СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 18. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Урок развития речи. 8 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 18. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Урок развития речи. 8 класс.»

Урок 18. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Урок развития речи.

Основное содержание урока
Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.

Основные виды деятельности.
Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

Содержание урока

I. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов

1) Выполнение заданий из раздела «Викторина» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

2) Составление планов письменных ответов на проблемные вопросы:

Что повлияло на формирование характера Петра Гринёва?

1. Детство Петра Гринёва в родительском доме. Нравственное влияние отца.
2. Первые шаги в самостоятельной жизни: ошибки молодости.
3. Влияние на Гринёва семьи капитана Миронова.
4. Общение со Швабриным: первые нравственные оценки.
5. Гринёв и Пугачёв: проблемы чести, долга и нравственного выбора.
6. Гринёв и Савельич: проблемы народной нравственности.
7. Любовь как стимул к самосовершенствованию.
8. Способность Гринёва к преодолению обстоятельств жизни.
9. Высокие нравственные качества и внутренняя свобода Гринёва как отличительные черты его характера.

Почему Машу Миронову можно считать нравственным идеалом Пушкина?

1. Воспитание Маши Мироновой: влияние семьи.
2. Внешность Маши как отражение её внутренней сущности.
3. Отношение юной Маши к военным действиям.
4. Цельность характера и нравственная чистота героини:
— отказ выйти замуж за Швабрина;
— уход за раненым Гринёвым;
— невозможность выйти замуж за Гринёва без согласия его родителей;
— нравственная стойкость героини в плену у Швабрина;
— твёрдость духа и безропотное принятие ударов судьбы.
5. Любовь и самопожертвование как нравственный принцип героини.
6. Развитие способностей героини к принятию важных решений (отъезд в семью Гринёвых, посещение императрицы).
7. Чувство собственного достоинства, скромность, честность, самоотверженность, верность семейным ценностям как главные черты Маши Мироновой.
8. Маша как обладательница вечных нравственных ценностей, пушкинский идеал женщины.

Какова авторская позиция в оценке Пугачёва и народного восстания?

1. Противоречивость личности Пугачёва.
2. Авторская оценка положительных черт личности героя:
— глаза Пугачёва как отражение его незаурядной личности;
— народные истоки речи Пугачёва;
— способность Пугачёва помнить добро, платить добром за добро;
— сочувствие обиженным и обездоленным (сиротство Маши);
— понимание Пугачёвым безнравственности собственных поступков.
3. Авторская оценка отрицательных черт личности Пугачёва:
— осуждение героя за отсутствие у него чувства долга, чести и ответственности;
— авторская ирония по отношению к желанию «поцарствовать» (выдать себя за царя, одеться по-царски, «позолотить» свой «дворец»);
— критика рабской психологии Пугачёва, его внутренней несвободы (неумение воспротивиться разгулу низменных черт участников восстания);
— отрицание бессмысленной жестокости героя.
4. Безоговорочное отрицание автором кровавой крестьянской войны («русский бунт, бессмысленный и беспощадный»).
5. Призыв к будущему единству нации на основе человечности, народной нравственности, уважения к личности других людей.

II. Письменный ответ на один из проблемных вопросов.

Редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.
(Работа над сочинением может быть завершена дома.)

Домашнее задание

Завершить работу над письменными ответами на проблемные вопросы.

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщения «Пушкин и лицеисты», «Пушкин и декабристы» с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.


Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017.