СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 27. Н. В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию. 8 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «всё дурное в России». Развитие представлений о сатире и юморе.

Просмотр содержимого документа
«Урок 27. Н. В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию. 8 класс.»

Урок 27. Н. В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию.

Основное содержание урока
Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «всё дурное в России». Развитие представлений о сатире и юморе.

Основные виды деятельности.
Характеристика сюжета пьесы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Соотнесение содержания пьесы с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия сатира и юмор.

Содержание урока

I. Разоблачение пороков чиновничества


Перескажите кратко явления I-V действия первого.

Какие беспорядки в городе описывает автор?

Как они характеризуют главных персонажей комедии?

Приведите примеры, используя выписанные дома цитаты.

Групповая работа:

Группа 1.
 Городничий.

Группа 2. Судья.

Группа 3. Попечитель богоугодных заведений.

Группа 4. Смотритель училищ.

Группа 5. Почтмейстер.

Общее задание для групп:

Подберите ключевые цитаты, показывающие отношение персонажа к службе и беспорядки в его ведомстве (по первому действию комедии).

Заполните цитатную таблицу:

ТАБЛИЦА
Цитаты, показывающие отношение персонажа к службе и беспорядки в его ведомстве
(по первому действию комедии «Ревизор»)

ФИО чиновника

Должность

Отношение к службе и беспорядки в его ведомстве (Действие первое)

Отношение к службе и беспорядки в его ведомстве (Действие четвёртое)

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Городничий

    

    

Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин

Судья

    

    

Артемий Филиппович Земляника

Попечитель богоугодных заведений

    

    

Лука Лукич Хлопов

Смотритель училищ

    

    

Иван Кузьмич Шпекин

Почтмейстер

    

    

Выводы

    

    

    


Цитаты из действия четвёртого учащиеся вносят в таблицу дома.

II. Цель автора — высмеять «всё дурное в России»

Аналитическая беседа:


— Перескажите кратко, как чиновники предлагают Хлестакову деньги (действие четвёртое, явления III—VI).

Как характеризует каждого из чиновников их поведение? *На что направлена сатира Гоголя?

— Перескажите кратко, о каких беспорядках рассказали Хлестакову купцы и другие жители города (действие четвёртое, явления X—XI).

Как эти факты характеризуют городничего?

Дайте характеристику унтер-офицерской вдове и слесарше.

Почему «пострадавших» от городничего жителей города нельзя считать положительными персонажами?

— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя» (после текста комедии).

— Сообщение учащегося о смысле говорящих фамилий персонажей пьесы «Ревизор».

Практическая работа.
Составление плана групповой характеристики чиновников.


Заполнение таблицы:

ТАБЛИЦА
План групповой характеристики чиновников

Основания для сопоставления: общность

Обманщики, плуты, казнокрады, нарушают нравственные законы, берут и дают взятки, пользуются служебным положением, испытывают страх перед вышестоящими чинами, доносят друг на друга и т. п.



Основания для сопоставления: различия

Городничий

Судья

Попечитель богоугодных заведений

Смотритель училищ

Почтмейстер

Портреты героев

    

    

    

    

    

Смысл говорящих фамилий

    

    

    

    

    

Первое появление (реплика)

    

    

    

    

    

Поступки героев

  

    

    

    

    

Черты личности героев

  

    

    

    

    

Речевые характеристики

  

    

    

    

    

Оценка героев другими персонажами

  

    

    

    

    

Авторское отношение к героям

  

    

    

    

    

Выводы

  

    

    

    

    


III. Устная групповая характеристика героев и средств создания их образов.

Обобщающая беседа:


В чём общность и различия чиновников города?

Докажите, что главной причиной поведения чиновников является их страх перед ревизором.

Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Какие реалистические принципы изображения жизни и человека использовал Гоголь?

IV. Развитие представлений о сатире и юморе

Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия сатира и юмор

САТИРА (от лат. satura — смесь, мешанина, всякая всячина)
1) Вид комического: способ проявления комического в искусстве, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. С. — наиболее острая форма обличения действительности. Если юмор — осмеяние "частного", то С., как правило, — осмеяние "общего", обличение социально-нравственных пороков и недостатков. Сатирическое начало может присутствовать в произведениях любых жанров: комедиях, фарсах, литературной и народной песенной лирике, рассказах, повестях, романах, анекдотах, пословицах и т. д.
2) Лиро-эпический жанр: поэтическое произведение, в котором резко, язвительно обличаются явления действительности.


ЮМОР (от англ. — комизм, причуда, нрав) — комическое и вместе с тем добродушное отношение к серьезному; «...веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев; удаль, разгул иронии», — по определению «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля. Истоки юмора восходят к архаическому обрядово-игровому и смеху, но теоретическое осмысление это понятие получает лишь в эстетике XVIII века.

— Чем различаются юмор и сатира? Приведите примеры из комедии «Ревизор».

Итоговые вопросы:

Каков образ провинциально-чиновничьего города в пьесе «Ревизор»?

Как влияет страх встречи с ревизором на каждого из чиновников города?

Домашнее задание

Завершить заполнение таблиц.

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока.

Подготовить пересказ эпизодов, связанных с образом Хлестакова (действие второе, явления I—VII; действие третье, явление V).

Индивидуальные задания.

Подготовить выразительное чтение по ролям сцены в трактире (действие второе, явление VIII), диалогов жены и дочери городничего (действие третье, явления I—III) и сцены вранья (действие третье, явление VI).

Подготовить сообщение о говорящей фамилии Хлестаков.



Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017.