СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 21 Р. ВАЛЕЕВА «ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО!». В. ЛУНИН «Я ВИДЕЛА ЧУДО». КОМПЛЕКСНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. «ПРОВЕРЬ СЕБЯ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведениями о родной природе, для развития умений определять жанр и тему произведений, воспринимать стихотворения о природе, видеть красоту родной природы, выраженную в художественном слове, выражать свое отношение к произведению, определять точку зрения автора.

Просмотр содержимого документа
«Урок 21 Р. ВАЛЕЕВА «ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО!». В. ЛУНИН «Я ВИДЕЛА ЧУДО». КОМПЛЕКСНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. «ПРОВЕРЬ СЕБЯ».»

Урок 21
Р. ВАЛЕЕВА «ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО!». В. ЛУНИН «Я ВИДЕЛА ЧУДО».
КОМПЛЕКСНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. «Проверь себя»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведениями о родной природе, для развития умений определять жанр и тему произведений, воспринимать стихотворения о природе, видеть красоту родной природы, выраженную в художественном слове, выражать свое отношение к произведению, определять точку зрения автора.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: осознают значимость чтения для развития и обучения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника;

метапредметные: регулятивные – осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); оценивают результаты деятельности, уровень владения тем или иным учебным действием (отвечают на вопрос «чего я не знаю и не умею?»); познавательные – выполняют учебные задачи, выявляют при их решении известное и неизвестное, воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; коммуникативные – используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими, выполняют творческую работу «Проба пера», используя изученные материалы, составляют небольшие устные монологические высказывания;

предметные: научатся читать вслух произведения разных жанров и отвечать на вопросы по содержанию, правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие); определять и называть жанры и темы изучаемых произведений; использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения); получат возможность научиться определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям, создавать устно небольшие произведения.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

− Ребята! Сегодня пришла срочная телеграмма.

Текст телеграммы вынесен на сайд («жужжащее» чтение): «Спешу к вам в гости. Встречайте.

Я за весною к вам в гости спешу.

Немало забот я вам принесу.

Горячие долгие несу я деньки,

Чтоб зрели скорей на полях колоски.

Я соткано из зноя, несу с собой тепло я.

Я руки согреваю. Купайтесь – приглашаю.

И любите за это вы все меня. Я … (лето)».

− Какие ассоциации вызывает это слово? (Солнечный яркий свет, речка, много цветов, ягоды, каникулы и т. д.)

− Можно ли лето считать чудом? Что такое лето? Что можно назвать чудом?

− На эти вопросы будем искать ответы сегодня на уроке.

II. Работа по теме урока.

Что такое лето? Это быстрая река,

Это много света, Это яркие цветы,

Это поле, это лес, Это синь высоты,

Это тысяча чудес, Это в мире сто дорог

Это в небе облака, Для ребячьих ног.

А. Балашов

Некоторые люди мечтают о вечном лете, о солнце, о тепле, о море. С удовольствием подпевают: «Я так хочу, чтобы лето не кончалось, чтоб оно за мною мчалось, за мною вслед…»

А вот А. С. Пушкин к лету испытывал не очень добрые чувства:

…Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…

− Назовите летние месяцы.

Учащиеся читают стихи о летних месяцах.

Июнь

Солнце в небе светит ярко,

Но в густой траве не жарко.

Тут и там поют птенцы –

Леса новые жильцы.

В. Степанов

Июль

Птички поют голосисто,

Солнце проснулось давно

И полосой золотистой

Луч свой бросает в окно.

Ветер шумит благодатный,

И от цветущих лугов

В хату плывёт ароматный

Запах травы и цветов.

С. Дрожжин

Август

Вот мелькнул в косе берёзы

Первый жёлтый лист,

Поздние грохочут грозы,

Воздух свеж и чист.

Зреют перцы, помидоры,

Тыквы, кабачки,

Жаль, что кончатся так скоро

Летние деньки.

Е. Кулаковская

1. Работа со стихотворением.

− Познакомьтесь со стихотворением Р. Валеевой «Здравствуй, лето!», вы узнаете мнение автора об этом времени года.

Чтение по двустишиям.

− Как поэт называет лето? (Друг.) Как поэт относится к лету? Нравится оно ему или нет? Почему вы так решили?

Выполнение заданий в учебнике.

Упражнения в выразительном чтении.

Конкурс от «Ералаша». Работа в парах (коллективная проверка).

На карточках представлено шуточное стихотворение о лете, в котором надо найти 14 ляпсусов.

О лете

Лето солнцем нас ласкает.

В небе первые грачи.

Трель их все и всюду знают.

Снег торопится в ручьи.

На каток несём мы лыжи,

День коротеньким стал вдруг.

Лес стоит багряно-рыжий,

Журавли летят на юг.

Летом я люблю уроки –

Ноги сами в класс бегут,

Теребит морозец щёки,

В поле ландыши цветут.

Превосходная погода!

Лишь медведь во власти сна.

Лето – это радость года,

А потом придёт весна!

Выполнение заданий в тетради.

Задание 1.

Солнце ярче засияло; берёзки зашумели и запели; кузнечик, пчела, шмель, речка подпевают.

Упражнение в правильном (безошибочном) чтении (задание 2).

− Как вы догадались, что это загадка про дождь? (По крыше бьёт, постукивает, убаюкивает.)

− Расскажите, почему вы нарисовали именно так.

– Поглядите! Поглядите!

С серых туч свисают нити!

Этот дождь всех удивил:

Облака к земле пришил!

Ю. Андрианов

− Похож на него ваш дождик?

Работа по картине И. И. Шишкина «Лесная глушь».

Учитель демонстрирует репродукцию картины на слайде.

− Сегодня ночью мне приснилось лето и шепнуло на ушко, чтобы вы попробовали его отыскать на картине. Попробуйте увидеть признаки лета на картине известного художника. Каким вы его увидели сегодня?

Что такое лето?

Глаза голубые у девочки Лето,

Глаза её чисто небесного цвета.

– Хотите послушать лето?

Звучит музыкальная композиция А. Вивальди «Лето».

Лето приглашает нас в путешествие,

Где ждут нас чудесные происшествия.

− Какие чудесные происшествия могут быть?

Вы любите чудо? Я – очень люблю!

Хоть я и не знаю, какое оно.

Но это не важно: ведь я всё равно

Всякое чудо люблю!

Е. Карганова

− Ребята, кто из вас верит в чудеса?

Я очень рада, что не ошиблась в вас. Это так здорово – замечать необыкновенное в жизни, любить шутить, смеяться, удивляться и радоваться. Стихотворение В. Лунина «Я видела чудо» написано для вас.

2. Работа со стихотворением В. Лунина «Я видела чудо».

Выразительное чтение стихотворения учителем.

− О каком чуде рассказывает девочка?

Самостоятельное чтение стихотворения и моделирование обложки.

– Тема стихотворения – волшебство, чудо, мечта, поэтому на модели показываем синим цветом.

Выполнение заданий 1–4 в учебнике и задания 1 в тетради.

Берёшь перо, берёшь листок,

Фантазий радужный поток

Тебе поможет сотворить

Прекрасный мир…

Н. Волчкова

Творческая работа «Проба пера» в учебнике и задание 2 в тетради (по желанию детей).

− Смотрите, слушайте, читайте, и мир не перестанет удивлять вас! И для вас не только лето станет чудом.

3. Комплексная контрольная работа.

Задания в рабочей тетради выполняются под руководством учителя. (Самопроверка по ответам на доске.)

Ответы: 1. «Самое страшное». 2. А. Барто. 3. Александр Сергеевич. 4. Серёжа. 5. Скороговорка. 6. Жили. 7. Сутеев. 8. Чарли. 9. Пословица. 10. К. Чуковский.

4. Обобщение. «Проверь себя».

Работа по группам над заданиями 1, 2, 3 (учебник). (Коллективная проверка.)

Работа в рабочей тетради. Выполнение заданий 4, 5, 6, 7 (в парах).

Выразительное чтение наизусть произведений, подготовленных заранее.

− Мы перевернули последнюю страницу. И сейчас должны сказать «спасибо» ей – Книге.

Книга – учитель, книга – наставник,

Книга – надежный товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук…

Беседа о книгах.

− Какую роль в вашей жизни играют книги? Вам нравится читать самим или слушать, когда кто-нибудь читает? Почему?

Давайте знакомые книжки откроем

И снова пройдем от страницы к странице.

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, узнать, подружиться.

− Кто-то любит сказки, кто-то стихи, а кто-то – книги о животных.

На слайде даны названия выставок: «Сказка мудростью богата», «Наши друзья – животные», «Учимся уму-разуму».

− Назовите произведения и авторов, книги которых могут быть на этих выставках.

Учитель читает стихотворение Б. Раевского «Лучший друг».

ЛУЧШИЙ ДРУГ

Не сосчитать моих друзей!

Но есть любимый друг –

Зимой и летом много дней

Я с ним делил досуг.

Мой верный друг бывал везде,

Объездил целый свет;

Он помогает мне в беде,

Всегда дает совет.

Бывало, я усядусь с ним

Под яблоней в саду,

Но кажется – шагаю в Крым

И в Грузию иду.

Как хороша моя земля!

И труд кипит вокруг!

На стройки, в шахты, на поля,

Меня ведет мой друг.

Он вглубь морей меня зовет

И на седой Памир...

Сегодня мы ушли в поход

И обошли весь мир!

Я с ним и в тропики проплыл,

И за Полярный круг...

Навек я книгу полюбил,

Она – мой лучший друг.

Б. Раевский

− Как вы понимаете смысл этого стихотворения?

Писатели и поэты написали для вас очень много интересных книг. Одни их них предназначены для того, чтобы вас развлечь, другие – чтобы познакомить с историей страны, в которой живете. Третьи учат вас, как вести себя в окружающем мире. Мы как будто снова перелистали с вами страницы полюбившихся книг. Вот они, перед вами. Сколько мудрости и добра в них, сколько юмора и веселья! Эти книги многому вас научили, о многом рассказали, они доставили вам немало минут радости.

Я знаю клад. Там сундуков
С богатствами не счесть!
Из стран из всех, из всех веков
Всё лучшее в них есть.
Клад на виду, да только взять
Не просто всё – смотри:
Везде ряды замков висят
Снаружи и внутри.
И связками ключей звеня,
Тут не помочь мечте,
Один лишь ключ, что у меня,
Замки откроет те.
Бери мой ключ! С ним можешь ты
Своим весь клад считать,
Ведь сундуки те – книг ряды,
Мой ключ – уметь читать.

Е. Федорин

Правила чтения:

 Не берите книги грязными руками.

 Читайте, сидя за удобным столом.

 Держите книгу не ближе 30–40 см от глаз, с наклоном 45 градусов.

 Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.

 Не читайте на ходу и при движении транспорта.

 Не читайте до усталости. Через 20–30 минут делайте перерыв в чтении.

Учитель знакомит детей со списком «Что читать летом?».

Русские народные сказки. Сказки народов мира. Стихи, рассказы, сказки о животных (Э. Шим, Е. Чарушин, М. Пришвин, Н. Сладков, В. Бианки, Г. Скребицкий). Сказки зарубежных писателей (Ш. Перро, Х.-К. Андерсен, Р. Киплинг). Рассказы Н. Носова. Стихи С. Михалкова, С. Маршака.

III. Итог урока.

Увы, кончается, ребята,

Наш заключительный урок.

Навстречу лету раздается

Наш школьный ласковый звонок!

Звени, звени, звоночек, громче,

Звени о том, что в этот день

Учебный год (ура!) окончен!

Звоночек слушать нам не лень!