СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 19. И.А. Крылов. Басни. Урок развития речи. 5 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока Обобщение изученного о баснях. Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни Крылова». Литературная викторина.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 19. И.А. Крылов. Басни. Урок развития речи. 5 класс.»

УРОК 19
И. А. Крылов. Басни. Урок развития речи.

Основное содержание урока
Обобщение изученного о баснях. Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни Крылова». Литературная викторина.

Основное содержание урока
Устные рассказы о баснописцах. Выразительное чтение басен, их устный анализ, комментирование морали, определение аллегорического смысла басни (по группам). Рецензирование выступлений и презентаций. Сообщения учащихся о жанровых особенностях басен (с использованием материалов таблицы предыдущего урока). Обсуждение иллюстраций из практикума «Читаем, думаем, спорим...». Устное словесное рисование иллюстраций к басням. Создание собственных иллюстраций и их защита. Прослушивание и рецензирование актерского чтения басни «Зеркало и Обезьяна» (см. фонохрестоматию). Выразительное чтение басен собственного сочинения. Защита проекта электронного альбома «Герои басен Крылова в иллюстрациях». Представление инсценировок по басням Крылова и рецензирование выступлений. Обсуждение иллюстраций художника Е. Рачёва. Ответы на вопросы викторины по басням из практикума «Читаем, думаем, спорим...». Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т. п.
Самостоятельная работа. Написание сатирической заметки (см. фонохрестоматию).
Практическая работа. Презентация и защита собственных иллюстраций к басням И. А. Крылова. Составление вопросов для викторины (по группам). Конкурс инсценированной басни.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Обобщение изученного о баснях

Рассказы пятиклассников о баснописцах (возможен показ презентаций, сделанных с помощью учителя и родителей).

Рецензирование выступлений и презентаций.

II. Проверка выполнения задания 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после басни «Ворона и Лисица»).

Выполнение задания можно представить в группах (состав групп определяется по той басне, которую дома самостоятельно читали и анализировали пятиклассники):
выразительное чтение басни,
её устный анализ,
комментирование морали,
определение аллегорического смысла басни.

Г р у п п а 1. «Квартет».
Г р у п п а 2. «Лебедь, Щука и Рак».
Г р у п п а 3. «Две бочки» и др.

Рецензирование выступлений одноклассниками-«критиками».

III. Сообщения учащихся о жанровых особенностях басен (с использованием материалов таблицы, которую составляли на предыдущем уроке).

IV. Обсуждение иллюстраций к басням Крылова, помещённых в практикум «Читаем, думаем, спорим...».

Устное словесное рисование иллюстраций к басням.

Защита собственных рисунков к басням (обоснование выбора басни, своего видения изображённого фрагмента, композиции и цветового решения рисунка и т. п.).

Возможно оформление в классе вернисажа из иллюстраций учащихся к басням и проведение экскурсии по вернисажу.

V. Выполнение заданий 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к басне «Зеркало и Обезьяна»):
1. Актриса живо и выразительно воспроизвела речь персонажей басни. Расскажите, какими вы представили Обезьяну и Медведя.

2. Подготовьте выразительное чтение басни по ролям.

Рецензирование актёрского чтения.

Выразительное чтение басен собственного сочинения.

VI. Защита проекта электронного альбома «Герои басен И. А. Крылова в иллюстрациях».

Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни Крылова»
Представление в классе инсценировок, подготовленных по басням Крылова.
Рецензирование выступлений пятиклассников.

VII. Литературная викторина

Обсуждение иллюстраций художника Е. Рачёва к басням Крылова и ответы на вопросы из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».
Ответы на вопросы викторины по басням Крылова из практикума «Читаем, думаем, спорим...».
Предъявление составленных пятиклассниками вопросов для викторины по басням Крылова.

Домашнее задание

Выполнить задание 3 (написание сатирической заметки) из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение»
(к басне «Зеркало и Обезьяна»).

Подготовиться выразительно читать сказку «Спящая царевна».

Индивидуальные задания.

Выполнить задание из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство» (после сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна»):
Подготовить краткий устный отзыв об иллюстрациях.
Прочитать «Сказку о царе Берендее» В. А. Жуковского и подумать, чем она напоминает «Сказку о царе Салтане...» А. С. Пушкина.

Принести на урок 3—4 иллюстрации к сказке «Спящая царевна» в электронном или бумажном варианте.


Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2016.