СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 18. Природа планет земной группы.

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку №18 в 10 классе по астрономии

Просмотр содержимого документа
«Урок 18. Природа планет земной группы.»

Урок 18. ПРИРОДА ПЛАНЕТ ЗЕМНОЙ ГРУППЫ

Тип урока: «открытие» нового знания

Задачи: организовать исследования особенностей планет земной группы

Планируемые результаты

Предметные: научаться формулировать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет земной группы; характеризовать рельеф поверхностей планет земной группы; получат возможность научиться объяснять особенности вулканической деятельности и тектоники на планетах земной группы, обосновывать и сравнивать характеристики планет земной группы

Метапредметные:

Познавательные- работать с текстом научного содержания, выделять главное, обобщать информацию, представленную в различной форме;

Регулятивные- соотносить характеристики планет земной группы с основами теории формирования планет Солнечной системы;

Коммуникативные- выражать логически верные обоснованные высказывания

Личностные: организовывать целенаправленную познавательную деятельность в ходе самостоятельной работы; выступать с презентацией результатов работы группы, принимать участие в обсуждении результатов выполнения работы

Образовательные ресурсы: учебник, электронная презентация, «Школьный астрономический календарь»

Организационная структура урока


Этап урока



Содержание деятельности учителя


Содержание деятельности учащегося

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

1

2

3

4

Организационно-мотивационный этап

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.

-Здравствуйте, уважаемые учащиеся. На прошлом уроке мы говорили о природе двух групп планет. В книге Е. Ф. Гребенникова, Ю. А. Рябова «Поиски и открытия планет» авторы пишут: «Планеты благодаря своим внешне сложным движениям сыграли решающую роль в астрономии и вообще в построении фундамента механики и физики». поясните данное мнение



Настраиваются на учебную деятельность.



Высказывают свое мнение, приводя обоснования

Построение логичных устных

высказываний

1

2

3

4

Актуализация знаний учащихся




-Завершите высказывания, которые сейчас прозвучат: «Среди планет земной группы наименьший радиус имеет…»

«Наибольшая полуось орбиты характеризует…»; «На самое близкое расстояние к Земле подходит…»; «Самый длинный день- на планете…»; «Быстрее всех вокруг оси вращаются все планеты, кроме…»; «Наибольшее количество спутников имеет…»

Завершают предложения, используя знания, полученные на предыдущих уроках

Построение научно обоснованных устных высказываний

Выявления затруднения и формулировка целей деятельности

-Какие характеристики планет земной группы позволяют говорить о сходстве Земли, Меркурия, Венере и Марсе?

-Но каждая из этих планет уникальна. Какие сведения вам известны о Меркурии, Венере и Марсе?

-На сегодняшнем уроке наши отдельные представления необходимо перевести в разряд научно обоснованных и системных. Тема нашего урока- «Природа планет земной группы». Сформулируйте задачи нашего урока.

-На какие вопросы вы хотели бы получить сегодня ответы?

Отвечают на вопросы.


Высказывают собственные представления о планетах.

В совместной беседе с учителем формируют задачи урока



Формируют собственные познавательные вопросы относительно планет земной группы

Выдвижение гипотез

Открытие нового знания учащимися

-Два урока назад мы характеризовали природу уникальной двойной системы, на одной из планет которой мы живем.

При этом в ходе урока мы разработали план характеристики

Напомните последовательность шагов в нем.

-Для характеристики планет мы разделимся на три группы.

Первая группа охарактеризует Меркурий , вторая- Венеру, третья- Марс. Первоначально работать вы начнете в парах, а затем в группе выработайте общий подход к характеристике планеты

Обращаются к предыдущим работам, воспроизводят структуру плана характеристики планет.




Организуют работу в парах, используя учебник, Приложение 6 учебника, «Школьный астрономический календарь»

Организация самостоятельной познавательной деятельности. Работа с текстом научного содержания

Включение нового знания в систему

Организует обсуждение результатов работы, акцентирует внимание на наиболее важных характеристиках планет:

- для Меркурия- вытянутость эллиптической орбиты и ее следствиях значительной продолжительности солнечных суток;

Каждая группа представляет результаты работы, остальные конспектируют информацию, задают вопросы, участвуют в обсуждении ля каждой планеты по плану:

1. Особенности строения оболочек планеты.

Интерпретация результатов самостоятельной работы



1

2

3

4


-для Венеры- особенность формирования атмосферы и литосферы без участия воды в большей, чем Земля , близости от Солнца, значительном периоде вращения;

-для Марса – наличие спутников со значительно отличающимися скоростями движения, возмущения орбиты Марса

2. Характеристики рельефа планеты.

3. Физические характеристики планеты (температура, масса, радиус, продолжительность суток, сидерический период обращения).

4. химический состав оболочек планеты.

5. отличительные особенности планеты


Рефлексия деятельности

- на предыдущих уроках мы обсуждали сходство планет земной группы. Какие новые факты о сходстве земли и других планет группы вы сегодня открыли? Какие сходные характеристики определяют эти факторы?







- Какие новые факты, подтверждающие значительное различие Земли и других планет земной группы, вы открыли на сегодняшнем уроке?

Отвечают на вопросы, указывая на наличие смены времен года на Марсе вследствие угла наклона оси к плоскости орбиты, наличие у всех планет, включая Меркурий, атмосфер, но в последнем случае она пополняется за счет захвата атомов солнечного ветра и непрерывно рассеивается, наличие магнитных полей хотя у Венеры и Меркурия они незначительны, недостаточны для возникновения радиационных поясов.

Обосновывают предположения, среди которых наличие у Земли спутника планетиоидного типа, наличие биосферы, кислотосодержащей атмосферы, наличие значительных запасов воды в трех агрегатных состояниях

Саморефлексия деятельности на уроке

Домашнее задание

Учебник, параграф 18

Темы докладов для урока- дискуссии: «Антипарниковый эффект в атмосфере Марса»; «Парниковый эффект в атмосфере Венеры»; «Физические основы возникновения парникового эффекта»; «Основные факторы загрязнения атмосферы Земли и их влияния на возникновение парникового эффекта»; «Химические основы возникновения парникового эффекта»; «Современные способы снижения влияния выбросов в атмосферу Земли промышленными предприятиями»; «Международные соглашения об ограничении промышленных выбросов»; «Экспериментальное обнаружение явления парникового эффекта в лабораторных условиях»;

Записывают домашнее задание