Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. • Вставьте числа в пустые клетки квадрата так, чтобы сумма по всем направлениям была одинаковой.  • На каком рисунке больше треугольников – на левом или на правом?  • Решите задачу. Вова ищет друзей, которые спрятались от него. Вдруг он заметил, что из-под забора видны 8 ног. Сколько детей стоит за забором? • Игра «Парашютисты». – Куда должен приземлиться каждый из парашютов?  • Винни-Пух толще Кролика, Кролик толще Пятачка. Кто тоньше всех? | Отвечают на вопросы учителя по материалу предыдущего урока. Выполняют задания на формирование навыка устного счета | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
II. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Рассмотрите выражения, записанные на доске: 6 + 2 6 + 10 6 – 2 10 – 6 26 + 2 26 + 10 26 – 2 26 – 10 – Значения каких выражений вы не сможете еще вычислить? – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова (см. с. 6). – Сегодня мы узнаем, как выполнить сложение и вычитание вида 26 2 и 26 10 | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Работа по учебнику. Задание 1 (с. 48–49) | Организует работу по теме урока. Осуществляет постановку учебной задачи. • Используя цветные палочки, найдите способ сложения чисел 26 и 2. Рассмотрите первый рисунок в учебнике и выскажите свои предположения. (В числе 26 – два десятка и шесть единиц, поэтому Волк составил «поезд» из 2 оранжевых и 6 белых «вагонов».) Составьте такой же «поезд» из своих палочек. – Объясните, что делает Заяц? (Заяц прицепляет к белым «вагонам» еще 2 белых «вагона», так как надо прибавить 2 единицы.) – Выполните это действие на своих палочках. – Что у вас получилось? (Получился «поезд», в котором 2 оранжевых и 8 белых «вагонов». 6 + 2 = 8.) – Какое число обозначает этот поезд? (Он обозначает число 28.) Учащиеся подводят итог: сумма 26 и 2 есть число, в котором 2 десятка, а единиц 6 и 2, всего 8. Значит, 26 + 2 = 28. • Необходимо вычесть 2 из 26, используя цветные палочки. Для этого составим «поезд» из 2 оранжевых и 6 белых «вагонов». По рисунку видно, что, вычитая 2, Волк предложил отцепить 2 белых «вагона». Получился «поезд», в котором 2 оранжевых и 4 белых «вагона» (6 – 2 = 4). Он обозначает число 24. Итак, разность 26 и 2 есть число, в котором 2 десятка, а единиц 6 без 2, то есть 4. Значит, 26 – 2 = 24. • Сложите 26 и 10. Рассмотрите рисунок: Волк составил «поезд» из 2 оранжевых и 6 белых «вагонов». Так как 10 – это один десяток, то Заяц к оранжевым «вагонам» прицепляет еще 1 оранжевый «вагон». Получился «поезд», в котором 3 оранжевых (2 + 1 = 3) и 6 белых (6 + 0 = 6) «вагонов». Он обозначает число 36. Значит, 26 + 10 = 36. • Вычтите 10 из 26. Составьте «поезд» из 2 оранжевых и 6 белых «вагонов». Отцепите от оранжевых «вагонов» один. Получился «поезд», в котором 1 оранжевый (2 – 1 = 1) и 6 белых (6 – 0 = 6) «вагонов». Он обозначает число 16. Значит, 26 – 10 = 16. • Сформируйте правило: как же, не используя цветные палочки, можно складывать и вычитать двузначные числа. – Прочитайте правило в учебнике. | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Выполняют вычисления с помощью цветных полосок. Формулируют правило сложения и вычитания двузначных чисел | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают; делают самостоятельные простые выводы. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 2 (с. 49) | – Используя цветные палочки, выполните сложение и вычитание двузначных чисел | Выполняют сложение и вычитание двузначных чисел | Индивидуальная | Наблюдение |
Задание 3 (с. 49) | • Выполните задание, руководствуясь правилами. Рас-смотрим способы рассуждения на примерах. 1) 29 – 8. При вычитании чисел из единиц вычитают единицы, а из десятков – десятки. В числе 29 – девять единиц, а в числе 8 – восемь единиц. Вычитаем: 9 – 8 = 1. Значит, в результате получится одна единица. В числе 29 – два десятка, а в числе 8 – нуль десятков. Значит, в результате будет два десятка. Следовательно, 29 – 8 = 21. 2) 20 + 1. При сложении чисел единицы складываются с единицами, а десятки – с десятками. В числе 20 – нуль единиц, а в числе 1 – одна единица. Складываем: 0 + 1 = 1. Значит, в результате будет одна единица. В числе 20 – два десятка, а в числе 1 – нуль десятков. Значит, в результате будет два десятка. Следовательно, 20 + 1 = 21 | Работают в парах; используя цветные палочки, они выполняют сложение и вычитание двузначных чисел | Индивидуальная | Наблюдение |
IV. Первичное осмысление и закрепление | Работа по учебнику. Задание 11 (с. 51) | Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Комментирует ход решения. – Какое действие необходимо выполнить, чтобы ответить на вопрос «на 3 больше, чем 8»? (Сложение.) – Как вычислить число, которое меньше числа 10 на 6? (Выполнить сложение.) • Какое число на 4 меньше числа 14? (Число 10.) • Какое число на 5 больше числа 9? (Число 14.) | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; соотносят выполненное задание с образцом, предложен- ным учителем; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Задание в рабочей тетради |
Задание 12 (с. 52) | Запись: а) 13, 31, 49, 66, 90, 100; б) 100, 90, 66, 49, 31, 13 | Называют числа в порядке увеличения/ уменьшения | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 13 (с. 52) | – Прочитайте первую задачу. – Что известно? Что необходимо узнать? – Используя фишки, решите эту задачу. 4 · 3 = 12 (чел.). Ответ: 12 человек. – Прочитайте вторую задачу. – Сравните эту задачу с первой. Чем они отличаются? – Что известно в задаче? Что требуется узнать? – Используя фишки, решите задачу. 20 : 4 = 5 (к.). Ответ: 5 кусков. | Решают задачи. Сравнивают решение двух задач | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Работа в печатной тетради № 1. Задание 3 | • Для того чтобы правильно подобрать знак в каждом конкретном случае, нужно сравнить первый компонент действия с результатом. 50 + 7 = 57 76 + 4 = 80 38 – 8 = 30 75 – 3 = 72 | Вставляют пропущенные арифметические знаки | Индивидуальная | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Какое действие необходимо выполнить, чтобы ответить на вопрос: «На сколько больше?» – Что на уроке было самым интересным? Трудным? – Довольны ли своей работой на уроке? – Удалось ли достичь поставленной цели? | Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлексию | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Коммуникативные: выполняют построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: выполняют оценку результатов работы | Оценивание работы уча-щихся на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 17 (учебник); № 2 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |