Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. • Сколько отрезков вы видите на каждом рисунке?  • Что изменяется? Разгадайте правило.  – Продолжите рисунок. • Имя какого сказочного героя здесь зашифровано?  • Решите задачу. У доктора Айболита на дне рождения было 12 зверей и 7 птиц. Сколько гостей было на дне рождения Айболита? • У кого масса больше – у зайца или у белки?  | Отвечают на вопросы учителя по материалу предыдущего урока. Выполняют задания на формирование навыка устного счета | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
II. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Рассмотрите схему на доске:  – Можно ли по данной схеме составить задачу? – Составьте задачу. – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова (см. с. 6). – Сегодня на уроке будем составлять и решать задачи | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Работа по учебнику. Задание 8 (с. 7) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. Рассуждение: «Три десятка банок – это тридцать банок, значит, во всех коробках тридцать банок» | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Решают задачу | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопро- сы; логические – сравнивают и группируют объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; наблюдают; делают самостоятельные простые выводы. Регулятивные: следуют режиму организации учебной деятельности; выполняют оценку своего задания. Коммуникативные: участвуют в диалоге | Устные ответы |
Задание 9 (с. 7) | Запись: 70 пуговиц – 7 д. | Решают задачу | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 10 (с. 7) | – Рассмотрите рисунки на с. 7 учебника. – Какие числа у Зайца? А какие – у Волка? – Сравните эти числа. Чем они отличаются? – Сколько знаков (цифр) в записи чисел у Зайца? – Сколько знаков (цифр) в записи чисел у Волка? – Объясните, какие числа называют однозначными, а какие – двузначными. – Кто держит однозначные числа? (Заяц.) – Как называются числа, которые держит Волк? (Двузначные.) | Делают вывод о том, какое числа называют однозначными, ка- кие – двузначными | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 11 (с. 7) | – Петя считал десятками. Какие числа он пропустил? (20, 50, 80.) | Считают десятками | Фронтальная | Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление | Работа по учебнику. Задание 20 (с. 9) | Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Комментирует ход решения. – Что такое «разность» чисел? – Подберите несколько пар чисел, разность которых равна 6. Запись: 10 – 4 = 6 12 – 6 = 6 9 – 3 = 6 8 – 2 = 6 и т. д. | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Составляют разности | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; подробно пересказывают прочитанное или прослушанное; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке под руко- водством учителя; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполнение задания в тетради |
Задание 21 (с. 9) | – Прочитайте задание и выполните рисунок к тексту. Рисунок: 1 п. c c c 2 п. c c c 3 п. c c c 4 п. c c c – Сколько семян положили в каждый пакетик? (3.) – Сколько семян в двух пакетиках? (3 + 3 = 6.) | Решают задачу. Выполняют рисунок к условию задачи | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 22 (с. 10) | – Какие виды часов изображены здесь? (Ручные, башенные, будильник.) Так как второклассники умеют определять время только с точностью до часа, то вполне достаточно, если на поставленный вопрос будут даваться следующие ответы: – Ручные часы показывают больше 4 часов. – Время на башенных часах больше 12 часов, но меньше 1 часа. – Будильник показывает время меньше, чем 7 часов | Определя- ют время по часам | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 23 (с. 10) | • Назовите геометрические тела, с которыми познакомились в 1 классе. (Куб, шар, цилиндр, конус, пирамида.) – Рассмотрите изображенные в учебнике предметы. Какую форму они имеют? • Форму цилиндра имеет консервная банка. • Форму куба имеет коробка для торта. • Форму шара имеют апельсин и глобус | Определяют форму пред- метов, изоб- раженных в учебнике | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 24 (с. 10) | – Начертите отрезок в тетради. – Проверьте работу друг друга | Чертят отрезок заданной длины | Работа в парах | Выполнение задания в тетради |
Задание 25 (с. 10) | – Какие фигуры (предметы) являются симметричными? (При мысленном перегибании по оси симметрии получившиеся две части предмета (фигуры) накладываются друг на друга и их контуры совпадают. В данном случае прав Дима.) | Находят на чертеже симметричные фигуры | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Практическая работа | Организует практическую работу. – Определите, есть ли оси симметрии у квадрата? – Если квадрат «перегнуть» по данной прямой, то части, на которые эта прямая разбивает квадрат, совпадут. Эта прямая – ось симметрии квадрата. – Проведите еще ось симметрии квадрата.  – Сколько осей симметрии у квадрата? Начертите квадрат в тетради и покажите все оси симметрии. – Проверьте свой ответ на вырезанных квадратах, согнув по этим прямым. Прямая, перегибанием по которой обе части фигуры совмещаются, – ось симметрии фигуры. – Какие фигуры на рисунке можно назвать симметричными? (Квадраты.) – Проверьте свое предположение, перенеся рисунки на кальку | Работают с квадратами, вырезанными из цветной бумаги (квадраты заранее готовятся дома). Проводят оси симметрии квадрата | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания, устные ответы |
Задание 26 (с. 11) | – Рассмотрите чертеж. Красная Шапочка и Серый Волк встретились в лесу. К домику бабушки они пошли разными дорогами. Чей путь короче? (Путь Волка короче.) – Проверьте свой ответ измерениями. Длина дороги Волка – 9 см. Длина дороги Красной Шапочки: 8 см + 4 см = 12 см | Выполняют измерения | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 27 (с. 11) | – Рассмотрите чертежи. Из каких фигур состоит первый рисунок? (Из двух треугольников.) – Из каких фигур построили квадрат? (Из двух треугольников.) – Какие фигуры изображены на третьем чертеже? (Три треугольника и квадрат.) – Сколько треугольников на трех рисунках? (8 треугольников.) – Начертите в тетради такие фигуры по клеточкам | Строят в тетради фигуры по клеточкам | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 28 (с. 11) | – Запишите словами названия данных чисел. (Четыре, одиннадцать, восемнадцать, шестнадцать, двадцать, десять.) | Записывают названия чисел словами | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Работа в печатной тетради № 1. Задание 6 | – Пятеро мальчиков ловили лещей и окуней. Заполните таблицу. – Кто поймал наибольшее число окуней? (Толя.) – Кто поймал наименьшее число лещей? (Ваня.)  | Заполняют таблицу по условию задачи | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке све- дений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Какие числа называют однозначными? Двузначными? – Как можно рационально сосчитать большое количество предметов? – Какие геометрические тела вы знаете? – Какие фигуры называют симметричными? – Исследование какой темы вели на уроке? – Какие понятия разобрали? – Удалось ли решить поставленную задачу? Каким способом? – Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? – Где можно применить новые знания? – Оцените свою работу на уроке. Оцените работу всего класса. – Перед вами карточки настроений. Выберите и покажите ту, которая соответствует вашему настроению.  | Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, достигнут или нет результат, преодолены ли трудности, с которыми встретились на уроке | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его. Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы | Оценивание работы уча-щихся на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 5 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |