СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 19. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ компонентов внутренней среды и ащитные функции организма человека

Просмотр содержимого документа
«Урок 19. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»

Борьба организма с инфекцией.  Иммунитет Урок биологии человека – 8 класс Разработан преподавателем биологии: Колесниковой Л.А.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

Урок биологии человека – 8 класс

Разработан преподавателем биологии: Колесниковой Л.А.

Внутренняя среда Состав Кровь Лимфа Плазма (50-69% объема крови): Н 2 О – 90-92%, белки – 7%, жиры – 0,8%, глюкоза – 0,1%, минеральные соли – 0,9%, ферменты, гормоны. Местонахождение Н 2 О с растворенными в ней продуктами жизнедеятельности, белки – 1-2%, лимфоциты, лейкоциты. Источник и место образования Тканевая жидкость Форменные элементы (40-50%): эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Сердце и кровеносные сосуды. За счет поглощения белков, жиров, углеводов, минеральных солей, Н 2 О из органов пищеварения, лимфатических сосудов. Н 2 О, растворенные в ней питательные вещества и неорганические в-ва, О 2 , СО 2 , продукты распада. Лимфатическая система. Функции За счет тканевой жидкости, всосавшейся в мешочки на концах лимфатических капилляров. транспортная дыхательная питательная выделительная терморегуляторная гомеостаз защитная гуморальная регуляция Между клетками всех тканей. За счет плазмы крови и продуктов жизнедеятельности клеток. 1. возвращение в кровеносное русло тканевой жидкости 2. фильтрация 1. перенос О 2 и СО 2. 3. обеззараживание

Внутренняя среда

Состав

Кровь

Лимфа

Плазма (50-69% объема крови): Н 2 О – 90-92%, белки – 7%, жиры – 0,8%, глюкоза – 0,1%, минеральные соли – 0,9%, ферменты, гормоны.

Местонахождение

Н 2 О с растворенными в ней продуктами жизнедеятельности, белки – 1-2%, лимфоциты, лейкоциты.

Источник и место образования

Тканевая жидкость

Форменные элементы (40-50%): эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

Сердце и кровеносные сосуды.

За счет поглощения белков, жиров, углеводов, минеральных солей, Н 2 О из органов пищеварения, лимфатических сосудов.

Н 2 О, растворенные в ней питательные вещества и неорганические в-ва, О 2 , СО 2 , продукты распада.

Лимфатическая система.

Функции

За счет тканевой жидкости, всосавшейся в мешочки на концах лимфатических капилляров.

  • транспортная
  • дыхательная
  • питательная
  • выделительная
  • терморегуляторная
  • гомеостаз
  • защитная
  • гуморальная регуляция

Между клетками всех тканей.

За счет плазмы крови и продуктов жизнедеятельности клеток.

1. возвращение в кровеносное русло тканевой жидкости

2. фильтрация

1. перенос О 2 и СО 2.

3. обеззараживание

Задание 2. По схеме «Свертывание крови» расскажите о защитном приспособлении, предохраняющем организм от потери крови. Какое значение имеет система противосвертывания: - гепарин (в легких, печени) – препятствует свертыванию крови - фибролизин (в сыворотке) – фермент, растворяющий фибрин? Рана Тромбоциты разрушаются Тромбопластин Ферменты плазмы (глобулины) Соли Са 2+   Тромбин (в плазме) Протромбин (в печени) Клетки крови Тромб (в печени)
  • Задание 2. По схеме «Свертывание крови» расскажите о защитном приспособлении, предохраняющем организм от потери крови.

Какое значение имеет система противосвертывания:

- гепарин (в легких, печени) – препятствует свертыванию крови

- фибролизин (в сыворотке) – фермент, растворяющий фибрин?

Рана

Тромбоциты разрушаются

Тромбопластин

Ферменты плазмы

(глобулины)

Соли Са 2+

 

Тромбин

(в плазме)

Протромбин

(в печени)

Клетки крови

Тромб

(в печени)

Наследование гемофилии Гемофилия – наследственное заболевание, при котором кровь не сворачивается.

Наследование гемофилии

Гемофилия – наследственное заболевание, при котором кровь не сворачивается.

Иммунитет – способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность. Защитные барьеры Тип защиты I барьер: Кожа и слизистые оболочки Физическая Кожа и слизистые оболочки Химическая II барьер: Выделения потовых и сальных желез (слезы, слюна, HCl) Кровь, тканевая жидкость, лимфа (т.е. внутренняя среда организма) Неспецифический иммунитет Лейкоцитами путем фагоцитоза Экологическая Микроорганизмы на коже и слизистых Специфический иммунитет Организм распознает в-ва, отличные от его клеток и тканей, уничтожает только эти чужеродные в-ва

Иммунитет – способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность.

Защитные барьеры

Тип защиты

I барьер:

Кожа и слизистые оболочки

Физическая

Кожа и слизистые оболочки

Химическая

II барьер:

Выделения потовых и сальных желез (слезы, слюна, HCl)

Кровь, тканевая жидкость, лимфа (т.е. внутренняя среда организма)

Неспецифический иммунитет

Лейкоцитами путем фагоцитоза

Экологическая

Микроорганизмы на коже и слизистых

Специфический иммунитет

Организм распознает в-ва, отличные от его клеток и тканей, уничтожает только эти чужеродные в-ва

Мечников Илья Ильич  (1845-1916)  Выдающийся русский учёный, положивший начало многим важнейшим направлениям в биологии и медицине. Автор знаменитой фагоцитарной теории иммунитета, создал теорию воспаления как защитной реакции организма в борьбе с болезнью. Основал первую русскую бактериологическую станцию.

Мечников Илья Ильич (1845-1916)

Выдающийся русский учёный, положивший начало многим важнейшим направлениям в биологии и медицине. Автор знаменитой фагоцитарной теории иммунитета, создал теорию воспаления как защитной реакции организма в борьбе с болезнью. Основал первую русскую бактериологическую станцию.

 Специфический иммунитет осуществляется лейкоцитами путем фагоцитоза.   Неспецифический иммунитет – организм способен распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.  Чужеродные вещества, способные вызывать иммунную реакцию назвали - антигенами .  Антитела -  это особые химические вещества которые нейтрализуют или уничтожают антигены.

Специфический иммунитет осуществляется лейкоцитами путем фагоцитоза.

Неспецифический иммунитет – организм способен распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.

Чужеродные вещества, способные вызывать иммунную реакцию назвали - антигенами .

Антитела - это особые химические вещества которые нейтрализуют или уничтожают антигены.

ИММУНИТЕТ Искусственный Естественный Врождённый Приобретённый Активный Пассивный (возникает после (человек не болеет некоторыми болезнями животных) (возникает после введения вакцины) (возникает после введения перенесения болезни) лечебной сыворотки)

ИММУНИТЕТ

Искусственный

Естественный

Врождённый

Приобретённый

Активный

Пассивный

(возникает после

(человек не болеет некоторыми болезнями животных)

(возникает после введения вакцины)

(возникает после введения

перенесения болезни)

лечебной сыворотки)

Иммунная система Вилочковая железа (тимус) Лимфатические узлы (образуются Т-лимфоциты) (образуются В-лимфоциты)   Костный мозг (образуются лейкоциты)  Антитела могут нейтрализовать только те антигены, которые находятся вне клеток. Против вирусов борется сама клетка, выделяя особые вещества, одним из которых является интерферон.

Иммунная система

Вилочковая железа (тимус)

Лимфатические узлы

(образуются Т-лимфоциты)

(образуются В-лимфоциты)

Костный мозг

(образуются лейкоциты)

  • Антитела могут нейтрализовать только те антигены, которые находятся вне клеток.
  • Против вирусов борется сама клетка, выделяя особые вещества, одним из которых является интерферон.
Запомните! Антигены - бактерии, вирусы или их токсины (яды), а также переродившиеся клетки организма. Антитела – молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие антигена. Каждое антитело распознаёт свой антиген. Лимфоциты (Т и В) – имеют на поверхности клеток рецепторы, распознающие «врага», образовывают комплексы «антиген- антитело» и обезвреживают антигены.

Запомните!

Антигены - бактерии, вирусы или их токсины (яды), а также переродившиеся клетки организма.

Антитела – молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие антигена.

Каждое антитело распознаёт свой антиген.

Лимфоциты (Т и В) – имеют на поверхности клеток рецепторы, распознающие «врага», образовывают комплексы «антиген- антитело» и обезвреживают антигены.

Работа иммунной системы Особенность иммунной системы - способность ее главных клеток - лимфоцитов - распознавать генетически «свое» и «чужое».

Работа иммунной системы

Особенность иммунной системы - способность ее главных клеток - лимфоцитов - распознавать генетически «свое» и «чужое».

Фагоцитарный иммунитет открыл в 1882 г.  И. И. Мечников. 1854-1915 Гуморальный иммунитет открыл немецкий учёный Пауль Эрлих. Совместно с Мечниковым получил Нобелевскую премию!
  • Фагоцитарный иммунитет открыл в 1882 г. И. И. Мечников.

1854-1915

  • Гуморальный иммунитет открыл немецкий учёный Пауль Эрлих.
  • Совместно с Мечниковым получил Нобелевскую премию!
Типы иммунных ответов

Типы иммунных ответов

Воспаление  – местная реакция организма на проникающие микробы. 1.  Покраснение, гипертермия – усиленно притекает кровь к месту проникновения инородного тела. 2.  Возникает боль и опухоль, ограничивается участок воспаления – раздражение рецепторов. 3.  Появляется гной – начинается фагоцитоз; смесь погибших микробов и фагоцитов – гной.
  • Воспаление – местная реакция организма на проникающие микробы.
  • 1. Покраснение, гипертермия – усиленно притекает кровь к месту проникновения инородного тела.
  • 2. Возникает боль и опухоль, ограничивается участок воспаления – раздражение рецепторов.
  • 3. Появляется гной – начинается фагоцитоз; смесь погибших микробов и фагоцитов – гной.
Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что они заразны, а также им свойственны циклическое течение и формирование постинфекционного иммунитета. Цикл инфекционных заболеваний: 1.  Скрытый период – размножение возбудителя, нарастание иммунной реакции: опознание чужеродных соединений, выработка против них антител. 2.  Острый период – интенсивное накопление возбудителя, вредных веществ, которые он выделяет, а также уничтожающих их антител. 3.  Стадия выздоровления – антитела сдерживают размножение возбудителя и нейтрализуют его яды.

Инфекционные заболевания

  • отличаются от других тем, что они заразны, а также им свойственны циклическое течение и формирование постинфекционного иммунитета.
  • Цикл инфекционных заболеваний:
  • 1. Скрытый период – размножение возбудителя, нарастание иммунной реакции: опознание чужеродных соединений, выработка против них антител.
  • 2. Острый период – интенсивное накопление возбудителя, вредных веществ, которые он выделяет, а также уничтожающих их антител.
  • 3. Стадия выздоровления – антитела сдерживают размножение возбудителя и нейтрализуют его яды.
Путь, через который возбудитель болезни может попасть в организм, называют «воротами инфекции». Иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от заражения другим. Многие микробы не выдерживают кипячения, их можно уничтожить хлорамином и другими дезинфицирующими средствами.
  • Путь, через который возбудитель болезни может попасть в организм, называют «воротами инфекции».
  • Иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от заражения другим.
  • Многие микробы не выдерживают кипячения, их можно уничтожить хлорамином и другими дезинфицирующими средствами.

Вакцинация (1749-1823) Вакцинацию (от лат. «vassa» - корова) ввел в практику в 1796 году английский врач Эдуард Дженнер, сделавший первую прививку «коровьей оспы» 8-летнему мальчику Джеймсу Фипсу.

Вакцинация

(1749-1823)

Вакцинацию (от лат. «vassa» - корова) ввел в практику в 1796 году английский врач Эдуард Дженнер, сделавший первую прививку «коровьей оспы» 8-летнему мальчику Джеймсу Фипсу.

Луи Пастер Французский учёный, лауреат Нобелевской премии, доказал, что заразные болезни возникают от попадания в организм микробов. Разработал методы предупредительных прививок (1881 год) (1822-1895)

Луи Пастер

  • Французский учёный, лауреат Нобелевской премии, доказал, что заразные болезни возникают от попадания в организм микробов. Разработал методы предупредительных прививок (1881 год)

(1822-1895)

Значительную опасность для окружающих представляют бацилло- и вирусоносители. Ими становятся люди, перенесшие инфекционные заболевания, но не освободившиеся полностью от болезнетворных микроорганизмов. Силы иммунитета этих людей достаточны, чтобы защитить себя от возобновления заболевания, но они не могут уничтожить их до конца. Такие люди могут, сами того не подозревая, заражать окружающих.
  • Значительную опасность для окружающих представляют бацилло- и вирусоносители.
  • Ими становятся люди, перенесшие инфекционные заболевания, но не освободившиеся полностью от болезнетворных микроорганизмов.
  • Силы иммунитета этих людей достаточны, чтобы защитить себя от возобновления заболевания, но они не могут уничтожить их до конца. Такие люди могут, сами того не подозревая, заражать окружающих.
ВИЧ и СПИД С – синдром П – приобретённого И – иммунного Д – дефицита.   В – вирус И – иммунодефицита Ч - человека вирус СПИДа

ВИЧ и СПИД

  • С – синдром
  • П – приобретённого
  • И – иммунного
  • Д – дефицита.

  • В – вирус
  • И – иммунодефицита
  • Ч - человека

вирус СПИДа

ВИЧ и СПИД ВИЧ-инфекция - болезнь, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Конечная стадия ВИЧ-инфекции называется синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД). ВИЧ-инфекция приводит к тяжелому поражению иммунной и нервной системы, к неизбежной смерти.

ВИЧ и СПИД

ВИЧ-инфекция - болезнь, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Конечная стадия ВИЧ-инфекции называется синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД). ВИЧ-инфекция приводит к тяжелому поражению иммунной и нервной системы, к неизбежной смерти.

ВИЧ инфекция

ВИЧ инфекция

 Передача ВИЧ

Передача ВИЧ

 ВИЧ не передаётся

ВИЧ не передаётся

Ответьте на вопросы: Почему воспалительный участок поверхности кожи красного цвета и теплый? Какую функцию выполняет защитный вал из фагоцитов и макрофагов? Как образуется гной? Какие меры профилактики применяются на разных стадиях развития инфекционного заболевания? На какие известные вам заболевания у человека не вырабатывается иммунитет?
  • Ответьте на вопросы:
  • Почему воспалительный участок поверхности кожи красного цвета и теплый?
  • Какую функцию выполняет защитный вал из фагоцитов и макрофагов?
  • Как образуется гной?
  • Какие меры профилактики применяются на разных стадиях развития инфекционного заболевания?
  • На какие известные вам заболевания у человека не вырабатывается иммунитет?

Домашнее задание: Изучить § 18, устно ответить на вопросы в конце параграфа. Подготовить интересные факты о работах в области иммунологии. Доклад о резус-факторе или переливании крови.

Домашнее задание:

  • Изучить § 18,
  • устно ответить на вопросы в конце параграфа.
  • Подготовить интересные факты о работах в области иммунологии.
  • Доклад о резус-факторе

или переливании крови.

До встречи!

До встречи!