Урок 29. Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.
Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества). Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Развитие понятия об автобиографическом художественном произведении.
Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Лев Николаевич Толстой». Составление тезисов статьи. Восприятие и выразительное чтение фрагментов повести. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента эпического произведения. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «автобиографическое произведение».
I. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества)
1. Актуализация имеющихся знаний о Толстом:
— Какие произведения Толстого вы читали? Расскажите о них.
2. Рассказ учителя о Л. Н. Толстом и его детстве в Ясной Поляне с показом изображений литературных мест и
включением сообщений учащихся.
II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Л. Н. Толстой. Музей-усадьба в Хамовниках» (см. раздел учебника «Литературные места России»).
III. Чтение и обсуждение эпиграфа к статье учебника «Лев Николаевич Толстой»:
— Как вы понимаете слова «Ему было близко всё человечество»?
— Что значит «понимать душу России»?
IV. Чтение и составление тезисов статьи учебника «Лев Николаевич Толстой».
ТАБЛИЦА Составление тезисов статьи учебника «Лев Николаевич Толстой» |
Вопрос | Тезис |
Каково социальное происхождение Л.Н.Толстого? | |
Какой след оставила в его жизни Ясная Поляна? | |
Как началось литературное творчество Толстого? | |
Чем привлекателен образ Николеньки Иртеньева? | |
В чём новаторство автобиографической трилогии? | |
Какова общественная и педагогическая деятельность Толстого? | |
Почему «не зная Толстого — нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком»? | |
V. Обсуждение статьи учебника «В середине XIX столетия»:
В один из октябрьских дней 1852 года, во время своей ссылки прочитал Тургенев в журнале «Современник» повесть Льва Толстого «Детство» — первое произведение Толстого, появившееся в печати.
Тургенев сразу же написал Некрасову, редактору этой повести: «Ты прав — это талант надежный... Пиши к нему — и понукай его писать. Скажи ему, если это может его интересовать, — что я его приветствую, кланяюсь и рукоплещу ему».
Так состоялось заочное знакомство Тургенева и Толстого — в тот первый месяц тургеневской ссылки: знакомство, которое вскоре — когда писатели встретились — перешло в дружбу. Она не была безоблачной, доставила обоим писателям не только радость, но и огорчения, однако ни тот ни другой никогда, ни за что не отказались бы от нее н ту пору, в середине 50-х годов.
Тургенев был к тому времени автором «Записок охотника», рассказа «Муму», ряда повестей, пьес, стихотворений; Толстой — повестей «Детство», «Отрочество», кавказских и севастопольских рассказов.
Знаменитые произведения! Ими зачитывались современники писателей. Мы тоже набираемся ума и получаем огромное наслаждение, читая эти рассказы и повести... Поразмышлять над ними (пусть даже над некоторыми) и одновременно представить жизнь их создателей в ту пору — значит сделать попытку проникновения в мир Тургенева и Толстого...
Как ни различны оба писателя, они близки друг другу по силе своей любви к простому русскому человеку и русской природе, по любви к родному языку и вере в великое будущее своего народа. Эта нерасторжимость подтверждается тем, что мы знаем о начале дружбы Толстого и Тургенева; тем, наконец, что их родные места — Ясная Поляна и Спасское-Лутовиново — находятся совсем рядом, и это небольшое расстояние между ними заставляет нас с каким-то особенным отрадным, волнующим чувством сближать имена Тургенева и Толстого.
И. Ф. Смольников
— Как оценил Тургенев повесть Толстого «Детство»?
— Что связывало Тургенева и Толстого? В чём их общность?
VI. Сложность взаимоотношений детей и взрослых
Групповая работа:
Группа 1. Глава «Maman».
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям maman, холстинковое платьице, октавы, кацавейка, гумно, пяльцы.
Прочитайте выразительно начало главы до слов «...ещё громче и повелительнее, чем прежде».
Выберите портретные описания и проанализируйте их.
(От чьего имени дано описание?
Какими способами описывается внутреннее состояние человека?
Какова роль художественных деталей?)
Перескажите кратко сюжет оставшейся части главы.
Что важнее для писателя: события или описание состояний, чувств, душевных движений?
Каково отношение мальчика к матери и как оно проявляется в его поведении?
Какой вывод о красоте человеческих лиц делает Толстой?
На что в характере матери указывает деталь «шесть кусочков сахара для некоторых почётных слуг»?
Группа 2. Глава «Что за человек был мой отец?».
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям рыцарство, конёк его был блестящие связи, отставной поручик гвардии, Семёнова, цыганка Танюша.
Прочитайте выразительно фрагмент главы со слов «Он умел взять верх в отношениях с всяким» до слов «...что не видел в том необходимости».
Проанализируйте повествование об отце.
(Важны ли для рассказчика события, происходившие с его отцом, и их динамика? Свой ответ обоснуйте.
Как характеризуют отца его поступки?
Какова авторская оценка отца?
Выберите цитаты, которые показывают положительные и отрицательные черты отца в восприятии сына.
Проследите, как показано влияние жизненных обстоятельств на характер отца, его отношение к жизни.
Подумайте, кто даёт оценки отцу: одиннадцатилетний мальчик или взрослый человек, вспоминающий своё детство.
Подумайте, почему в рассказе об отце повествование трудно отделить от описаний.
Группа 3. Глава «Классы».
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: сюртук, книга диалогов, дратвы, Саксония, дворецкий.
Перескажите кратко содержание главы от третьего лица.
Прочитайте по ролям диалог Карла Иваныча и Николая со слов «Из классной слышен был разговор в комнате дядьки» до слов «...но ничего не сказал».
Проанализируйте этот диалог.
(В чём состоит основной конфликт диалога?
Как героев характеризует их речь?
Найдите детали слов автора, показывающие состояние Карла Иваныча.
Как проявлялось его внутреннее волнение и недовольство?
Какой подтекст проявляется в репликах диалога о Наталье Николаевне и о том, что Карл Иваныч «найдёт себе кусок хлеба»?)
Почему мальчика волнует и огорчает, что «отец и Карл Иваныч не поняли друг друга»?
Ответы на вопросы из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Группа 4. Глава «Наталья Савишна».
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям затрапезный, затрапезка, кларнетист, взял её в верх, надела чепец, провизия, трата, очаковское куренье, под турку ходили, корнет, винная ягода.
Перескажите выборочно историю Натальи Савишны.
Что в её судьбе вызывает сочувствие рассказчика?
Какими словами автор характеризует её службу?
Сделайте вывод о её отношении к господам.
Ответы на вопросы 2—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после главы «Детство»).
Группа 5. Глава «Детство».
Попытайтесь кратко пересказать главу и объясните, почему это сложно.
Что запомнилось рассказчику из детства: события или чувства? Почему?
Как можно охарактеризовать его отношение к матери?
Способны ли современные дети на такую глубину чувств? Обоснуйте свою позицию.
Прочитайте выразительно первый и три последних абзаца главы.
Почему в них много вопросительных предложений?
Охарактеризуйте художественное время главы. Как меняется возраст рассказчика?
Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
VII. Выполнение заданий из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».
VIII. Развитие понятия об автобиографическом художественном произведении
1. Работа со словарём литературоведческих терминов.
Поиск примеров, иллюстрирующих понятие автобиографическое произведение.
2. Изучите смысловое наполнение понятия автобиография.
3. Сформулируйте основные черты автобиографического произведения и подберите к ним примеры, заполнив таблицу:
ТАБЛИЦА Oсновные черты автобиографического произведения и примеры из повести «Детство» |
Черты автобиографического произведения | Примеры из повести |
Суждения автора о самом себе, о своём месте в обществе, в мире | |
Выражение творческих принципов писателя | |
Обобщение в лице рассказчика особенностей его поколения, социальной среды | |
Переосмысление событий своей личной жизни | |
Заполнение таблицы может быть завершено дома.
IX. Практическая работа.
Составление плана ответа на вопрос «Что беспокоит Толстого, когда он думает о детстве?» (по главе „Детство“):
1. Детство — счастливая и невозвратимая пора.
2. Воспоминания о детстве возвышают душу.
3. Мать — главное воспоминание детства.
4. Любовь к матери и любовь к Богу сливались в одно чувство.
5. Какое время может быть лучше детства?
6. Неужели остались одни воспоминания?
Итоговый вопрос:
Каковы главные художественные особенности повести «Детство»?
(Главное для автора — показать «диалектику души», а сюжет имеет второстепенное значение. В образе рассказчика сочетаются особенности восприятия мальчика-рассказчика и оценки взрослого человека — автора-повествователя.)
Домашнее задание
Прочитать самостоятельно главы повести «Детство» «Учитель Карл Иваныч», «Охота», «Стихи», «Ивины», «Мазурка», «Последние грустные воспоминания» и подготовить их пересказ.
Письменно ответить на вопрос «Что беспокоит Толстого, когда он думает о детстве?»
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021.