдно и обидно за ребят: как легко ими, оказывается, даются обещания. Сказали… и забыли. Или ещё хуже: вспомнили – и отмахнулись. Подумаешь, мол, ну и что, что обещали? Вряд ли мы еще встретимся с этой бабушкой. Обойдётся!
А я вот задумалась: ведь нельзя, чтобы обошлось!
Заслушав аргументы в пользу или опровержение опасений, учитель может подчеркнуть распространённость брошенных второпях обещаний, которые люди дают друг другу, даже и не думая выполнять. Учащимся важно осознать, что в дальнейшем это может стать причиной недоверия к такому необязательному человеку, создания неуважительного отношения к нему.
Анализ: Как вы поняли данный рассказ? Разделяете ли вы её опасения. Обоснуйте ответ.
Просмотр видеоролика «Мир, в котором я живу»
Слова учителя: Каждый человек может жить в мире с окружающими его людьми. Важно помнить, что этому способствуют и манера говорить, и слушать, но главное – доброжелательное отношение к людям, стремление понять их и помочь им. Главным условием мирного соседства с окружающими людьми являются доброта, разумность в поступках, умение прощать.
Разминка
«Мостик дружбы»
Педагог просит детей по желанию образовать пары и "построить” мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, взрослый может сам встать в пару с ребёнком и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами или ладошками).
Размышление над ситуацией
Проанализируйте ситуации. Возможно ли найти такой способ выхода из них, который бы устроил всех участников? Предложите свой вариант.
Ситуация 1. Подруга взяла у меня книгу на неделю. Мне понадобилась эта книга, чтобы написать сочинение. Прошла неделя, а книги нет. Я звоню подруге…
Ситуация 2. Я обещал маме прийти домой сразу после уроков или позвонить ей, если я задерживаюсь. Однако мы так с друзьями увлеклись обсуждением вчерашнего матча, что не заметили, как пролетели два часа. Конечно, маме я не позвонил. Я возвращаюсь домой, мама открывает дверь…
Ситуация 3. Задание по биологии надо выполнить к понедельнику. В понедельник объявили, что последний срок переносится на среду. В среду на уроке учительница спрашивает у меня домашнее задание. Я честно сознаюсь: «Забыл», опускаю глаза и жду, что будет дальше.
В 1,2 ситуациях можно найти компромисс. В 3 ситуации – это лень.
Групповое пение. «Мир похож на цветной луг»
Работа в тетрадях.
Давайте сделаем пирамиду «Поведение людей в обществе» : Уважение, взаимопонимание, милосердие, дружелюбие, взаимопомощь...





Опережающее домашнее задание. Выполните задание 5 в тетради, на стр. 75. Вспомните и запишите историю, в которой вы узнали что-то интересное и удивительное. Придумайте заголовок своему рассказу.
Заключительная минута тишины.
Закройте глаза и вспомните, что вы узнали нового сегодня на уроке, пропустите эти знания через сердце.