СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 21. ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ ВИДА 26  2, 26  10.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для ознакомления учащихся с правилами поразрядного сложения и вычитания чисел в пределах 100; рассмотреть практическое выполнение действий с помощью цветных палочек; совершенствовать вычислительные навыки; способствовать развитию умения практическим путем находить значение умножения и деления; развивать внимание и логическое мышление.

Просмотр содержимого документа
«Урок 21. ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ ВИДА 26  2, 26  10.»

Урок 21. частные случаи сложения и вычитания вида 26 2, 26 10

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления учащихся с правилами поразрядного сложения и вычитания чисел в пределах 100; рассмотреть практическое выполнение действий с помощью цветных палочек; совершенствовать вычислительные навыки; способствовать развитию умения практическим путем находить значение умножения и деления; развивать внимание и логическое мышление

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: моделировать десятичный состав двузначного числа; применять алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел; вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приемы вычислений; выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи; заполнять таблицы, имея некоторый банк данных; получат возможность научиться: обосновывать выбор арифметических действий для решения задач.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «Почему выбрал именно этот способ?»); коммуникативные – приводить доказательства истинности проведенной классификации, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; регулятивные – планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие

компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Форма
контроля

I. Актуализация знаний

Устный счет
в игровой форме

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

• Вставьте числа в пустые клетки квадрата так, чтобы сумма по всем направлениям была одинаковой.

• На каком рисунке больше треугольников – на левом или на правом?

• Решите задачу.

Вова ищет друзей, которые спрятались от него. Вдруг он заметил, что из-под забора видны 8 ног. Сколько детей стоит за забором?

• Игра «Парашютисты».

– Куда должен приземлиться каждый из парашютов?

• Винни-Пух толще Кролика, Кролик толще Пятачка. Кто тоньше всех?

Отвечают на вопросы учителя по материалу предыдущего урока. Выполняют задания
на формирование навыка устного счета

Фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления

о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу

Устные ответы

II. Сообщение темы урока

Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Рассмотрите выражения, записанные на доске:

6 + 2 6 + 10

6 – 2 10 – 6

26 + 2 26 + 10

26 – 2 26 – 10

– Значения каких выражений вы не сможете еще вычислить?

– Прочитайте тему урока на доске.

– Определите цели урока, используя опорные слова (см. с. 6).

– Сегодня мы узнаем, как выполнить сложение и вычитание вида 26  2 и 26  10

Слушают
и обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

Фронтальная

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Устные ответы

III. Изучение нового материала

Работа по учебнику.

Задание 1
(с. 48–49)

Организует работу по теме урока. Осуществляет постановку учебной задачи.

• Используя цветные палочки, найдите способ сложения чисел 26 и 2. Рассмотрите первый рисунок в учебнике и выскажите свои предположения. (В числе 26 – два десятка и шесть единиц, поэтому Волк составил «поезд» из 2 оранжевых и 6 белых «вагонов».) Составьте такой же «поезд» из своих палочек.

– Объясните, что делает Заяц? (Заяц прицепляет к белым «вагонам» еще 2 белых «вагона», так как надо прибавить 2 единицы.)

– Выполните это действие на своих палочках.

– Что у вас получилось? (Получился «поезд», в котором 2 оранжевых и 8 белых «вагонов». 6 + 2 = 8.)

– Какое число обозначает этот поезд? (Он обозначает число 28.)

Учащиеся подводят итог: сумма 26 и 2 есть число,
в котором 2 десятка, а единиц 6 и 2, всего 8. Значит,
26 + 2 = 28.

• Необходимо вычесть 2 из 26, используя цветные палочки. Для этого составим «поезд» из 2 оранжевых и 6 белых «вагонов». По рисунку видно, что, вычитая 2, Волк предложил отцепить 2 белых «вагона». Получился «поезд», в котором 2 оранжевых и 4 белых «вагона»
(6 – 2 = 4). Он обозначает число 24.

Итак, разность 26 и 2 есть число, в котором 2 десятка, а единиц 6 без 2, то есть 4. Значит, 26 – 2 = 24.

• Сложите 26 и 10. Рассмотрите рисунок: Волк составил «поезд» из 2 оранжевых и 6 белых «вагонов». Так как 10 – это один десяток, то Заяц к оранжевым «вагонам» прицепляет еще 1 оранжевый «вагон». Получился «поезд», в котором 3 оранжевых (2 + 1 = 3) и 6 белых
(6 + 0 = 6) «вагонов». Он обозначает число 36. Значит,
26 + 10 = 36.

• Вычтите 10 из 26. Составьте «поезд» из 2 оранжевых и 6 белых «вагонов». Отцепите от оранжевых «вагонов» один. Получился «поезд», в котором 1 оранжевый (2 – 1 = 1) и 6 белых (6 – 0 = 6) «вагонов». Он обозначает число 16. Значит, 26 – 10 = 16.

• Сформируйте правило: как же, не используя цветные палочки, можно складывать и вычитать двузначные числа.

– Прочитайте правило в учебнике.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Выполняют вычисления с помощью цветных полосок.

Формулируют правило сложения
и вычитания двузначных чисел

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают; делают самостоятельные простые выводы.

Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют

цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения

Устные ответы.

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 2
(с. 49)

– Используя цветные палочки, выполните сложение и вычитание двузначных чисел

Выполняют сложение и вычитание двузначных чисел

Индивидуальная

Наблюдение

Задание 3
(с. 49)

• Выполните задание, руководствуясь правилами. Рас-смотрим способы рассуждения на примерах.

1) 29 – 8.

При вычитании чисел из единиц вычитают единицы, а из десятков – десятки. В числе 29 – девять единиц, а в числе 8 – восемь единиц. Вычитаем: 9 – 8 = 1. Значит, в результате получится одна единица. В числе 29 – два десятка, а в числе 8 – нуль десятков. Значит, в результате будет два десятка. Следовательно, 29 – 8 = 21.

2) 20 + 1.

При сложении чисел единицы складываются с единицами, а десятки – с десятками. В числе 20 – нуль единиц, а в числе 1 – одна единица. Складываем: 0 + 1 = 1. Значит, в результате будет одна единица. В числе 20 – два десятка, а в числе 1 – нуль десятков. Значит, в результате будет два десятка. Следовательно, 20 + 1 = 21

Работают

в парах;

используя цветные палочки, они выполняют сложение

и вычитание двузначных чисел

Индивидуальная

Наблюдение

IV. Первичное осмысление и закрепление

Работа по учебнику.

Задание 11

(с. 51)

Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Комментирует ход решения.

– Какое действие необходимо выполнить, чтобы ответить на вопрос «на 3 больше, чем 8»? (Сложение.)

– Как вычислить число, которое меньше числа 10 на 6? (Выполнить сложение.)

• Какое число на 4 меньше числа 14? (Число 10.)

• Какое число на 5 больше числа 9? (Число 14.)

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

Индивидуальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию
в учебнике; определяют,

в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; соотносят выполненное задание с образцом, предложен- ным учителем; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Задание

в рабочей тетради

Задание 12

(с. 52)

Запись:

а) 13, 31, 49, 66, 90, 100;

б) 100, 90, 66, 49, 31, 13

Называют

числа в порядке увеличения/

уменьшения

Индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Задание 13

(с. 52)

– Прочитайте первую задачу.

– Что известно? Что необходимо узнать?

– Используя фишки, решите эту задачу.

    4 · 3 = 12 (чел.).

    Ответ: 12 человек.

   

– Прочитайте вторую задачу.

– Сравните эту задачу с первой. Чем они отличаются?

– Что известно в задаче? Что требуется узнать?

– Используя фишки, решите задачу.

    20 : 4 = 5 (к.).

    Ответ: 5 кусков.

   

   

   

Решают
задачи.

Сравнивают решение двух задач

Фронтальная, индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Работа в печатной тетради № 1.

Задание 3

• Для того чтобы правильно подобрать знак в каждом конкретном случае, нужно сравнить первый компонент действия с результатом.

50 + 7 = 57 76 + 4 = 80

38 – 8 = 30 75 – 3 = 72

Вставляют пропущенные арифметические знаки

Индивидуальная

Устные ответы

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных сведений

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Какое действие необходимо выполнить, чтобы ответить на вопрос: «На сколько больше?»

– Что на уроке было самым интересным? Трудным?

– Довольны ли своей работой на уроке?

– Удалось ли достичь поставленной цели?

Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлексию

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Коммуникативные: выполняют построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: выполняют оценку результатов работы

Оценивание работы уча-щихся

на уроке

Домашнее
задание

Поясняет домашнее задание.

№ 17 (учебник); № 2 (рабочая тетрадь)

Записывают задание

Фронтальная

Наблюдение