Просмотр содержимого документа
«Урок 27. Н. В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию. 8 класс.»
Урок 27. Н. В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию.
Основное содержание урока
Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «всё дурное в России». Развитие представлений о сатире и юморе.
Основные виды деятельности.
Характеристика сюжета пьесы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Соотнесение содержания пьесы с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия сатира и юмор.
Содержание урока
I. Разоблачение пороков чиновничества
Перескажите кратко явления I-V действия первого.
Какие беспорядки в городе описывает автор?
Как они характеризуют главных персонажей комедии?
Приведите примеры, используя выписанные дома цитаты.
Групповая работа:
Группа 1. Городничий.
Группа 2. Судья.
Группа 3. Попечитель богоугодных заведений.
Группа 4. Смотритель училищ.
Группа 5. Почтмейстер.
Общее задание для групп:
Подберите ключевые цитаты, показывающие отношение персонажа к службе и беспорядки в его ведомстве (по первому действию комедии).
Заполните цитатную таблицу:
ТАБЛИЦА Цитаты, показывающие отношение персонажа к службе и беспорядки в его ведомстве (по первому действию комедии «Ревизор») |
ФИО чиновника | Должность | Отношение к службе и беспорядки в его ведомстве (Действие первое) | Отношение к службе и беспорядки в его ведомстве (Действие четвёртое) |
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский | Городничий | | |
Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин | Судья | | |
Артемий Филиппович Земляника | Попечитель богоугодных заведений | | |
Лука Лукич Хлопов | Смотритель училищ | | |
Иван Кузьмич Шпекин | Почтмейстер | | |
Выводы | | | |
Цитаты из действия четвёртого учащиеся вносят в таблицу дома.
II. Цель автора — высмеять «всё дурное в России»
Аналитическая беседа:
— Перескажите кратко, как чиновники предлагают Хлестакову деньги (действие четвёртое, явления III—VI).
Как характеризует каждого из чиновников их поведение? *На что направлена сатира Гоголя?
— Перескажите кратко, о каких беспорядках рассказали Хлестакову купцы и другие жители города (действие четвёртое, явления X—XI).
Как эти факты характеризуют городничего?
Дайте характеристику унтер-офицерской вдове и слесарше.
Почему «пострадавших» от городничего жителей города нельзя считать положительными персонажами?
— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя» (после текста комедии).
— Сообщение учащегося о смысле говорящих фамилий персонажей пьесы «Ревизор».
Практическая работа.
Составление плана групповой характеристики чиновников.
Заполнение таблицы:
ТАБЛИЦА План групповой характеристики чиновников |
Основания для сопоставления: общность | Обманщики, плуты, казнокрады, нарушают нравственные законы, берут и дают взятки, пользуются служебным положением, испытывают страх перед вышестоящими чинами, доносят друг на друга и т. п. |
|
Основания для сопоставления: различия | Городничий | Судья | Попечитель богоугодных заведений | Смотритель училищ | Почтмейстер |
Портреты героев | | | | | |
Смысл говорящих фамилий | | | | | |
Первое появление (реплика) | | | | | |
Поступки героев | | | | | |
Черты личности героев | | | | | |
Речевые характеристики | | | | | |
Оценка героев другими персонажами | | | | | |
Авторское отношение к героям | | | | | |
Выводы | | | | | |
III. Устная групповая характеристика героев и средств создания их образов.
Обобщающая беседа:
В чём общность и различия чиновников города?
Докажите, что главной причиной поведения чиновников является их страх перед ревизором.
Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Какие реалистические принципы изображения жизни и человека использовал Гоголь?
IV. Развитие представлений о сатире и юморе
Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия сатира и юмор
САТИРА (от лат. satura — смесь, мешанина, всякая всячина)
1) Вид комического: способ проявления комического в искусстве, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. С. — наиболее острая форма обличения действительности. Если юмор — осмеяние "частного", то С., как правило, — осмеяние "общего", обличение социально-нравственных пороков и недостатков. Сатирическое начало может присутствовать в произведениях любых жанров: комедиях, фарсах, литературной и народной песенной лирике, рассказах, повестях, романах, анекдотах, пословицах и т. д.
2) Лиро-эпический жанр: поэтическое произведение, в котором резко, язвительно обличаются явления действительности.
ЮМОР (от англ. — комизм, причуда, нрав) — комическое и вместе с тем добродушное отношение к серьезному; «...веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев; удаль, разгул иронии», — по определению «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля. Истоки юмора восходят к архаическому обрядово-игровому и смеху, но теоретическое осмысление это понятие получает лишь в эстетике XVIII века.
— Чем различаются юмор и сатира? Приведите примеры из комедии «Ревизор».
Итоговые вопросы:
Каков образ провинциально-чиновничьего города в пьесе «Ревизор»?
Как влияет страх встречи с ревизором на каждого из чиновников города?
Домашнее задание
Завершить заполнение таблиц.
Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока.
Подготовить пересказ эпизодов, связанных с образом Хлестакова (действие второе, явления I—VII; действие третье, явление V).
Индивидуальные задания.
Подготовить выразительное чтение по ролям сцены в трактире (действие второе, явление VIII), диалогов жены и дочери городничего (действие третье, явления I—III) и сцены вранья (действие третье, явление VI).
Подготовить сообщение о говорящей фамилии Хлестаков.
Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017.