Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю-щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели | Оценивают свою готовность и настрой на работу | Осуществляют самооценку готовности к уроку |
II. Актуализация знаний | – На прошлых уроках литературного чтения мы знакомились со сказками. Какие сказки вам больше понравились? – Кто сочинил эти сказки? – Итак, мы рассматривали народные и авторские сказки. Хороши у нас наряды, Значит, не о чем тужить! Мы нарядам нашим рады И сапог мы будем шить! – Герои какой сказки исполняли эту песенку? | Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. – Маленькие человечки из одноименной сказки братьев Гримм | Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы |
III. Проверка домашнего задания | – Решите кроссворд. Запишите названия вещей, которые подарили люди маленьким человечкам. (См. Ресурсный материал.) – Сказку «Маленькие человечки» написали немецкие сказочники – братья Якоб и Вильгельм Гримм. Свои сказки они подписывали «Бр. Гримм». Это авторская сказка | Выполняют задание. Внимательно слушают |
IV. Работа по теме урока. 1. Рассказ о писателе | – Сегодня я предлагаю вам познакомиться с творчеством замечательного сказочника – Х.-К. Андерсена (демонстрирует портрет писателя). Рассказывает о Х.-К. Андерсене | Внимательно слушают. | Умеют слушать, задают уточняющие вопросы |
2. Изучение произведения. 1) Прогнозирование содержания текста | На плетне зеленый крюк, На крюке висит сундук. В сундуке пять ребят Смирно рядышком сидят. | Вдруг раскрылся сундук Все рассыпались вокруг. (Горох.) | – Что вы прочитали? – Что вы знаете о горохе? – Как вы думаете, о чем мы будем читать сказку и кто автор? | – Загадку. – О горохе, горошинах. Автор Х.-К. Андерсен | Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру |
2) Первичное восприятие | – Послушайте внимательно и подумайте, почему автор назвал сказку «Пятеро из одного стручка». Читает | Внимательно слушают | Высказывают и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
3) Беседа по содержанию прочитанного | – Понравилась вам сказка? – Какое настроение она вызвала? – Кто герои этой сказки? – Какой герой понравился больше? – Почему? – Как вы думаете, почему автор так назвал сказку? – А похожи ли они друг на друга? – Что говорили об окружающем мире горошины, пока сидели вместе в стручке? – Как горошины оказались на воле? – Что говорила каждая горошина, когда мальчик стрелял ими? Можно ли сказать, что среди горошин были ленивые и хвастливые? – Какая судьба постигла каждую из горошин? – Прочитайте 1-ю главу и скажите, чем отличаются горошинки друг от друга | Отвечают на вопросы. – Все горошинки жили в одном стручке. Высказывают предположения | Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Умеют слушать. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного чтения |
4) Чтение и анализ 1-й главы | – О чем они мечтали? – Прочитайте, что говорили горошины, улетая в широкий мир. – Какие еще герои встречаются в сказке? Найдите в тексте. – Какие слова вам непонятны? – Кто из вас может объяснить значение этих слов? Предчувствие – чувство ожидания чего-либо. Бузина – кустарник с черными или красными ягодами. Чердачная комната – маленькая комната на чердаке дома. (Зимой в ней было холодно, а летом – очень душно. В таких комнатах раньше жили бедные люди.) Каморка – очень маленькая, тесная, неудобная комната. (Такими словами автор описал помещение, в котором жили больная девочка и ее мать. Мать должна была много работать, поэтому девочке приходилось целый день быть одной.) Поденная (работа) – непостоянная работа за определенную плату. Тщедушная – слабая здоровьем, без сил, очень худая. Голубиный зоб – расширенная часть пищевода голубя. Раздобреть – поправиться, располнеть. Затхлая (вода) – застоявшаяся, с неприятным запахом. – Найдите слова, которые позволяют ярко представить, какой была девочка, в каком состоянии она находилась. – Как вы думаете, какое настроение было у девочки? – Прочитайте описание жилища бедной женщины. Устно нарисуйте к нему иллюстрацию. – Куда попала пятая горошина? – Найдите разговор матери и дочки. – Какие строки вызывают надежду, что девочка выздоровеет? – Что помогло девочке выздороветь? – Как бы вы отнеслись к больной девочке? | Читают самостоятельно. Объясняют значение слов и выражений. – Худенькая, тщедушная, целый год лежала в постели. Находилась между жизнью и смертью. Читает вслух один ученик. Читают по ролям (с. 104–105). – «Мама, я думаю, что поправлюсь!» | Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыками работы со справочной литературой. Высказывают и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыками выразительного и осознанного чтения |
5) Чтение и анализ 2-й главы | – Прочитайте 2-ю главу. Подумайте, почему девочка вдруг стала выздоравливать? – Что изменило жизнь девочки? – Чем стал для девочки росток гороха? – Как относилась девочка к горошку? Найдите эти слова в тексте и прочитайте. – Как относится автор к горошку? Почему? Как он описывает горошек? Прочитайте | Читают самостоятельно. | Владеют навыками осознанного чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками |
Физкультминутка | Наши нежные цветки Распускают лепестки | (Руки разводят в стороны.) | Ветерок чуть дышит, Лепесток колышет | (Покачивают руками.) | Закрывают лепестки Наши нежные цветки, Тихо засыпают, Головой качают. | (Руки на пояс.) | | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
6) Повторное чтение и работа над содержанием | 1-я часть: чтение по цепочке. – Где жили горошинки? Как называется их дом? – Что говорила каждая из них, выходя на волю? – Озаглавьте. 2-я часть: чтение по ролям. – Чему обрадовалась больная девочка? – Как она относилась к горошку? – Озаглавьте. 3-я часть: самостоятельное чтение про себя. – Подумайте, какой из пяти горошинок повезло больше всех? Почему? – Озаглавьте | – «Зеленый дом». – «Настоящий праздник». – «Судьба горошин» | Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы, умеют составлять план |
3. Работа в тетради (с. 25, задание 2) | – Какими вы представляете горошинки? – Какие слова подходят каждой из них? Первая горошина скромная Вторая горошина сонная Третья горошина равнодушная Четвертая горошина мечтательная Пятая горошина хвастливая Работа в парах. – Прочитайте пословицы на карточках. Какая пословица, по вашему мнению, подходит к этой сказке? Почему? Докажите. • Жизнь дана на добрые дела. • За добро добром платят. • Худо тому, кто добра не делает никому | Высказывают предположения. Несколько пар учеников высказывают мнение, остальные слушают | Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Высказывают и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
V. Итог урока. Рефлексия | – Что в сказке вымышленное, сказочное, а что могло произойти на самом деле? – В каком разделе помещена эта сказка? – Что хотел сказать нам Х.-К. Андерсен этой историей? – Что вам лучше всего удалось сегодня на уроке? – Что не совсем удалось? | Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одно-классников | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности; адекватно реагируют на трудности |
Домашнее задание | Подготовить рассказ о судьбе каждой горошины | Записывают задание на дом, задают вопросы | Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество) |
2 апреля 1805 года в далекой стране Дании родился мальчик, которому суждено было стать известным писателем. Ханс Кристиан Андерсен родился в семье сапожника и прачки. Кто объяснить значения слов «сапожник», «прачка»?
Учился за казенный счет в гимназии, работал ткачом, служил в театре.
Первые сказки маленький Андерсен услышал от отца. Мальчику очень нравилось слушать сказки, но еще больше ему нравилось переделывать сказки по-своему. Он украшал услышанные сказки. В доме у мальчика был только один благодарный слушатель – старый кот Карл. Но у Карла был один недостаток, кот часто засыпал, не дослушав интересную сказку. Но мальчик прощал кота, так как Карл не сомневался в существовании ведьм, колдунов, говорящих цветов и лягушек с брильянтовыми коронами на голове.
Когда же он подрос, стал браться за любое дело. Он чинил сапоги, ходил в школу танцев, пел песни, и всегда сочинял сказки.
Молодой Андерсен посетил многие страны Европы, Азии и Африки. У писателя было много друзей как среди знаменитых людей, так и среди простого народа.
Писатель никогда не отрекался от своего «низкого» происхождения, а, наоборот, гордился им. Большую часть сказок Андерсена создавала сама жизнь. Андерсен писал: «Как раз из действительности и вырастает самая удивительная сказка.
Х.-К. Андерсен написал много замечательных сказок. Всего он написал 170 сказок. А сегодня я вас познакомлю со сказкой «Пятеро из одного стручка».