СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 21. Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина. 8 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока Письменный анализ стихотворения или сопоставительный анализ стихотворений; анализ эпизода романа «Капитанская дочка»; ответ на проблемный вопрос. Выполнение тестов.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 21. Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина. 8 класс.»

Урок 21. Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина.


Основное содержание урока
Письменный анализ стихотворения или сопоставительный анализ стихотворений; анализ эпизода романа «Капитанская дочка»; ответ на проблемный вопрос. Выполнение тестов.

Основные виды деятельности.
Письменный сопоставительный анализ лирики и фрагментов эпических произведений. Выполнение тестов в формате ГИА и ЕГЭ по литературе.

Содержание урока

Выполнение тестов.
Анализ эпизода романа «Капитанская дочка»; ответ на проблемный вопрос.
Письменный анализ стихотворения или сопоставительный анализ стихотворений

Вариант 1


I. Соотнесите названия литературоведческих терминов реализм, историзм, роман с их определениями.

1. Способность художественной литературы точно воссоздавать облик, колорит, дух ушедшей исторической эпохи в конкретных картинах жизни, человеческих судьбах и событиях.

2. Большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определённый период времени или в течение целой человеческой жизни.

3. Художественный метод в литературе и искусстве, следуя которому писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью; правдивое воспроизведение «типических характеров в типических обстоятельствах».
Ответ: 1 — историзм; 2 — роман; 3 — реализм.

II. Прочитайте строфу из стихотворения Пушкина «19 октября»:

С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в этой строфе:

1) анафора;
2) гипербола;
3) метафора;
4) эпитет;
5) аллегория.
Ответ: 1, 3, 4.

III. Проанализируйте эпизод из романа «Капитанская дочка»
(глава I со слов «В то время воспитывались мы не по-нонешнему…» до слов «Другого ментора я и не желал»):

— Как обучение и воспитание Петруши Гринёва характеризует быт и нравы поместного дворянства времён Екатерины II?

— Какие детали эпизода говорят об ироническом отношении автора к подобному воспитанию?

— Сравните воспитание и обучение Петруши Гринёва с обучением и воспитанием Митрофана Простакова
(Д. И. Фонвизин. «Недоросль», действие I, явление VI, монолог госпожи Простаковой со слов «Ах, батюшка братец!..» до слов «Чем же плоше их Митрофанушка?»). В чём сходство и различие обучения и воспитания Митрофана и Петруши?

IV. Проанализируйте стихотворение Пушкина «Туча», ответив на следующие вопросы:

— С какой целью автор соединяет в стихотворении черты пейзажной зарисовки и отклик на десятилетие восстания декабристов?

— В чём аллегорический смысл стихотворения?

— Сравните стихотворение Пушкина «Туча» со стихотворением Лермонтова «Тучи». В чём сходство и различие центральных образов стихотворений?

Вариант 2

I. Соотнесите названия стихотворений Пушкина «19 октября», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Туча» с их основным содержанием.

1. Зарисовка природы и отклик на десятилетие восстания декабристов.

2. Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

3. Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.
Ответ: 1 — «Туча»; 2 — «К***» («Я помню чудное мгновенье…»); 3 — «19 октября».

II. Установите соответствие между тремя главными героями романа «Капитанская дочка» и их поступками.
К каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Соответствие между тремя главными героями романа «Капитанская дочка» и их поступками

Герои

Их поступки

А) Пётр Гринёв

1) Дарит коня и овчинный тулуп

Б) Маша Миронова

2) Остаётся верным присяге

В) Пугачёв

3) Вызывает соперника на дуэль


4) Отправляется в Петербург


Ответ: А—2, Б—4, В—1.

III. Проанализируйте эпизод из романа «Капитанская дочка»
(глава XI со слов «Я вошёл в избу…» до слов «Говори, по какому же делу ты выехал из Оренбурга?») по следующим вопросам:

— Как характеризует Пугачёва его окружение и интерьер избы-«дворца»?

— Какие детали говорят об ироническом отношении автора к изображаемому?

— Сравните описание внешности и поведения Пугачёва в данном эпизоде с обликом и поведением царя Ивана Васильевича
(М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…», часть I со слов «Не сияет на небе солнце красное...» до слов «И семьёю ты вскормлен Малютиной!..»). В чём сходство и различие облика и поведения Пугачёва и царя Ивана Васильевича?

IV. Проанализируйте стихотворение Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), ответив на следующие вопросы:

— Как сочетаются в стихотворении автобиографический аспект и тема поэтического вдохновения?

— Почему лирический герой стихотворения считает гармонию человека с миром основой мироздания?

— Сравните стихотворение Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…») со стихотворением Пастернака «Никого не будет в доме». В чём сходство и различие состояния лирического я в каждом стихотворении? Почему любовь вносит в жизнь каждого лирического я гармонию и красоту?

Домашнее задание

Подготовить устный рассказ о М.Ю. Лермонтове и истории создания поэмы «Мцыри» с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Прочитать Поэму «Мцыри».

Индивидуальные задания.

Прочитать и подготовить пересказ статьи «В гостях у Лермонтова. Осенний день в Тарханах» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Подготовить выразительное чтение произведений Лермонтова на историческую тему (см. следующий урок).

Подготовить лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям из поэмы «Мцыри».


Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017.