СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 17. Две группы планет

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку №17 в 10 классе по астрономии

Просмотр содержимого документа
«Урок 17. Две группы планет»

Урок 17. ДВЕ ГРУППЫ ПЛАНЕТ

Тип урока: урок рефлексии

Задачи: сформировать у учащихся способность к рефлексии коррекционно- контрольного типа, закрепить навыки действия по использованию знаний о характеристиках двух групп планет Солнечной системы

Планируемые результаты

Предметные: научаться перечислять основные характеристики планет Солнечной системы, указывать основания для разделения планет на две группы; получат возможность научиться характеризовать планеты земной группы и планеты- гиганты, объяснять причины их сходства и различия

Метапредметные:

Познавательные- извлекать, анализировать и интерпретировать информацию, представленную в справочной литературе («Школьном астрономическом календаре»); представлять информацию в графической форме; классифицировать и сравнивать характеристики планет Солнечной системы;

Регулятивные- планировать возможность наблюдения тел Солнечной системы с опорой на информацию, представленную в справочной литературе; выполнять самостоятельную работу, используя инструкцию;

Коммуникативные- выражать логически верные обоснованные высказывания; взаимодействовать в группе сверстников, представлять результаты работы группы

Личностные: организовывать целенаправленную познавательную деятельность в ходе самостоятельной работы; использовать научные методы при организации познавательной деятельности

Образовательные ресурсы: учебник, «Школьный астрономический календарь»

Организационная структура урока


Этап урока



Содержание деятельности учителя


Содержание деятельности учащегося

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

1

2

3

4

Организационно-мотивационный этап

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.

-Здравствуйте, уважаемые учащиеся. На прошлом уроке мы говорили о двойной системе Земля- Луна. В книге И. Н. Галкина «Маршрутами 20 века» автор, рассматривая установку исследовательских аппаратов на поверхности Луны, писал: «Астофотометр всматривался в чужое небо Луны: даже днем при свете Солнца оно было черным, звезды, яркие и немигающие, стояли там почти неподвижно, а над горизонтом сияло бело- голубое чудо – Земля людей, ради знаний о которой предприняты столь трудные эксперименты».

- Прокомментируйте данное высказывание

Настраиваются на учебную деятельность.



Высказывают свое мнение, приводя обоснования

Построение логичных устных

высказываний

Актуализация знаний учащихся


Организует ответы на вопросы учебника и выполнение упражнения. Сопровождает процесс решения задач.

-Одним из домашних заданий, которое вы могли выполнить, являлось проведение наблюдений рельефа Луны с использованием бинокля. Опишите ход проведения наблюдений и полученные результаты


-Охарактеризуйте Луну, используя выработанный нами на прошлом уроке план.

-По каким характеристикам Луна Земля сходны между собой?

-по каким параметрам Луна и Земля в наибольшей степени отличаются?

Отвечают на вопросы учебника (с.97). Фронтально выполняют упражнение 13 (с. 97)

Желающие представляют результаты проведения наблюдений элементов рельефа Луны: описывают ход проведения наблюдений, отождествление обнаруженных элементов рельефа с элементами на карте видимого полушария Луны.


Отвечают на вопросы

Построение научно обоснованных устных высказываний

Выявление затруднения и формулировка целей деятельности

-Основным «населением» Солнечной системы являются планеты. Какие характеристики планет вам известны? -Исходя из наших сегодняшних знаний, необходимых охарактеризовать сходства и различия планет Солнечной системы.

Тема нашего сегодняшнего урока - «Две группы планет». Сравнение планет двух групп мы выполним в виде практической работы Сформулируйте и запишите цель практической работы, требуемые источники информации. Организует обсуждение цели и используемых материалов

Отвечают на вопросы, в обсуждении указывают известные характеристики, в совместной беседе с учителем акцентирует внимание на различиях планет двух групп.



Высказывают возможные формулировки цели практической работы, возможности использования учебника, «Школьного астрономического календаря» на текущий учебный год. Формулируют и записывают цель и используемые материалы в тетрадь




Выдвижение гипотез, интерпретация визуальной информации. Формулировка выводов

Построение плана по разрешению затруднений

-Ознакомьтесь с возможностями учебника, Приложение 6, «Школьного астрономического календаря», обсудите в парах этапы проведения практической работы по исследованию характеристики Солнечной системы. Организует беседу по обсуждению плана проведения практической работы

Исследуют содержание учебника, «Школьного астрономического календаря» на текущий учебный год, вырабатывают этапы проведения работы.

Обсуждают совместно с учителем план выполнения практической работы (см. РМ)

Формулировка цели деятельности, анализ необходимых для реализации цели ресурсов, планирование деятельности для достижения цели. Конструктивное обсуждение плана выполнения работы

Реализация выбранного плана деятельности и осуществления самостоятельной работы

Предлагает записать ход выполнения практической работы и реализовать его в группах по 2 человека.

Сопровождает процесс выполнения практической работы.

- Большой вклад в исследование планет внесли данные, полученные с помощью космических аппаратов, запущенных к планетам Солнечной системы. Исследуйте, используя данные Приложения 8 учебника, значение запуска космических аппаратов к планетам Солнечной системы и заполните таблицу


Выполняют работу в группах по 2 человека, по необходимости консультируясь с учителем.


Год



Цель КА

Результат исследования






Установление контакта а группе сверстников.

Участие в совместной деятельности

Включение в систему знаний

Организует обсуждение результатов выполнения практической работы в парах.

-Поясните По каким характеристикам (масса, радиус, плотность) группы планет отличаются в наибольшей мере.

-Чем можно объяснить различия в плотности планет двух групп?

-В чём состоит сходство химического состава планет двух групп? В чём их различие?

- Исходя из знаний о теории происхождения Солнечной системы, укажите, на каком этапе формирования тел возникло различие в химическом составе планет двух групп. -По каким критериям планеты двух групп имеют наиболее значимые различия?

Представляют результаты работы.


Отвечают на вопросы

Представление результатов работы группы

Рефлексия деятельности

-Сформулируйте вывод об особенностях групп планет Солнечной системы.

- Какие новые способы деятельности в области астрономии вы сегодня впервые осуществляли?

-О каких возможностях использования «Школьного астрономического календаря» вы узнали в ходе выполнения самостоятельной работы?


Отвечают на рефлексивные вопросы

Саморефлексия деятельности на уроке

Домашнее задание

Учебник, параграф 15

Записывают домашнее задание




РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ

План выполнения практической работы:

1. Сравнение диапазонов значений для планет двух групп:

а) плотности;

б) радиусы;

в) массы (в массах Земли).

2. Сравните физико-химические характеристики групп планет Солнечной системы:

а) преобладающие в составе планет химические элементы и соединения ;

б) преобладающие агрегатные состояния вещества на планете ;

в) преобладающие химические элементы атмосферы планет.

3 Сравните взаимодействие группу нет в гравитационном взаимосвязаны системе тел:

а) продолжительность суток;

б)продолжительность года ;

в) общее количество спутников.