I. Организация начала урока | – Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. – Прозвенел звонок на урок, мне приятно вас всех видеть. Ребята, давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне, друг другу. Улыбка подарит нам хорошее настроение. А хорошее настроение помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов | Оценивают свою готовность и настрой на работу | Осуществляют самооценку готовности к уроку. Проявляют учебно-познавательный интерес к предмету |
II. Актуализация знаний | – Что мы называем сказкой? – Когда появились сказки? – Какова главная тема сказок? – Кто много веков назад сочинял сказки? – Значит, как они назывались? – Если эту сказку написал автор (авторы), например братья Гримм, то как они называются? | – Это устный рассказ о вымышленных, чудесных событиях. – Когда люди еще не умели читать и писать. – Борьба добра со злом. – Простой народ. – Народные. – Авторские | Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками |
IV. Работа по теме урока. 1. Прогнозирование содержания текста | – Кого называют храбрецом? Подберите слова, близкие по смыслу. – Что можно сказать по заглавию о содержании сказки? | Отвечают на вопросы учителя. | Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Умеют слушать. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Владеют навыками осознанного чтения |
4. Анализ текста | – Зачем братья пошли по белу свету? – Какое оружие они взяли с собой? – Что такое копье? (Демонстрирует иллюстрацию.) – Каким было копье? – Где и кого они встретили первым? – Как они отреагировали на шмеля? – Что услышал первый брат? – Что почувствовал второй? – Как вел себя третий? – Что сделали остальные? – Почему они решили никому ничего не говорить? – Какая беда приключилась с ними позже? – Найдите описание зайца. Прочитайте. – Что решили делать братья? – Зачитайте слова, с которыми они бросились в бой. – Как вы понимайте смысл этих слов? – Почему братья выкрикивали эти слова? – Как вели себя «храбрецы», увидев работающего человека? – Чем закончилось их путешествие? – Можно ли их назвать храбрецами? Докажите. – Почему сказка называется «Семеро храбрецов»? – Это название серьезное или шуточное? – Что авторы высмеивают в данной сказке? | Рассматривают рисунок, высказы- ваются. Отвечают на вопросы |
Физкультминутка | Вверх ладошки! Хлоп, хлоп! По коленкам-шлеп, шлеп! По плечам теперь похлопай! По бокам себя пошлепай! Можешь хлопнуть за спиной! Хлопайте перед собой! Вправо можем! Влево можем! И крест-накрест руки сложим | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
5. Работа над содержанием сказки | – С чего начинается сказка? – Что задумали герои сказки? – В тексте встречается трудное для произношения слово. Давайте прочитаем его. – Как вы понимаете это слово? – От какого слова оно образовано? – Куда они отправились? – Что они взяли с собой? – Копье было у каждого? – Что можно сказать о героях? Какими они были, если взяли одно копье на всех? – Давайте распределим роли. Представим себя героями этой сказки. – Выберите себе табличку с именем героя. – Из какого произведения этот герой? Он из этой сказки? – Вот копье. Давайте проинсценируем начало сказки. Я буду читать, а вы выстраиваетесь в нужном порядке. Читает начало сказки за экраном. – Вспомните, какие беды случились с друзьями во время странствования? Перечислите. – Как вы думаете, зачем мы распределили роли? – Что значит читать выразительно? Работа в группах. – Сейчас вы разделитесь на три группы. Сначала выслушайте все задания. Выполнять их начинайте одновременно по моей команде. Главное для всех групп условие – работа вполголоса, шепотом. – Первая группа найдет в тексте описание первой беды, которая приключилась с героями. Прочитает этот отрывок и выберет восклицательную интонацию, чтобы передать чувства героев. – Вторая группа найдет и прочитает отрывок о второй беде, подберет нужную интонацию. – Третья группа прочитает о третьей беде и выберет нужную интонацию. Проверка. – Прочитайте каждый свой отрывок с нужной интонацией. Остальные внимательно слушают и оценивают работу группы: справилась она с заданием или нет | – Обойти весь свет, путешествовать. – Странствовать – значит обойти весь свет, путешествовать по разным странам. – Копье. – Одно на всех. – Дружными. Выбирают табличку. (Одна табличка содержит имя героя, которого нет в сказке.) Выстраиваются друг за другом по именам героев. – Встреча со шмелем, встреча с зайцем, случай на реке. – Будем читать выразительно, по ролям. Выполняют задания. Слушают, оценивают | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Владеют навыками выразительного и осознанного чтения, способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Осуществляют контроль и оценку учебных действий |
V. Итог урока. Рефлексия | – Как авторы относятся к героям? – Какими словами передают свое отношение к ним? – С какой интонацией нужно прочитать это предло-жение? – Как вы относитесь к героям сказки? – Вам понравилась сказка? – Что больше всего понравилось? – Что было трудно? – Над чем еще нужно поработать? | Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников. – Они над ними насмехаются. – С насмешливой, шутливой, грустной | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. Адекватно реагируют на трудности |