Урок 19
речевая ситуация: обсуждение выбора будущей профессии. Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?»
Педагогические задачи: создать условия для овладения диалогической формой речи; научить называть слова, называющие предметы, действия и признаки, установлению словообразовательных связей между словами; способствовать усвоению приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся сравнивать слова и различать предложения, решать учебные и практические задачи – грамотно записывать самостоятельно простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают); получат возможность научиться различать слова, называющие предметы, действия и признаки, задавать вопросы к словам, участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – овладение умением составлять небольшое монологическое высказывание о выборе будущей профессии; понимание словообразовательных связей между словами; усвоение навыка постановки вопросов к словам, называющим предметы, действия и признаки; логические – осуществление анализа пар слов, связанных словообразовательными связями; использование алгоритма порядка действий при списывании.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: строить устные высказывания на заданную тему с использованием простых распространённых предложений, соблюдать интонационную выразительность речи, продумывать ответы перед их озвучиванием вслух, комментировать ответы других учащихся.
Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес; понимают и осознают необходимость выполнения школьных требований; осуществляют активное учебное взаимодействие; вырабатывают адекватную позитивную самооценку рабочей деятельности; стремятся к достижению положительных результатов в учёбе.
Сценарий урока
I. Организационный момент (Л.).
Прекрасных профессий
На свете не счесть,
И каждой профессии –
Слава и честь!
II. Сообщение темы урока. Постановка учебной цели.
Учитель читает текст упражнения 1 в учебнике.
– Попробуйте объяснить мальчику, как ему выбрать будущую профессию.
– Кем хотите стать вы? Расскажите.
– Определите тему урока. («Профессии».)
Мы в профессии играем,
По душе их выбираем,
И мечтаем поскорее
Мамы с папой стать взрослее,
Чтоб не просто так мечтать,
А решить кем быть и стать.
– Как думаете, какую учебную задачу предстоит решить на уроке? Какие практические действия нужно отработать?
III. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику.
Работа в парах (упражнение 2) (К. + Р.).
– Как образованы названия этих профессий? Прочитайте стихотворение В. Лифшица. Какие слова похожи по звучанию? Похожи ли они по значению?
– Послушайте фразы. Запомните слова, с помощью которых описывается, как идёт дождь.
Из тучки-невелички ЛЬЁТСЯ дождик проливной. (Н. Беленко.)
Дождь косой, холодный по стеклу СТУЧИТ. (Г. Ладонщиков.)
Мелкий, дремотный, без меры,
Словно из множества сит,
Дождик знобящий и серый
Всё МОРОСИТ, моросит. (Н. Рубцов.)
– На какие вопросы отвечают выделенные слова?
Самостоятельная работа (упражнение 4). (Коллективная проверка.) (Р.)
Закрепление изученного (К. + П.).
– Отгадайте загадки:
Он учит детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать.
(Учитель.)
Строит дом и детский сад
И больницу строить рад,
И у цирка он не зритель,
Так как он – его … (строитель).
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам … (продавцы).
С книгой кто в руке – читатель.
Книги пишет кто?
(Писатель.)
Секунды зря не тратили,
Учащихся спасли … (спасатели).
– Какие слова могут помочь в объяснении названий данных профессий?
– Прочитайте строчки из стихотворения В. Маяковского «Кем быть?». Спишите.
– Мы назвали много профессий. А кем бы хотели стать вы?
– Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию (Л.).
Физкультминутка
2. Работа в тетради.
Упражнение «Дорисуй». (Самостоятельная работа.) (Р.)
Пожарная машина
Машина пожарная – красного цвета.
А ну-ка, подумай, зачем нужно это?
Затем, чтобы каждый, увидев, бежал
В сторонку и ехать бы ей не мешал.
Г. Лебедева
Упражнение «Напиши красиво» (Р.).
– Рассмотрите линии. Запишите их в воздухе. Следите за движением руки.
– Запишите линии в тетради, не отрывая ручки от листа.
– Придумайте свои сложные линии. Запишите их на четвёртой строке.
Упражнение «Впиши в каждое предложение нужное слово». (Фронтальная работа.)
– Прочитайте первую пару слов. Чем похожи и чем различаются эти слова? (Слова пишутся одинаково, но звучат по-разному. У слов разное значение.)
– Какое значение у слова плАчу (плачУ)?
– Прочитайте предложения с пропущенными словами. Какое слово должно быть вставлено в первое (второе) из них? Впишите. Поставьте ударение в записанных словах.
Упражнение «Разгадай кроссворд». (Работа в парах.)
(Ответы: 1 – Москва; 2 – Россия; 3 – адрес; 4 – дорога.)
– Запишите под диктовку (К. + Р.).
Москва – столица России.
Наша Родина называется Россией.
На конверте указывается адрес.
Дорога – это то, по чему ездят машины.
– Какие слова записали с большой буквы? Почему?
Упражнение «Найди и выпиши слова, которые нельзя переносить». (Самостоятельная работа.) (П.)
Проверка выполненной работы. (Яма, осень, огонь, учить, пыль, дождь.) (Р.)
– Почему нельзя переносить слова пыль, дождь? (Они состоят из одного слога.)
– Почему нельзя переносить слова яма, осень, огонь, учить, которые состоят из двух слогов? (Первый слог состоит из одной буквы, а одну букву нельзя оставлять на строчке.)
– Запишите оставшиеся слова, разделив их для переноса. (Дво-рник (двор-ник), ме-тла (мет-ла), по-жарник, пожа-рник (пожар-ник), ка-ска (кас-ка), по-жар, учи-тель, ко-смонавт (кос-монавт), космо-навт.)
Упражнение «Прочитай». (Фронтальная работа.) (К.)
Запись в тетради: лает, рычит, бежит, спешит.
– Что называют эти слова: предметы или действия?
Упражнение «Спиши». (Самостоятельная работа.) (Р.)
– Вспомните правила списывания текста. Спишите (Р.).
– Первое предложение прочитайте несколько раз про себя и запишите по памяти. Второе предложение проговорите несколько раз вслух, а потом запишите по памяти. Третье предложение запишите под диктовку.
5