СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 28. Х.-К. АНДЕРСЕН «ПЯТЕРО ИЗ ОДНОГО СТРУЧКА». Х.-К. АНДЕРСЕН «ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: способствовать формированию навыков выразительного чтения, определения жанра литературного произведения, развитию речи обучающихся, творческой деятельности, читательских умений; создать условия для ознакомления с литературоведческими понятиями (авторская сказка); содействовать воспитанию нравственно-этических норм (гражданственности и человечности)

Просмотр содержимого документа
«Урок 28. Х.-К. АНДЕРСЕН «ПЯТЕРО ИЗ ОДНОГО СТРУЧКА». Х.-К. АНДЕРСЕН «ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ».»

Урок 28. Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка».
Х.-К. Андерсен «Принцесса на горошине»
(дополнительное чтение)

Тип урока: изучение нового материала

Педагогические задачи: способствовать формированию навыков выразительного чтения, определения жанра литературного произведения, развитию речи обучающихся, творческой деятельности, читательских умений; создать условия для ознакомления с литературоведческими понятиями (авторская сказка); содействовать воспитанию нравственно-этических норм (гражданственности и человечности)

Планируемые результаты

Предметные: самостоятельно читают сказки; выполняют творческую работу (придумывают истории из жизни героев сказки), овладевают умением сравнивать сказки, подготавливают пересказ

Метапредметные:

познавательные: выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения; выдвигают и формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритмы деятельности;

регулятивные: проговаривают вслух последовательность действий;

коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, овладевают мотивами учебной деятельности и личностным смыслом учения

Образовательные ресурсы: портрет, выставка книг Х.-К. Андерсена; кроссворд


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели

Оценивают свою готовность
и настрой на работу

Осуществляют самооценку готовности к уроку

II. Актуализация знаний

– На прошлых уроках литературного чтения мы знакомились со сказками. Какие сказки вам больше понравились?

– Кто сочинил эти сказки?

– Итак, мы рассматривали народные и авторские сказки.

Хороши у нас наряды,

Значит, не о чем тужить!

Мы нарядам нашим рады

И сапог мы будем шить!

– Герои какой сказки исполняли эту песенку?

Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы.







– Маленькие человечки из одноименной сказки братьев Гримм

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на поставленные учителем вопросы

III. Проверка домашнего

задания

– Решите кроссворд. Запишите названия вещей, которые подарили люди маленьким человечкам. (См. Ресурсный материал.)

– Сказку «Маленькие человечки» написали немецкие сказочники – братья Якоб и Вильгельм Гримм. Свои сказки они подписывали «Бр. Гримм». Это авторская сказка

Выполняют задание.



Внимательно слушают

IV. Работа

по теме
урока.

1. Рассказ

о писателе

– Сегодня я предлагаю вам познакомиться с творчеством замечательного сказочника – Х.-К. Андерсена (демонстрирует портрет писателя).

Рассказывает о Х.-К. Андерсене

Внимательно слушают.

Умеют слушать, задают уточняющие вопросы

2. Изучение произведения.

1) Прогнозирование содержания текста

На плетне зеленый крюк,

На крюке висит сундук.

В сундуке пять ребят

Смирно рядышком сидят.

Вдруг раскрылся сундук

Все рассыпались вокруг.

(Горох.)

– Что вы прочитали?

– Что вы знаете о горохе?

– Как вы думаете, о чем мы будем читать сказку и кто автор?





– Загадку.


– О горохе, горошинах. Автор
Х.-К. Андерсен

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

2) Первичное восприятие

– Послушайте внимательно и подумайте, почему автор назвал сказку «Пятеро из одного стручка».

Читает



Внимательно слушают

Высказывают и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

3) Беседа

по содержанию прочитанного

– Понравилась вам сказка?

– Какое настроение она вызвала?

– Кто герои этой сказки?

– Какой герой понравился больше?

– Почему?


– Как вы думаете, почему автор так назвал сказку?

– А похожи ли они друг на друга?

– Что говорили об окружающем мире горошины, пока сидели вместе в стручке?

– Как горошины оказались на воле?

– Что говорила каждая горошина, когда мальчик стрелял ими? Можно ли сказать, что среди горошин были ленивые и хвастливые?

– Какая судьба постигла каждую из горошин?

– Прочитайте 1-ю главу и скажите, чем отличаются горошинки друг от друга

Отвечают на вопросы.




– Все горошинки жили в одном стручке.

Высказывают предположения

Формулируют ответы
на поставленные учителем вопросы.

Умеют слушать.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Осуществляют контроль
и оценку учебных
действий.

Осуществляют логические действия.

Владеют навыками осознанного чтения

4) Чтение
и анализ
1-й главы

– О чем они мечтали?

– Прочитайте, что говорили горошины, улетая в широкий мир.

– Какие еще герои встречаются в сказке? Найдите
в тексте.

– Какие слова вам непонятны?

– Кто из вас может объяснить значение этих слов?

Предчувствие – чувство ожидания чего-либо.

Бузина – кустарник с черными или красными ягодами.

Чердачная комната – маленькая комната на чердаке дома. (Зимой в ней было холодно, а летом – очень душно. В таких комнатах раньше жили бедные люди.)

Каморка – очень маленькая, тесная, неудобная комната.

(Такими словами автор описал помещение, в котором жили больная девочка и ее мать. Мать должна была много работать, поэтому девочке приходилось целый день быть одной.)

Поденная (работа) – непостоянная работа за определенную плату.

Тщедушная – слабая здоровьем, без сил, очень худая.

Голубиный зоб – расширенная часть пищевода голубя.

Раздобреть – поправиться, располнеть.

Затхлая (вода) – застоявшаяся, с неприятным запахом.

– Найдите слова, которые позволяют ярко представить, какой была девочка, в каком состоянии она находилась.

– Как вы думаете, какое настроение было у девочки?

– Прочитайте описание жилища бедной женщины. Устно нарисуйте к нему иллюстрацию.

– Куда попала пятая горошина?

– Найдите разговор матери и дочки.

– Какие строки вызывают надежду, что девочка выздоровеет?

– Что помогло девочке выздороветь?

– Как бы вы отнеслись к больной девочке?

Читают самостоятельно.






Объясняют значение слов и выражений.
















– Худенькая, тщедушная, целый год лежала в постели. Находилась между жизнью и смертью.

Читает вслух один ученик.



Читают по ролям (с. 104–105).

– «Мама, я думаю, что поправлюсь!»

Формулируют ответы
на поставленные учителем вопросы.

Владеют навыками работы со справочной литературой.

Высказывают и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Формулируют ответы
на поставленные учителем вопросы.

Владеют навыками выразительного и осознанного чтения

5) Чтение
и анализ
2-й главы

– Прочитайте 2-ю главу. Подумайте, почему девочка вдруг стала выздоравливать?

– Что изменило жизнь девочки?

– Чем стал для девочки росток гороха?

– Как относилась девочка к горошку? Найдите эти слова
в тексте и прочитайте.

– Как относится автор к горошку? Почему? Как он описывает горошек? Прочитайте

Читают самостоятельно.

Владеют навыками осознанного чтения.

Формулируют ответы
на поставленные учителем вопросы.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками

Физкультминутка

Наши нежные цветки

Распускают лепестки

(Руки разводят в стороны.)

Ветерок чуть дышит,

Лепесток колышет


(Покачивают руками.)

Закрывают лепестки

Наши нежные цветки,

Тихо засыпают,

Головой качают.


(Руки на пояс.)


Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

6) Повторное чтение и работа над содержанием

1-я часть: чтение по цепочке.

– Где жили горошинки? Как называется их дом?

– Что говорила каждая из них, выходя на волю?

– Озаглавьте.

2-я часть: чтение по ролям.

– Чему обрадовалась больная девочка?

– Как она относилась к горошку?

– Озаглавьте.

3-я часть: самостоятельное чтение про себя.

– Подумайте, какой из пяти горошинок повезло больше всех? Почему?

– Озаглавьте




– «Зеленый дом».




– «Настоящий праздник».




– «Судьба горошин»

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы, умеют составлять план

3. Работа в тетради (с. 25, задание 2)

– Какими вы представляете горошинки?

– Какие слова подходят каждой из них?

Первая горошина скромная

Вторая горошина сонная

Третья горошина равнодушная

Четвертая горошина мечтательная

Пятая горошина хвастливая

Работа в парах.

– Прочитайте пословицы на карточках. Какая пословица, по вашему мнению, подходит к этой сказке? Почему?
Докажите.

• Жизнь дана на добрые дела.

• За добро добром платят.

• Худо тому, кто добра не делает никому

Высказывают предположения.








Несколько пар учеников высказывают мнение, остальные слушают

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют контроль
и оценку учебных действий.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Высказывают и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

V. Итог
урока. Рефлексия

– Что в сказке вымышленное, сказочное, а что могло произойти на самом деле?

– В каком разделе помещена эта сказка?

– Что хотел сказать нам Х.-К. Андерсен этой историей?

– Что вам лучше всего удалось сегодня на уроке?

– Что не совсем удалось?

Отвечают на поставленные
вопросы, слушают ответы одно-классников

Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности; адекватно реагируют на трудности

Домашнее

задание

Подготовить рассказ о судьбе каждой горошины

Записывают задание на дом, задают вопросы

Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество)








Ресурсный материал

Кроссворд









ш













т













а













н










к



и









р

у

б

а

ш

е

ч

к

и






р



к










т



и










о













ч








ш

а

п

о

ч

к

и












и









Рассказ учителя о Х.-К. Андерсене

2 апреля 1805 года в далекой стране Дании родился мальчик, которому суждено было стать известным писателем. Ханс Кристиан Андерсен родился в семье сапожника и прачки. Кто объяснить значения слов «сапожник», «прачка»?

Учился за казенный счет в гимназии, работал ткачом, служил в театре.

Первые сказки маленький Андерсен услышал от отца. Мальчику очень нравилось слушать сказки, но еще больше ему нравилось переделывать сказки по-своему. Он украшал услышанные сказки. В доме у мальчика был только один благодарный слушатель – старый кот Карл. Но у Карла был один недостаток, кот часто засыпал, не дослушав интересную сказку. Но мальчик прощал кота, так как Карл не сомневался в существовании ведьм, колдунов, говорящих цветов и лягушек с брильянтовыми коронами на голове.

Когда же он подрос, стал браться за любое дело. Он чинил сапоги, ходил в школу танцев, пел песни, и всегда сочинял сказки.

Молодой Андерсен посетил многие страны Европы, Азии и Африки. У писателя было много друзей как среди знаменитых людей, так и среди простого народа.

Писатель никогда не отрекался от своего «низкого» происхождения, а, наоборот, гордился им. Большую часть сказок Андерсена создавала сама жизнь. Андерсен писал: «Как раз из действительности и вырастает самая удивительная сказка.

Х.-К. Андерсен написал много замечательных сказок. Всего он написал 170 сказок. А сегодня я вас познакомлю со сказкой «Пятеро из одного стручка».