СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 3. ЧИСЛА 10, 20, 30, … , 100. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для формирования навыка чтения и записи двузначных чисел, оканчивающихся нулем; закреплять знания о геометрических телах (кубе, пирамиде, шаре); способствовать развитию умения составлять задачи по иллюстрации; развивать пространственное мышление и умение рассуждать.

Просмотр содержимого документа
«Урок 3. ЧИСЛА 10, 20, 30, … , 100. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.»

Урок 3. Числа 10, 20, 30, … , 100. Решение задач

Цели деятельности учителя

Создать условия для формирования навыка чтения и записи двузначных чисел, оканчивающихся нулем; закреплять знания о геометрических телах (кубе, пирамиде, шаре); способствовать развитию умения составлять задачи по иллюстрации; развивать пространственное мышление и умение рассуждать

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: записывать цифрами двузначные числа; решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях; анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения; получат возможность научиться: обосновывать выбор арифметических действий для решения задач; выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); коммуникативные – строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; регулятивные – анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Личностные: воспринимать речь учителя (одноклассников), проявлять интерес к изучению математики

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие

компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы
совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Форма
контроля

I. Актуализация знаний

Устный счет
в игровой форме

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

• Сколько отрезков вы видите на каждом рисунке?

• Что изменяется? Разгадайте правило.

– Продолжите рисунок.

• Имя какого сказочного героя здесь зашифровано?

• Решите задачу.

У доктора Айболита на дне рождения было 12 зверей и 7 птиц. Сколько гостей было на дне рождения Айболита?

• У кого масса больше – у зайца или у белки?

Отвечают на вопросы учителя по материалу предыдущего урока. Выполняют задания
на формирование навыка устного счета

Фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления
о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу

Устные ответы

II. Сообщение темы урока

Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Рассмотрите схему на доске:

– Можно ли по данной схеме составить задачу?

– Составьте задачу.

– Прочитайте тему урока на доске.

– Определите цели урока, используя

опорные слова (см. с. 6).

– Сегодня на уроке будем составлять и решать задачи

Слушают
и обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

Фронтальная

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Устные ответы

III. Изучение нового материала

Работа по учебнику.

Задание 8
(с. 7)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

Рассуждение: «Три десятка банок – это тридцать банок, значит, во всех коробках тридцать банок»

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Решают
задачу

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопро-

сы; логические – сравнивают и группируют объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; наблюдают; делают самостоятельные простые выводы.

Регулятивные: следуют режиму организации учебной деятельности; выполняют оценку своего задания.

Коммуникативные: участвуют в диалоге

Устные ответы

Задание 9
(с. 7)

Запись: 70 пуговиц – 7 д.

Решают
задачу

Индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Задание 10

(с. 7)

– Рассмотрите рисунки на с. 7 учебника.

– Какие числа у Зайца? А какие – у Волка?

– Сравните эти числа. Чем они отличаются?

– Сколько знаков (цифр) в записи чисел у Зайца?

– Сколько знаков (цифр) в записи чисел у Волка?

– Объясните, какие числа называют однозначными, а какие – двузначными.

– Кто держит однозначные числа? (Заяц.)

– Как называются числа, которые держит Волк? (Двузначные.)

Делают вывод о том, какое числа называют однозначными, ка-
кие – двузначными

Фронтальная

Устные ответы

Задание 11

(с. 7)

– Петя считал десятками. Какие числа он пропустил?

(20, 50, 80.)

Считают десятками

Фронтальная

Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление

Работа по учебнику.

Задание 20

(с. 9)

Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Комментирует ход решения.

– Что такое «разность» чисел?

– Подберите несколько пар чисел, разность которых равна 6.

Запись:

10 – 4 = 6 12 – 6 = 6

9 – 3 = 6 8 – 2 = 6

и т. д.

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Составляют разности

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; подробно пересказывают прочитанное или прослушанное; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке под руко-

водством учителя; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе

простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Выполнение задания в тетради

Задание 21

(с. 9)

– Прочитайте задание и выполните рисунок к тексту.

Рисунок:

1 п. c c c

2 п. c c c

3 п. c c c

4 п. c c c

– Сколько семян положили в каждый пакетик? (3.)

– Сколько семян в двух пакетиках? (3 + 3 = 6.)

Решают
задачу.

Выполняют рисунок

к условию задачи

Фронтальная, индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Задание 22

(с. 10)

– Какие виды часов изображены здесь? (Ручные, башенные, будильник.)

Так как второклассники умеют определять время только с точностью до часа, то вполне достаточно, если на поставленный вопрос будут даваться следующие ответы:

– Ручные часы показывают больше 4 часов.

– Время на башенных часах больше 12 часов, но меньше 1 часа.

– Будильник показывает время меньше, чем 7 часов

Определя-

ют время

по часам

Фронтальная

Устные ответы

Задание 23
(с. 10)

• Назовите геометрические тела, с которыми познакомились
в 1 классе. (Куб, шар, цилиндр, конус, пирамида.)

– Рассмотрите изображенные в учебнике предметы. Какую форму они имеют?

• Форму цилиндра имеет консервная банка.

• Форму куба имеет коробка для торта.

• Форму шара имеют апельсин и глобус

Определяют форму пред-

метов, изоб-

раженных

в учебнике

Фронтальная

Устные ответы

Задание 24

(с. 10)

– Начертите отрезок в тетради.

– Проверьте работу друг друга

Чертят
отрезок
заданной длины

Работа
в парах

Выполнение задания в тетради

Задание 25

(с. 10)

– Какие фигуры (предметы) являются симметричными? (При мысленном перегибании по оси симметрии получившиеся две части предмета (фигуры) накладываются друг на друга и их контуры совпадают. В данном случае прав Дима.)

Находят
на чертеже симметричные фигуры

Фронтальная, индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Практическая работа

Организует практическую работу.

– Определите, есть ли оси симметрии у квадрата?

– Если квадрат «перегнуть» по данной прямой, то части, на которые эта прямая разбивает квадрат, совпадут. Эта прямая – ось симметрии квадрата.

– Проведите еще ось симметрии квадрата.

– Сколько осей симметрии у квадрата? Начертите квадрат в тетради и покажите все оси симметрии.

– Проверьте свой ответ на вырезанных квадратах, согнув по этим прямым.

Прямая, перегибанием по которой обе части фигуры совмещаются, – ось симметрии фигуры.

– Какие фигуры на рисунке можно назвать симметричными? (Квадраты.)

– Проверьте свое предположение, перенеся рисунки на кальку

Работают
с квадратами, вырезанными
из цветной бумаги (квадраты заранее готовятся дома). Проводят оси симметрии квадрата

Фронтальная, индивидуальная

Выполнение задания, устные ответы

Задание 26

(с. 11)

– Рассмотрите чертеж. Красная Шапочка и Серый Волк встретились в лесу. К домику бабушки они пошли разными дорогами. Чей путь короче? (Путь Волка короче.)

– Проверьте свой ответ измерениями.

Длина дороги Волка – 9 см.

Длина дороги Красной Шапочки: 8 см + 4 см = 12 см

Выполняют измерения

Индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Задание 27

(с. 11)

– Рассмотрите чертежи. Из каких фигур состоит первый рисунок? (Из двух треугольников.)

– Из каких фигур построили квадрат? (Из двух треугольников.)

– Какие фигуры изображены на третьем чертеже? (Три треугольника и квадрат.)

– Сколько треугольников на трех рисунках? (8 треугольников.)

– Начертите в тетради такие фигуры по клеточкам

Строят в тетради фигуры по клеточкам

Индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Задание 28

(с. 11)

– Запишите словами названия данных чисел. (Четыре, одиннадцать, восемнадцать, шестнадцать, двадцать, десять.)

Записывают названия чисел словами

Индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Работа в печатной тетради № 1.

Задание 6

– Пятеро мальчиков ловили лещей и окуней. Заполните таблицу.

– Кто поймал наибольшее число окуней? (Толя.)

– Кто поймал наименьшее число лещей? (Ваня.)

Заполняют таблицу по условию задачи

Фронтальная, индивидуальная

Выполнение задания в тетради

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение
полученных
на уроке све-
дений

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Какие числа называют однозначными? Двузначными?

– Как можно рационально сосчитать большое количество предметов?

– Какие геометрические тела вы знаете?

– Какие фигуры называют симметричными?

– Исследование какой темы вели на уроке?

– Какие понятия разобрали?

– Удалось ли решить поставленную задачу? Каким способом?

– Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё?

– Где можно применить новые знания?

– Оцените свою работу на уроке. Оцените работу всего класса.

– Перед вами карточки настроений. Выберите и покажите ту, которая соответствует вашему настроению.

Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, достигнут или нет результат, преодолены ли трудности, с которыми встретились на уроке

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его.

Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы

Оценивание работы уча-щихся

на уроке

Домашнее
задание

Поясняет домашнее задание.

№ 5 (рабочая тетрадь)

Записывают задание

Фронтальная

Наблюдение