Тип урока: урок рефлексии |
Задачи: сформировать у учащихся способность к рефлексии коррекционно- контрольного типа, закрепить навыки действия по использованию знаний о характеристиках двух групп планет Солнечной системы |
Планируемые результаты |
Предметные: научаться перечислять основные характеристики планет Солнечной системы, указывать основания для разделения планет на две группы; получат возможность научиться характеризовать планеты земной группы и планеты- гиганты, объяснять причины их сходства и различия | Метапредметные: Познавательные- извлекать, анализировать и интерпретировать информацию, представленную в справочной литературе («Школьном астрономическом календаре»); представлять информацию в графической форме; классифицировать и сравнивать характеристики планет Солнечной системы; Регулятивные- планировать возможность наблюдения тел Солнечной системы с опорой на информацию, представленную в справочной литературе; выполнять самостоятельную работу, используя инструкцию; Коммуникативные- выражать логически верные обоснованные высказывания; взаимодействовать в группе сверстников, представлять результаты работы группы | Личностные: организовывать целенаправленную познавательную деятельность в ходе самостоятельной работы; использовать научные методы при организации познавательной деятельности |
Образовательные ресурсы: учебник, «Школьный астрономический календарь» |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
Организационно-мотивационный этап | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. -Здравствуйте, уважаемые учащиеся. На прошлом уроке мы говорили о двойной системе Земля- Луна. В книге И. Н. Галкина «Маршрутами 20 века» автор, рассматривая установку исследовательских аппаратов на поверхности Луны, писал: «Астофотометр всматривался в чужое небо Луны: даже днем при свете Солнца оно было черным, звезды, яркие и немигающие, стояли там почти неподвижно, а над горизонтом сияло бело- голубое чудо – Земля людей, ради знаний о которой предприняты столь трудные эксперименты». - Прокомментируйте данное высказывание | Настраиваются на учебную деятельность. Высказывают свое мнение, приводя обоснования | Построение логичных устных высказываний |
Актуализация знаний учащихся | Организует ответы на вопросы учебника и выполнение упражнения. Сопровождает процесс решения задач. -Одним из домашних заданий, которое вы могли выполнить, являлось проведение наблюдений рельефа Луны с использованием бинокля. Опишите ход проведения наблюдений и полученные результаты -Охарактеризуйте Луну, используя выработанный нами на прошлом уроке план. -По каким характеристикам Луна Земля сходны между собой? -по каким параметрам Луна и Земля в наибольшей степени отличаются? | Отвечают на вопросы учебника (с.97). Фронтально выполняют упражнение 13 (с. 97) Желающие представляют результаты проведения наблюдений элементов рельефа Луны: описывают ход проведения наблюдений, отождествление обнаруженных элементов рельефа с элементами на карте видимого полушария Луны. Отвечают на вопросы | Построение научно обоснованных устных высказываний |
Выявление затруднения и формулировка целей деятельности | -Основным «населением» Солнечной системы являются планеты. Какие характеристики планет вам известны? -Исходя из наших сегодняшних знаний, необходимых охарактеризовать сходства и различия планет Солнечной системы. Тема нашего сегодняшнего урока - «Две группы планет». Сравнение планет двух групп мы выполним в виде практической работы Сформулируйте и запишите цель практической работы, требуемые источники информации. Организует обсуждение цели и используемых материалов | Отвечают на вопросы, в обсуждении указывают известные характеристики, в совместной беседе с учителем акцентирует внимание на различиях планет двух групп. Высказывают возможные формулировки цели практической работы, возможности использования учебника, «Школьного астрономического календаря» на текущий учебный год. Формулируют и записывают цель и используемые материалы в тетрадь | Выдвижение гипотез, интерпретация визуальной информации. Формулировка выводов |
Построение плана по разрешению затруднений | -Ознакомьтесь с возможностями учебника, Приложение 6, «Школьного астрономического календаря», обсудите в парах этапы проведения практической работы по исследованию характеристики Солнечной системы. Организует беседу по обсуждению плана проведения практической работы | Исследуют содержание учебника, «Школьного астрономического календаря» на текущий учебный год, вырабатывают этапы проведения работы. Обсуждают совместно с учителем план выполнения практической работы (см. РМ) | Формулировка цели деятельности, анализ необходимых для реализации цели ресурсов, планирование деятельности для достижения цели. Конструктивное обсуждение плана выполнения работы |
Реализация выбранного плана деятельности и осуществления самостоятельной работы | Предлагает записать ход выполнения практической работы и реализовать его в группах по 2 человека. Сопровождает процесс выполнения практической работы. - Большой вклад в исследование планет внесли данные, полученные с помощью космических аппаратов, запущенных к планетам Солнечной системы. Исследуйте, используя данные Приложения 8 учебника, значение запуска космических аппаратов к планетам Солнечной системы и заполните таблицу | Выполняют работу в группах по 2 человека, по необходимости консультируясь с учителем. Год | Цель КА | Результат исследования | | | | | Установление контакта а группе сверстников. Участие в совместной деятельности |
Включение в систему знаний | Организует обсуждение результатов выполнения практической работы в парах. -Поясните По каким характеристикам (масса, радиус, плотность) группы планет отличаются в наибольшей мере. -Чем можно объяснить различия в плотности планет двух групп? -В чём состоит сходство химического состава планет двух групп? В чём их различие? - Исходя из знаний о теории происхождения Солнечной системы, укажите, на каком этапе формирования тел возникло различие в химическом составе планет двух групп. -По каким критериям планеты двух групп имеют наиболее значимые различия? | Представляют результаты работы. Отвечают на вопросы | Представление результатов работы группы |
Рефлексия деятельности | -Сформулируйте вывод об особенностях групп планет Солнечной системы. - Какие новые способы деятельности в области астрономии вы сегодня впервые осуществляли? -О каких возможностях использования «Школьного астрономического календаря» вы узнали в ходе выполнения самостоятельной работы? | Отвечают на рефлексивные вопросы | Саморефлексия деятельности на уроке |
Домашнее задание | Учебник, параграф 15 | Записывают домашнее задание | |
1. Сравнение диапазонов значений для планет двух групп:
в) массы (в массах Земли).
2. Сравните физико-химические характеристики групп планет Солнечной системы:
в) преобладающие химические элементы атмосферы планет.
3 Сравните взаимодействие группу нет в гравитационном взаимосвязаны системе тел:
в) общее количество спутников.