Тема урока: «Выражения с переменными.»
Тип урока: урок закрепления и обобщения пройденного материала
Цели урока:
Образовательные:
Повторить понятия выражения с переменной, значение выражения, формулы, свойства арифметических операций.
Отработать навыки вычислений значений выражений при конкретных значениях переменных.
Совершенствовать навыки упрощения выражений и преобразования формул.
Развивающие:
Способствовать развитию вычислительной культуры, логического мышления, навыков анализа и синтеза.
Продолжить работу по формированию графической и письменной математической речи.
Воспитательные:
Поддерживать положительную мотивацию к изучению математики, формировать уважение к труду учителя и одноклассников.
Прививать аккуратность и дисциплину при выполнении письменных работ.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: осознание важности изучения математики, проявление инициативности и ответственности.
Метапредметные: умение применять теоретические знания на практике, анализировать ситуацию, формулировать выводы.
Коммуникативные: работа в группах, готовность взаимодействовать с товарищами.
Материальное обеспечение урока:
Учебник алгебры для 7-го класса.
Рабочие тетради.
Таблица свойств арифметических операций.
Лист самооценивания.
Компьютер, проектор (если используется демонстрационная доска).
Ход урока:
1. Организационный момент (2 минуты)
Проверяется наличие необходимого оборудования и материалов, фиксируется присутствие учеников.
2. Актуализация опорных знаний (5 минут)
Что называется выражением с переменной?
Что означает термин «значение выражения»?
Какие свойства арифметических операций применяются при преобразовании выражений?
Ученики активно участвуют в обсуждении, давая полные и четкие ответы.
3. Устная разминка (5 минут)
Преобразование выражений:
Упростите выражение:
a) 3a+2b−b+4a
b) (5x−y)+(−2y+3x)
c) −2(a−3b)+4(b−a)
Определение коэффициентов:
Назовите коэффициент при переменной в следующем выражении:
a) 7x
z
b)
b
c) −
Нахождение значений выражений:
Найдите значение выражения при указанных значениях переменных:
a) 2x+3, если x=−1
b) 4a−2b, если a=2, b=−3
c) 3(m+n), если m=−2, n=5
Упрощение дробных выражений:
Упростите выражение:
a)
при a=3,b=5
b)
, если x=6,y=1
Применение распределительного закона:
Раскройте скобки и приведите подобные:
a) 3(x+2)−2(x−1)
b) −(2a−b)+3(−a+2b)
4. Практическая работа (15 минут)
1. Базовый уровень (легкая задача):
Упростите выражение:
3x+2y−x+4y
Найдите значение выражения 2a+3b, если a=−1, b=2.
Представьте выражение в виде суммы или разности одночленов:
4(p+q)−2(q−p)
5. Физкультминутка (3 минуты)
Упражнение для шеи и плеч:
Наклоны головы вперёд-назад, вправо-влево.
Круговые движения плечами назад и вперёд.
Упражнение для кистей рук:
Сжимание-разжимание пальцев в кулак.
Вращение кистей рук в разные стороны.
Упражнение для туловища:
Повороты корпуса вправо-влево, руки вытянуты в стороны.
Наклоны вперёд, касаясь пола пальцами рук.
Упражнение для ног:
Махи ногами вперёд-назад, поднимая ногу высоко вверх.
Приседания, удерживая равновесие, вытянув руки вперёд.
Расслабляющие дыхательные упражнения:
Глубокий вдох через нос, задержка дыхания на 3 секунды, выдох через рот.
Несколько спокойных глубоких дыхательных циклов для релаксации.
6. Решение задач повышенной сложности (10 минут)
Задача на раскрытие скобок и сокращение выражений:
Упростите выражение:
(
(3x−6) −
(4x−8))+(5x−12)
Нахождение значений выражений:
Найдите значение выражения при указанных значениях переменных:
a) 2x+3, если x=−1
b) 4a−2b, если a=2, b=−3
c) 3(m+n), если m=−2, n=5
Упрощение дробных выражений:
Упростите выражение:
a)
при a=3,b=5
b)
, если x=6,y=1
Применение распределительного закона:
Раскройте скобки и приведите подобные:
a) 3(x+2)−2(x−1)
b) −(2a−b)+3(−a+2b)
7. Тестирование (5 минут)
Какое из выражений является правильным результатом упрощения выражения 3x+2y−x+4y?
A) 2x+6y
B) 4x+6y
C) 2x+2y
D) 4x+2y
Какой коэффициент при переменной x в выражении −
?
A) −
B)
C) −
D)
Найдите значение выражения 2a+3b, если a=−1, b=2.
A) −1
B) 4
C) 5
D) 1
Упростите выражение 3(x−2)−2(x+3).
A) x−12
B) x−6
C) x−9
D) x−15
Правильные ответы:
A
A
B
A
8. Рефлексия (3 минуты)
Заполнение листов самооценки. Ученики отмечают степень усвоенности материала и определяют области, нуждающиеся в доработке.
9. Домашнее задание (2 минуты)
Учитель объясняет домашнее задание, задавая вопросы для проверки понимания инструкции.
10. Подведение итогов (5 минут)
✅ Сегодня мы с вами вспомнили и обобщили тему «Выражения с переменными». Вы показали хорошие знания и умения в работе с выражениями, упрощении, замене переменных и нахождении значений выражений при конкретных условиях.
🏁 Всем желаю успехов в дальнейшем изучении алгебры и надеюсь, что сегодняшние знания пригодятся вам в будущем.