СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 17. Урок решения графических задач по теме «Различные виды механического движения»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 17. Урок решения графических задач по теме «Различные виды механического движения»

Просмотр содержимого документа
«Урок 17. Урок решения графических задач по теме «Различные виды механического движения»»

РАЗДЕЛ II. Поурочные разработки по физике к учебнику Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева, Н. Н. Сотского

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ФИЗИКА В ПОЗНАНИИ ВЕЩЕСТВА, ПОЛЯ, ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ



Урок 17. Урок решения графических задач по теме «Различные виды механического движения»

 

Цель: Научить решать графические задачи.

Ход урока

Сначала оформляем на доске график зависимости скорости от времени V(t) и обсуждаем, какие задачи можно составить на его основе (рис. 37).

 

 

1. Какие данные из приведенного графика можно взять для составления задачи?

(Ответ: а = 2 м/с2.)

2. Вычислите путь при заданном на графике виде движения.

Дано:

Решение:

Можно использовать формулы:

Соответственно:

3. По данным графика составьте уравнения зависимостей кинематических характеристик от времени: х = x(t), S = S(t), V = V(t), а = a(t), если начальная координата Х0 = 0. Изобразите эти зависимости графически.

Решение:

Используя основные кинематические уравнения, получаем (в основных единицах): х = t2; S = t2; V = 2t; а = 2.

Строим график для координаты x (совпадающий в данном случае с графиком для перемещения S) и для ускорения а.

 

 

Далее класс разбивается на группы из примерно одинаково успевающих учеников. Каждая группа получает задание самостоятельно составить задачи определенного вида (качественные, расчетно-логические или графические - в зависимости от уровня успеваемости) и решить их.

 

Примеры задач

1. Качественные задачи

Оценка «3»

Описать данные виды движения и определить, какие физические величины изменяются при переходе от графика 1 к графику 3 (рис. 39).

 

 

Оценка «4»

По графикам движения трех тел определить, как они движутся, и сравнить на каждом графике пути, пройденные телами за одинаковые промежутки времени.

 

 

Оценка «5»

Описать движения тел и сравнить их перемещения.

 

 

2. Расчетно-логические задачи

Оценка «3»

Вычислить ускорения на разных участках по графику скорости (рис. 42).

 

 

Оценка «4»

По приведенному выше графику скорости определить перемещения на отдельных участках и вычислить среднюю скорость на всем пути.

 

Оценка «5»

По графику изменения координаты от времени х = x(t) вычислить перемещение тела за 20 с, составить уравнения V = V(t); S = S(t) для каждого участка пути (в основных единицах СИ) и вычислить ускорение на них, если начальная скорость равна 0 (рис. 43).

 

 

Решение:

Общее перемещение равно 0, т. к. х(20 с) = х(0 с).

На участке 1:

На участке 2: х = -t2.

 

 3. Графические задачи

Оценка «3»

По графику скорости (рис. 44) построить графики зависимостей перемещения S = S(t) и ускорения а = a(t).

 

 

Оценка «4»

Сравнить по графикам V = V(t) величины путей, пройденных телом за интервалы времени t1 – t0 и t2 - t1 (рис 45).

 

 

Оценка «5»

По графику скорости V = V(t) построить графики зависимостей от времени пути S = S(t) и ускорения а = a(t) (рис. 46).

 

 

Домашнее задание

Повторить п. 18.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!