Урок № 17
Тема: И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом».
Цели: Продолжить знакомство с баснями И.А.Крылова, показав их скрытый смысл;
научить сопоставительному анализу литературных произведений; воспитывать
моральную сферу учащихся.
Задачи:
- развивать интерес к дальнейшему учебному процессу;
- развивать умение анализировать собственную деятельность, умение адекватно
оценивать свой труд;
- формировать исследовательские навыки при анализе литературных произведений;
- развивать творческую самостоятельность учащихся.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний учащихся.
Слово учителя.
- Сегодня, ребята, мы снова отправляемся в увлекательный мир басен И.А.Крылова. Звери, населяющие этот мир, не простые, а очеловеченные. У каждого из них свой характер и даже свой порок, который они позаимствовали у людей благодаря своему создателю Ивану Андреевичу Крылову, или, как часто любовно его называют в народе, дедушке Крылову.
С пороками надо держать ухо востро: ведь пороки-то эти заразные и легко могут пристать к каждому из нас, а чтобы противостоять им, надо хорошо знать и понимать басни Крылова, уметь пользоваться их мудрыми уроками и советами. Будем же внимательны, осторожны, наблюдательны, умны и станем учиться только хорошему.
Разминка.
1. Что такое басня? (Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл).
2. К какому роду относится басня? (Лиро-эпический).
3. Назовите родственные басне жанры. (Притча, сказка, загадка, пословица).
4. Что такое мораль басни? (Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом).
5. Что такое олицетворение? (Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления).
6. Что такое аллегория? (Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. Лиса – хитрый человек, ягнёнок – беззащитный человек, волк – злой, бессердечный человек).
«Интрига».
Вопрос для эрудитов.
- Назовите имена известных баснописцев. (Эзоп, Ж.Лафонтен, А.П.Сумароков, И.И.Дмитриев, И.А.Крылов).
6. Изучение нового материала.
Чтение и анализ басни «Ворона и лисица».
Знакомство с текстом. Анализ басни по вопросам:
1. Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чем ее смысл?
2. Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил».)
3. Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково ее поведение? (Использует лесть, хвалебные речи. «Вертит хвостом… и говорит так сладко, чуть дыша …».)
4. В чем заключается глупость Вороны? (У нее преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть («вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье сперло».)
5. Можно ли сказать, что Лисица издевается над Вороной? (Лисица преследует свою цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что все сказанное Лисицей – правда.)
6. В чем смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности.)
7. Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?
Вывод. И. А. Крылов дает возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна («…лесть гнусна, вредна»).
Учащиеся читают басню в лицах, голосом показывая притворную лесть Лисицы и глупость Вороны.
8. Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?
II. Чтение и анализ басни «Свинья под дубом».
Выразительное чтение произведения в лицах.
Анализ басни по вопросам:
1. Интересна ли басня?
2. Что же лучше: быть грамотным ученым или оставаться неученым, невеждой?
3. Кто такой невежда? (Неученый, необразованный ученьем, книжным знанием, непосвященный.)**
4. Объясните аллегорию басни. (Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (Корни). Не понимает, что науки должны развиваться.)
5. Можно ли сказать, что автор осуждает Свинью?
6. Какая интонация звучит в реплике Дуба? (Отчаяние, беспомощность.)
7. Актуальна ли мораль басни в наше время?
8. Чему вас научила эта басня?
Вывод. И. А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт.
III. Выполнения теста (на закрепление материала)
Басня – это:
1) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае
2) краткий рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл
3) короткое стихотворение о жизни зверей
2. Мораль басни – это:
1) начальные или заключительные строки басни с кратким нравоучительным выводом
2) начальные строки басни, в которых читатель знакомится с героями
3) заключительные строки басни, в которых читатель узнаёт, что стало с героями в конце
3. Автором басен «Свинья под Дубом», «Волк на псарне», «Ворона и Лисица» является:
1) И.А. Крылов
2) Эзоп
3) М.В. Ломоносов
4. Из какой басни взяты следующие строки: «Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею»?
1) «Волк на псарне»
2) «Свинья под Дубом»
3) «Ворона и Лисица»
5. Из какой басни взяты следующие слова: «Спой, светик, не стыдись!»?
1) «Волк на псарне»
2) «Свинья под Дубом»
3) «Ворона и Лисица
6. Из какой басни взяты следующие слова: «Ты сер, а я, приятель, сед...»?
1) «Волк на псарне»
2) «Свинья под Дубом»
3) «Ворона и Лисица»
7. Какой персонаж басни «Свинья под Дубом» попытался остановить Свинью, подрывавшую корни Дуба?
1) Коршун
2) Сокол
3) Ворон
8. В чём состоит мораль басни «Свинья под Дубом»?
1) обличение невежд, которые с неуважением относятся к просвещению и злом отвечают на добро
2) обличение невежд, которых устраивает их небольшой запас знаний
3) обличение невежд, которые ничего не делают для людей и государства
9. Как автор называет Лисицу из басни «Ворона и Лисица»?
1) голубушка
2) плутовка
3) царь-птица
10. Какие события из истории России запечатлел И.А. Крылов в басне «Волк на псарне»?
1) войну с Наполеоном в 1812 году
2) войну с фашистами в 1941-1945 гг.
3) войну с японцами в 1904-1905 гг.
Домашнее задание: выучить наизусть понравившуюся басню.
Итог урока.