№ урока: 2
Тема: Культура и религия
Цель: Формирование у обучающихся уважения к мировым религиям, как к ценностям культуры человечества
Задачи:
Обучающие: узнать, чем связаны культура и религия; сформировать представление об основных мировых религиях.
Развивающие: развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся, способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Воспитывающие: воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам
Аннотация: Данный урок является вторым в модуле «Основы мировых религиозных культур». Тип урока – изучение нового материала. Форма урока – рассказ с элементами беседы и с использованием презентации Power Point. Основные виды деятельности обучающихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, творческий рассказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Основные термины и понятия: культура, религия, православие, ислам, буддизм, иудаизм.
Оборудование: мультимедийное оборудование (интерактивная доска), презентация «Культура и религия», учебник «Основы мировых религиозных культур», рабочие тетради.
План урока
Организация деятельности обучающихся.
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
Актуализация знаний обучающихся.
Комментированное чтение статьи из учебника.
Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для обучающихся.
Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
Физкультминутка.
Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовка обучающихся к беседе с членами семей и друзьями.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Домашнее задание.
ХОД УРОКА:
I. Организация деятельности обучающихся
Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя.
II. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания
Учащиеся читают пословицы и поговорки о Родине.
III. Актуализация знаний обучающихся.
Тема урока «Культура и религия». Слайд 1.
Просмотр мультфильма «Ритуал»
О чём говорится в данном мультфильме?
Драматический мультфильм "Ритуал" рассказывает историю из жизни одной девушки, которая проживала давным-давно в одном племени. Всем известно, что каждое племя имело свои обряды и ритуалы, а порой даже приносили жертву своим богам. Такая ситуация произошла и с племенем изображенным в данном мультике! Они проживали на острове, рядом было еще три и на каждом из них проживали страшные великаны. Под руководством вождя, на каждый остров отправлялись молодые члены племени, что с ними там происходило, не знает никто, но не в этот раз! В этой истории рассказывается о том, как юная девушка, подружилась с ужасным монстром, а как это произошло вы посмотрели
Примерные вопросы для беседы:
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Как вы понимаете значение слов «культура» и «религия»?
О каких религиях вы уже знаете?
Озвучивание темы урока, цели и задач:
Запись темы урока в тетрадь.
«В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу»
Народная мудрость
Вы узнаете:
- Что такое культура.
- Что такое религия.
- Какие бывают религии.
- Как связаны религия и культура.
Рассказ учителя.
Дополнительный материал:
Слайд 3 Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.
В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём-то особых культур, убеждений. В том числе люди, по-разному отвечающие на вопрос о том, есть ли Бог и по-разному представляющие себе отношения человека и Бога.
На протяжении тысячелетий религия была и остается важным фактором культурной жизни людей. Без веры, выливающейся в форму определенной религии, ни один народ не существовал. Религия отражает историю народа, его традиции, образ жизни и культурное состояние.
Все люди разные – это надо принимать, как данность. На этом основана культура, главный принцип которой – единство, обогащение и взаимопонимание. В культуре разных народов есть свои духовные ценности, которыми они могут поделиться с окружающими, а что-то и заимствовать у них.
Мы часто не помним, как впервые появилось многое из того доброго, чем мы пользуемся. Неизвестно, например, кто первым в истории выпек хлеб, но хлеб пекут у всех народов. Где-то хлеб пекут белый и круглый, похожий на блин, а где-то черный и в форме кирпича, но в какую бы страну вы не приехали, вы, наверное, попробуете местный хлеб. Где-то он покажется вам почти таким же, как на родине, где-то необычным, какой-то понравится вам больше, какой-то меньше – о вкусах ведь не спорят. Но по сути-то хлеб везде одинаков, и одинаковы обычаи, связанные с хлебом. Наверное, у всех народов слова «разделить с кем-то хлеб» значит то же самое, что «обрести друга».
В культуре и религии разных народов много различий. У каждого народа – свой бытовой уклад, свои обычаи. Где-то за столом пользуются ножом и вилкой, где-то специальными палочками, где-то дома строят с плоскими крышами, а где-то – с двускатными. Культура – главное богатство народа. Религия не существует отдельно от культуры и от народа, каждый народ включает что-то из религии в свою традицию, а что-то из традиции привносит в религию.
Слайд 4-9 Рассказ по слайдам
Слайд 10 Основные религии мира: Буддизм, Христианство, Иудаизм, Ислам.
Физкультминутка.
IV. Самостоятельная работа обучающихся.
Выполнение заданий в рабочей тетради:
Выпишите из текста учебника незнакомые слова. Как вы их понимаете.
V. Подведение итогов.
Итак, религия – форма культуры, в которой находят свое выражение красота, добро, истина и справедливость – те духовные ценности, к которым человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре.
Россия когда-то стала такой большой страной именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что её жители могут принадлежать к разным народам, религиям, иметь свою, своеобразную культуру. Эти различия в культуре не только признавались, но и уважались.
VI. Рефлексия.
Нарисуйте смайлик, вашего настроения, которое у вас осталось после сегодняшнего урока.
VII. Домашнее задание.
Спросить у родителей, какие они религии знают.