СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 1 Черезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка разработана для студентов колледжа и учеников 10 классов 

Просмотр содержимого документа
«Урок 1 Черезвычайные ситуации природного и техногенного характера.»

ВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ВОЛГОГРАДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ"









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ№1

Тема: 1.1. Сохранение здоровья человека важная забота каждого человека и всего общества.

Название учебной дисциплины: Общественная безопасность жизнедеятельности

Курс: 1

Специальность: Сестринское дело: М -911, М-912, М-913,М-914

Форма обучения: очная



Количество часов:2

Разработчик: Заболотнев А.В., преподаватель Безопасности Жизнедеятельности.





Методическая разработка

рассмотрена и одобрена на заседании УМО №2

(протокол№3, 19.12.2016)

Председатель УМО _______________

Южанина Т.Н.

«19» _декабря _2016г.







Волжский 2016





Мотивация изучения темы:

Студенты должны быть информированы о новейших достижениях науки в области мероприятий по защите населения в ЧС природного и техногенного характера.

Цели занятия:

Учебные (умения, знания): Изучить со студентами мероприятия направленные на укрепление здорового образа жизни, а так же методы закаливания организма. Выявить основные составляющие сохранения личного здоровья.

Воспитательные: формировать у студентов ответственность за собственное здоровье и здоровье окружающих



Развивающие: развивать у студентов память, мышление , умения выбирать главное, обобщать пройденный материал

Компетенции формирующие /ОК и ПК/

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ПК 6.4. Организовывать и контролировать выполнение требований противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда
на ФАПЕ, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах офисе общей врачебной (семейной) практики.


Интеграционные связи (внутри - и междисциплинарные):

Междисциплинарные:

Анатомия, физиология человека, география. Оказание неотложной медицинской помощи в хирургии и оказание неотложной медицинской помощи при внутренних болезнях.

Оснащение: (средства обучения) индивидуальные средства защиты: Фильтрующий противогаз ГП -5, индивидуальная аптечка ,



Основные этапы занятия:

  1. Организационный момент (5 мин)

  2. Объяснение нового материала (80-85 мин)

  3. Задание на дом (1-3 мин).

Список литературы:

Ястребов Г.С.: Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. - Ростов н/Д: Феникс, 2010











Ход занятия:

№ п/п

Название этапа

Описание этапа

Педагогическая цель этапа

Время этапа

1.









2.

































3.







Орг. момент.









Объяснение нового материала.































Закрепление материала






Приветствие студентов, отмечаются присутствующие, отмечается состояние аудитории, внешний вид студентов, сообщаются тема и цели занятия, мотивация занятия, сообщается и записывается план лекции.

Вступительная часть –подготовка слушателей к восприятию материала, настрой на рабочую деятельность.

Основная часть – выдается основной объем материала. Конспектируются основные термины и понятия лекции:

Выделяют два вида здоровья:

Индивидуальное здоровье обуславливается:

Сохранением и развитием биологических (размножение), физиологических (дыхание, питание, выделение, кровообращение), психофизиологических (восприятия, память, мышление), социальных (трудоспособность) функций при наибольшей продолжительной активной жизни.








Вопросы: Строят речевые высказывания в устной и письменной форме





Заключительная часть – логическое заключение лекции, подведение итогов занятия, работа с учебниками

Создание рабочей атмосферы, формирование познавательного интереса, развитие профессионального общения, дисциплинирование, мотивация студентов.


Информационная цель, подготовка к ознакомлению с учебным материалом, закрепление основных понятий и терминов.

Преподаватель руководит научным мышлением студента через формирование понятийного аппарата, активизирует мыслительную деятельность.

Преподаватель настраивает студентов на проявление активности в выполнении самостоятельной работы по данному материалу, определяет основные методические источники данного материала.


4.

Задание на дом.



Преподаватель дает четкие рекомендации по подготовке к следующему занятию, акцентируя внимание на основных вопросах лекции.


Обеспечение качественного усвоения материала.




Преподаватель Заболотнев А.В.































Текст лекции



Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

1.Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни любого человека. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья.

2.Профилактика вредных привычек. Искоренение вредных привычек: курение, алкоголь, наркотики. Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье их будущих детей. Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, - около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).

Следующая непростая задача - преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается пристрастие к нему:

- потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя;

- нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.

Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения.


Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного цирроза печени. Алкоголизм - одна из частых причин заболевания поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом. Алкоголизм, как ни одно другое заболевание, обуславливает целый комплекс отрицательных социальных последствий, которые выходят далеко за рамки здравоохранения и касаются, в той или иной степени, всех сторон жизни современного общества. К последствиям алкоголизма следует отнести и ухудшение показателей здоровья лиц, злоупотребляющих спиртными налитками и связанное с ним ухудшение общих показателей здоровья населения. Алкоголизм и связанные с ним болезни как причина смерти уступают лишь сердечно-сосудистым заболеваниям и раку.

3.Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.

Промежутки между приемами пищи не должны быть слишком большими (не более 5-6 ч.). Вредно принимать пищу только 2 раза в день, но чрезмерными порциями, т.к. это создает слишком большую нагрузку для кровообращения. Здоровому человеку лучше питаться 3-4 раза в сутки. При трехразовом питании самым сытным должен быть обед, а самым легким - ужин.

Вредно во время еды читать, решать сложные и ответственные задачи. Нельзя торопиться, есть, обжигаясь холодной пищей, глотать большие куски пищи, не пережевывая. Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку, без горячих блюд. Необходимо соблюдать правила личной гигиены и санитарии. Человеку, пренебрегающему режимом питания, со временем угрожает развитие таких тяжелых болезней пищеварения, как, например, язвенная болезнь и др. Тщательное пережевывание, измельчение пищи в известной мере предохраняет слизистую оболочку пищеварительных органов от механических повреждений, царапин и, кроме того, способствует быстрому проникновению соков в глубь пищевой массы. Нужно постоянно следить за состоянием зубов и ротовой полости.

Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть:

- прием пищи только при ощущениях голода;

- отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогании, при лихорадке и повышенной температуре тела;

- отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной.

Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой.

Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

Вопросы :

1.Массовое заболевание людей на территории страны или региона (эпидемия);

2.Мероприятие, предшествующее удару стихии (оповещение);

3.Самое частое ЧС в жилых домах и школах (пожар);

4.Кто в школе главный по ГО? (директор)

6.Какой документ определяет порядок проведения любого мероприятия ГО? (план)

7.Один из поражающих факторов ядерного взрыва; (радиация)

8.Что должно быть под рукой у врача и спасателя для оказания помощи? (медикаменты)

9.Что бывает устойчивым и без чего невозможно оповещение? (связь)

—Как проводится эвакуация учащихся из школьного здания?

—В каких случаях она проводится?

—Какой документ устанавливает порядок эвакуации?

—Где собираются учащиеся и персонал школы после завершения эвакуации?

—Где располагается пункт временного размещения учащихся и персонала школы?

—Какими средствами пожаротушения располагает школа?

—Как пользоваться пожарным водопроводом?

—Что запрещается тушить при помощи пожарного водопровода?

—Огнетушителями каких типов располагает школа?