СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок решения графических задач по теме «Различные виды механического движения» - ВВЕДЕНИЕ. ФИЗИКА В ПОЗНАНИИ ВЕЩЕСТВА, ПОЛЯ, ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок решения графических задач по теме «Различные виды механического движения» - ВВЕДЕНИЕ. ФИЗИКА В ПОЗНАНИИ ВЕЩЕСТВА, ПОЛЯ, ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

Просмотр содержимого документа
«Урок решения графических задач по теме «Различные виды механического движения» - ВВЕДЕНИЕ. ФИЗИКА В ПОЗНАНИИ ВЕЩЕСТВА, ПОЛЯ, ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ»

Физика - Поурочные планы к учебникам Г. Я. Мякишева, С. В. Громова и В. Л. Касьянова 10 класс

Урок решения графических задач по теме «Различные виды механического движения» - ВВЕДЕНИЕ. ФИЗИКА В ПОЗНАНИИ ВЕЩЕСТВА, ПОЛЯ, ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

Цель: Научить решать графические задачи.

Ход урока

Сначала оформляем на доске график зависимости скорости от времени V(t) и обсуждаем, какие задачи можно составить на его основе (рис. 37).





1. Какие данные из приведенного графика можно взять для составления задачи?

(Ответ: а = 2 м/с2.)

2. Вычислите путь при заданном на графике виде движения.

Дано:

Решение:

Можно использовать формулы: 

Соответственно: 

3. По данным графика составьте уравнения зависимостей кинематических характеристик от времени: х = x(t), S = S(t), V = V(t), а = a(t), если начальная координата Х0 = 0. Изобразите эти зависимости графически.

Решение:

Используя основные кинематические уравнения, получаем (в основных единицах): х = t2; S = t2; V = 2t; а = 2.

Строим график для координаты x (совпадающий в данном случае с графиком для перемещения S) и для ускорения а.





Далее класс разбивается на группы из примерно одинаково успевающих учеников. Каждая группа получает задание самостоятельно составить задачи определенного вида (качественные, расчетно-логические или графические - в зависимости от уровня успеваемости) и решить их.



Примеры задач

1. Качественные задачи

Оценка «3»

Описать данные виды движения и определить, какие физические величины изменяются при переходе от графика 1 к графику 3 (рис. 39).





Оценка «4»

По графикам движения трех тел определить, как они движутся, и сравнить на каждом графике пути, пройденные телами за одинаковые промежутки времени.





Оценка «5»

Описать движения тел и сравнить их перемещения.





2. Расчетно-логические задачи

Оценка «3»

Вычислить ускорения на разных участках по графику скорости (рис. 42).





Оценка «4»

По приведенному выше графику скорости определить перемещения на отдельных участках и вычислить среднюю скорость на всем пути.



Оценка «5»

По графику изменения координаты от времени х = x(t) вычислить перемещение тела за 20 с, составить уравнения V = V(t); S = S(t) для каждого участка пути (в основных единицах СИ) и вычислить ускорение на них, если начальная скорость равна 0 (рис. 43).





Решение:

Общее перемещение равно 0, т. к. х(20 с) = х(0 с).

На участке 1: 

На участке 2: х = -t2.




3. Графические задачи

Оценка «3»

По графику скорости (рис. 44) построить графики зависимостей перемещения S = S(t) и ускорения а = a(t).





Оценка «4»

Сравнить по графикам V = V(t) величины путей, пройденных телом за интервалы времени t1 – t0 и t- t1 (рис 45).





Оценка «5»

По графику скорости V = V(t) построить графики зависимостей от времени пути S = S(t) и ускорения а = a(t) (рис. 46).





Домашнее задание

Повторить п. 18.