Урок 3
ЛИТЕРАТУРНАЯ (АВТОРСКАЯ) СКАЗКА.
В. БИАНКИ «ЛИС И МЫШОНОК»
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с литературной сказкой, развития умений читать целыми словами доступные тексты художественных произведений.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом, воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
метапредметные: регулятивные – анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека; познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверяют и находят дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, составляют небольшие устные монологические высказывания;
предметные: научатся определять и называть жанры и темы изучаемых произведений, правильно называть произведение; получат возможность научиться сравнивать тексты сказок, узнавать изученные произведения по отрывкам из них.
Сценарий урока
I. Организационный момент. Введение в тему.
В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
− Сегодня я буду сказочницей. Люблю я сказки сказывать обо всём: про царевичей, про людей простых, про животных, про такие чудеса, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». Вот смотрите, какой у меня для вас подарок. Экран превратился сегодня в волшебное зеркало, в котором отразятся герои ваших любимых сказок.
Работа с моделями. Сказки В. Сутеева «Ёлка», «Дядя Миша», «Кораблик», «Палочка-выручалочка».
− Расскажите о приключениях героев сказок В. Сутеева.
II. Работа по теме урока.
1. Слушание сказки В. Бианки «Лис и Мышонок» (учитель читает, а дети следят по тексту).
− Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного-орнитолога. Орнитолог – это человек, который изучает птиц и их повадки. Родители передали сыну свою любовь к природе, которая стала главным героем его произведений. Свои рассказы писатель называл «сказки-несказки». Герои В. Бианки живут обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят человеческим языком. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателю лучше понять жизнь природы.
2. Работа со сказкой: беседа; составление модели обложки.
− Что такое отнорочек? Покажите на рисунке.
3. Работа в тетради (под руководством учителя).
− Прочитайте задание 1 (задание 2), сделайте выбор. (Самостоятельная работа.)
− Сказка – это всегда чудеса и приключения. Вы хорошо знаете героев сказок?
Сядем рядышком на лавке,
Вместе с вами посидим.
Загадаю вам загадки.
Кто смышлёный – поглядим.
− Прочитайте загадку в учебнике. Отгадайте. (Лиса.) Как догадались? Какие ещё загадки про лису вы знаете?
В рыжей шубке хороша,
Острый нюх и быстрый шаг,
И хитра, и смотрит зорко,
И крадётся по пригоркам,
Заметает снег хвостом.
Угадайте: кто? (Лиса.)
Заранее подготовленные дети в масках зверей читают стихотворения наизусть.
Я проведать вас решила −
Наряжалась целый час!
Так бежала, так спешила,
Наконец-то я у вас!
И, наверно, мне, лисе,
Вы, ребята, рады все.
Среди всех лесных зверей
Есть ли кто меня хитрей?
Обыщи хоть целый свет –
Не найти хитрее, нет!
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь,
Этот зверь – лесной… (Медведь.)
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки. (Мышка.)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (Заяц.)
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк.)
− Вам нравится отгадывать загадки? Почему? (Загадка – это особая игра, в которой надо проявить смекалку, сообразительность, чтобы разгадать.)
− Подчеркните в тетради слова, которые помогли найти отгадку, выделите их голосом при чтении.
− Кто написал сказку «Лис и Мышонок»?
4. Обобщение по теме. Сравнение моделей (сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка» и В. Бианки «Лис и Мышонок»).
− Сравните сказки: перечислите черты сходства и различия.
Вывод: это литературные, или авторские, сказки. В. Бианки и В. Сутеев писали сказки о животных.
III. Обобщение. Контроль и оценка знаний.
1. Литературная игра «Вспомните и назовите».
− Отправляемся в Зазеркалье, в удивительный мир сказок.
1) «…По дороге домой Заяц встретил своего старого приятеля Ежа.
− Куда идешь, Колючая Голова? – спросил Заяц.
− Да вот, за грибами собрался, а грибов нигде не видно. Хожу с корзиной.
− Ты лучше у меня яблок возьми. Бери, не стесняйся, у меня их много, − сказал Заяц и насыпал Ежу полную корзину яблок…».
(В. Сутеев «Мешок яблок».)
2) «…А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Повыбросила всю рыбу и сама ушла...» (Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».)
3) …Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
(А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...».)
2. Работа по рубрике «Проверь себя» (кроссворд и творческая работа).
− Рассмотрите задания-иллюстрации. Найдите в учебнике и учебной хрестоматии произведения о данном герое, назовите произведение и героя, прочитайте или расскажите отрывок о герое. (Лиса: «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Кот, петух и лиса», «Волк и лиса», «Девочка и лиса», «Лисичка со скалочкой».)
3. Работа в группах. Рубрика «Книжная полка»: «Сказки народные и литературные».
− Каждая группа должна представить книгу или сказку из нее. Рассмотрите обложки книг, назовите их, прочитайте фамилии авторов. Можете разыграть или прочитать отрывок из вашего произведения.
− Почему на некоторых книгах не указан автор? (Это книги русских народных сказок.)
Для самостоятельной работы: перечитать любимую сказку; придумать историю о своем любимом сказочном герое; найти книги В. Сутеева или В. Бианки, рассмотреть; прочитать одну из сказок В. Сутеева или В. Бианки.