Просмотр содержимого документа
«Урок 24. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: особенности композиции поэмы. 8 класс.»
Урок 24. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: особенности композиции поэмы.
Основное содержание урока
Особенности композиции поэмы «Мцыри». Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения к нему.
Основные виды деятельности.
Выявление в поэме признаков лирики и эпоса. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Анализ различных форм выражения авторской позиции. Анализ портрета Мцыри, кавказского пейзажа и речевых особенностей героя. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции. Ответы на вопросы викторины (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).
Содержание урока
I. Особенности композиции поэмы «Мцыри»
Актуализация имеющихся теоретико-литературных знаний:
— Что такое композиция литературного произведения?
КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio — составление, соединение, сложение) — построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора.
— Какова роль таких элементов композиции, как портрет и пейзаж?
ПОРТРЕТ (portrait — портрет, изображение) — одно из средств создания образа: изображение внешности героя литературного произведения как способ его характеристики.
ПЕЙЗАЖ (от фр. — ландшафт) — изображение природного окружения человека и образ любого незамкнутого пространства в словесно-художественном произведении, выражающее эстетическое отношение к воспроизводимому.
— Какими чертами обладает лироэпический жанр литературы?
ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР — жанр, в котором сочетаются черты эпического и лирического родов литературы: лиро-эпическое произведение — сюжетное произведение, повествование о событиях, поступках и переживаниях героев, написанное в стихотворной форме.
Аналитическая беседа:
— Сколько рассказчиков в поэме «Мцыри»? *С какой целью автор главные события жизни Мцыри передаёт от лица самого героя?
— Какую роль в понимании смысла поэмы играют вступительные главы (1-я и 2-я)? Случайно ли, что поэма заканчивается длинным монологом Мцыри, а не авторским повествованием? Обоснуйте своё мнение.
— Какие образы и картины являются главными в композиции поэмы?
— Выделите в поэме черты эпоса (объективное изображение действительности, авторское описание событий, развёртывающихся в пространстве и во времени, наличие автора-повествователя или рассказчика, отделяющих себя от изображаемого.
ЭПОС (от греч. — слово, повествование, рассказ) — термин, употребляющийся в двух значениях. 1) Один из трех литературных родов (наряду с лирикой и драмой), представленный такими жанрами, как эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, эпическая поэма, отдельные виды очерка, сказка, предание и т. п.
— Определите в поэме главные элементы сюжета. Какое место в сюжете поэмы занимает песня золотой рыбки? Можно ли считать её внесюжетным элементом поэмы? Обоснуйте своё мнение.
— Выделите в поэме черты лирики (субъективность изображения действительности, наличие образа-переживания, способность передавать единичное чувство, состояние как всеобщее, ритмически организованная речь или стихотворная форма.
ЛИРИКА — это один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Чувства, переживания не описываются, а выражаются.
— Какие образы поэмы указывают на её принадлежность к романтизму?
II. Исповедь героя как композиционный центр поэмы
Аналитическая беседа (продолжение):
— Прокомментируйте лексическое значение слова исповедь.
ИСПОВЕДЬ — 1. Признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние.
2. Откровенное признание в чём-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах. (С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.)
— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
— Какое место занимает исповедь героя в композиции поэмы «Мцыри»? Почему повествование Мцыри о трёх днях на воле сам герой называет исповедью, а не просто рассказом?
— Какие сокровенные мысли и чувства высказывает Мцыри в исповеди? Докажите, что монолог Мцыри — это действительно исповедь. В каком значении употребляется это слово в поэме «Мцыри»?
— В каких «грехах» признаётся Мцыри священнику?
— Почему исповедь Мцыри — это композиционный центр поэмы?
— Какой художественный приём лежит в основе композиции поэмы? (Антитеза или контраст.)
III. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления
Групповая работа.
Сопоставительный анализ образов монастыря и окружающей природы:
Группа 1. Главы 1, 3, 5.
Группа 2. Главы 6—8.
Группа 3. Главы 11, 20—21.
Группа 4. Главы 22—23, 26.
Вариант составления цитатной таблицы:
ТАБЛИЦА Сопоставительный анализ образов монастыря и окружающей природы |
Место в поэме | Образ природы | Образ монастыря |
Глава 1 | «…Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры» (вечное) | «Столбы обрушенных ворот, не слышно пенье, не курится… кадильниц благовонный дым, старик седой… сметает пыль с могильных плит» (настоящее уныло, всё в прошлом) |
Глава 3 | «В тучах прячутся скалы…» (свобода, высота) | «От келий душных и молитв» (замкнутое пространство, плен, отсутствие свободы) |
Глава 5 | «При виде солнца и полей, голубь молодой, испуганный грозой» (природные стихии, открытое пространство) | «С высокой башни угловой, в глубокой скважине стены» («тюрьма», ограниченность передвижения) |
Главы 6—8 | «Пышные поля, холмы; груды тёмных скал; горные хребты, их выси в небе голубом; в снегах, горящих, как алмаз, седой, незыблемый Кавказ…» (прекрасная и неувядающая природа, бессмертие и бесконечность мира) | «В час ночной, ужасный час, когда гроза пугала вас, столпясь при алтаре, вы ниц лежали на земле» (ограниченный мир человеческих страданий, упование на Бога в монастырской жизни) |
Главы 11, 20 | «Божий сад, следы небесных слёз, небесный свод так чист, что ангела полёт прилежный взор следить бы мог…» (вся природа — Божий храм и совершенное творенье, место наслаждения) | «Вернулся я к тюрьме моей, дальний колокола звон раздался снова в тишине, будто кто-нибудь железом ударял мне в грудь» (монастырь — место боли и страдания) |
Главы 21, 22 | «Иссохший лист, венцом терновым, в лицо огнём сама земля дышала мне, мир Божий спал отчаянья тяжёлым сном» (болезненные ощущения героя после возвращения назад) | «Цветок темничный, в тюрьме воспитанный цветок» (аллегорический образ роковой обречённости и жизненных страданий) |
Глава 23 | «В воде привольное житьё и холод и покой» (образ природы становится ирреальным, воображаемым, зыбким, утрачивает вечность и неизменность) | «Вдали чернели две горы. Наш монастырь из-за одной сверкал зубчатою стеной» (символом вечности становится монастырская стена, которую нельзя преодолеть) |
Глава 26 | «Пускай в Раю, в святом заоблачном краю мой дух найдёт себе приют… Увы! — за несколько минут между крутых и тёмных скал, где я в ребячестве играл, я б Рай и вечность променял» (образ природы теряет ощутимую конкретность) | «Наш сад… где цвели акаций белых два куста, оттуда виден и Кавказ» (перед смертью монастырская природа не отталкивает Мцыри; не утратив мечты о родине, он всетаки примиряется с действительностью — «и никого не прокляну») |
Выводы | Природа, венец творения, символ свободы, красоты, вечности, высоты и незыблемости, изображается в поэме в восприятии Мцыри: вначале он ищет в природе созвучие своим чувствам, а перед смертью героя образ природы становится ирреальным, воображаемым, зыбким, утрачивает вечность и неизменность | Монастырь тоже изображается в восприятии Мцыри, но оно меняется. Вначале мир монастыря, символизирующий несвободу, ненавистен герою, но перед смертью он примиряется с действительностью: символом вечности становится для героя монастырская стена, а символом красоты и покоя — монастырский сад |
— Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
IV. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения к нему
Аналитическая беседа:
— Найдите в поэме элементы портрета Мцыри.
Заполните по образцу цитатную таблицу:
Элементы портрета Мцыри в поэме «Мцыри» |
Глава | Черты портрета | Авторское отношение | Цитатные примеры |
2 | Портрет пленного ребёнка. Портрет умирающего, принесённого в монастырь после трёх дней скитаний | Герой слаб телом, но силён духом | |
8—9 | Фантастический портрет Мцыри во время грозы и ожидания погони | Герой слился с природой | |
15 | Портрет Мцыри, который потерял дорогу на родину | Герой был горд и чужд людям даже в минуты отчаяния | |
18 | Портрет Мцыри, сражающегося с барсом | Мцыри — естественная часть природы, близок животным и растениям | |
— Найдите в поэме обороты, характерные для речи Мцыри.
Заполните цитатную таблицу:
Обороты, характерные для речи Мцыри |
Особенности речи Мцыри | Цитатные примеры |
Риторические вопросы | |
Риторические восклицания и обращения | |
Стихотворные переносы | |
Экспрессивная лексика | |
Образные сравнения | |
Метафоры и олицетворения | |
Описания своего психологического состояния | |
В ы в о д ы. Речь Мцыри, воспитанного в монастыре, — это образная речь образованного человека, чувствующего природу и анализирующего свои душевные состояния. В монологе Мцыри отразились особенности речи автора |
Обобщающая беседа:
Как в портрете Мцыри отражается авторское отношение к нему?
Как и почему меняется этот портрет?
Как в речи Мцыри отразилось авторское отношение к нему?
Какие обороты речи наиболее характерны для героя?
Практическая работа.
Составление плана на тему «Двуплановость композиции поэмы “Мцыри”».
Примерный вариант плана:
1. Изображение в поэме двух миров:
— двуплановый внешний мир (замкнутый мир монастыря-тюрьмы и открытый мир кавказской природы);
— двойственность внутреннего мира героя (тоска по родине в стенах монастыря и свободная мечта о возвращении в родимую страну).
2. Двуплановость художественного времени в поэме:
— мир настоящего (развалины монастыря и старик, сметающий пыль с могильных плит);
— мир прошлого (жизнь Мцыри в монастыре — глава 2; три дня на воле — главы 3—23);
— смысл нарушения хронологической последовательности событий:
поэма начинается с конца (глава 1);
события главы 1 происходят в настоящем времени;
события главы 2 происходили в прошлом, когда Мцыри ребёнком оказался в монастыре;
события глав 3—5 и 24—26 происходили вскоре после возвращения Мцыри в монастырь, а все события жизни Мцыри вне монастыря происходили раньше: в главе 7 описано детство Мцыри в родном горном ауле, а главы 6, 8—23 описывают три дня, проведённые Мцыри на воле.
3. Наличие в поэме двух рассказчиков со своими оценками происходящих событий: автора (главы 1—2) и Мцыри (главы 3—26).
4. Динамика портрета Мцыри:
— герой физически слаб в монастыре: в детстве (глава 2), после побега (главы 24—26) — статический портрет;
— герой силён, ловок и находчив в родной среде кавказской природы (главы 12—18) — динамический портрет;
— сочетание физической слабости героя и силы его духа в период жизни в монастыре — психологический портрет.
5. Двуплановость картин природы:
отсутствие цветовых образов, бледный, тусклый колорит в описании монастыря;
наличие слов со значением цвета в описании природы Кавказа и родины Мцыри.
6. Двуплановость поэтической структуры поэмы:
— сюжет поэмы выражает внешнюю обусловленность судьбы Мцыри;
— стих поэмы — чёткий и напряжённый (с мужскими окончаниями строк, частыми переносами и отрывистым синтаксисом) — выражает внутренний мир Мцыри.
7 . Выводы. Двуплановость композиции поэмы «Мцыри» подчёркивает её принадлежность к литературе романтизма. Ответы на вопросы викторины (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).
Итоговый вопрос:
Каковы особенности композиции поэмы «Мцыри»?
Домашнее задание
Письменно ответить на вопрос «В чём проявилась двуплановость композиции поэмы „Мцыри“?»
или на итоговый вопрос урока (по выбору учащихся).
Групповое задание.
Подготовить коллективный учебный проект.
Проекты.
Составить электронный альбом «Кавказские пейзажи в рисунках Лермонтова и в поэме „Мцыри“ или заочную экскурсию по музею Лермонтова в Москве.
Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017.