СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 3. На древней туркменской земле

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока относится к разделу "Из истории Туркменистана". Интегрированный курс обучения в вузе.

Просмотр содержимого документа
«Урок 3. На древней туркменской земле»


РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ:

«НА ДРЕВНЕЙ ТУРКМЕНСКОЙ ЗЕМЛЕ»

Тексты «Куняургенч», «Диярбекир».

Грамматика. Конструкции места. Предлоги в и на. 2 часа.


Подготовила преподаватель русского языка M. Сапарова


Цели урока: - формирование и совершенствование умений:

- воспринимать на слух информацию, насыщенную хронологическими сведениями;

- развертывать информацию с опорой на текст.

- дать понятия о словах и словосочетаниях со значением отрезков времени;


1. Прочитайте.

Из истории Куняургенча

Куняургенч располагается на земле древнего Хорезма, в 480 км к северу от Ашхабада. Древняя столица Северного Хорезма, упоминавшаяся в китайских источниках уже в I в. н. э., в середине VIII века попадает под власть арабов. Никто не знает, когда был основан Куняургенч. Во время последних раскопок, были обнаружены контуры мощной древней крепости, относящейся к VI-VII вв. до н.э.

После захвата арабами Хорезма в 712 году Куняургенчу было дано арабское имя Джурдания или Гургандж. Из-за своего расположения на пути основных торговых маршрутов от Юга до Севера и от Запада до реки Волга, а также в Восточную Монголию и Китай, город скоро становится процветающим. В 995 году Гургандж становится вторым по величине городом после Бухары - столицы империи Саманидов. Сохранилось много замечательных памятников этого периода.

На этой древней земле жили и творили великие Авиценна, Аль-Беруни, Ибн-Баттута. В 1221 году город, носивший название "сердце ислама", Куняургенч восстал против жестокого Чингисхана и был разрушен монголами. Быстро восстановив свое могущество после поражения, Куняургенч в 1388 году снова разрушается монгольскими войсками, на сей раз это делает Тимур, который считает город не много ни мало конкурентом Самарканду.

В 1646 году после построения на территории Узбекистана нового города Ургенч старый Ургенч стал называться Куняургенч. После этого на долгие годы Ургенч попадает в забвение, пока в 1831 году, при строительстве оросительного канала Хан-Яб, сюда снова не приходят люди. Поэтому многие великие памятники Куняургенча дошли до наших дней в сильно разрушенном состоянии.

Главными достопримечательностями Куняургенча считаются:

  • мавзолей Наджиметдина Кубры (XII-XIII вв.),

  • мавзолей монгольской принцессы Торебег-Ханым (XII-XIV вв.),

  • минарет Мамуна (X-XI вв. н. э.),

  • минарет Кутлуг-Тимура (XII-XIV вв, самый высокий минарет в Средней Азии - его высота в наши дни составляет 67 м),

  • мавзолей Кыркмолла (II в до н. э. - III в н. э.),

  • медресе ибн-Хаджыба (XIV-XVI вв.),

  • мавзолей Иль-Арслана II (самое старое здание в городе XI век),

  • мавзолей Фахр ад-Дин Рази (XIII в),

  • мавзолей Азизан Аль-Раматани (XIII-XIV вв.),

  • мавзолей Сейд Ахмеда (XII-XIV вв.),

  • мавзолей Пирярвели (XIV-XVII вв.),

  • мавзолей Гулигердан (XII в.),

  • мавзолей Хорезимбаг (XIII-XVIII вв.),

  • мавзолей Дашгала (XIV-XVI вв.),

  • мавзолей Маткарим-Ишан (XIX-XX вв.)

  • мавзолей Султан Али (1580 г),

  • мавзолей Текеш-Хорезмшаха (XIII в) с минаретом XIV в,

  • мавзолей Дашметджит (1903-1908 гг.)


Знаете ли вы слово?


резиденция ж. - (döwlet ýa-da hökümet baştutanynyň, şonuň ýaly-da uly administratiw wezipäni eýeleýän adamyň hemişe bolýan ýeri) rezidensiýa; şahana

величина –ululyk

средневековье с. ист. - (ewropanyň taryhynda V-XVII asyrlary öz içine alýan dowür) orta asyrlar

культура средневековья - orta asyr medeniýeti

приют м. (пристанище) - gonalga; düşelge; pena

удобный приют для путников - ýolagçylar üçin amatly düşelge

жестокий - gaty rehimsiz; zabun; zalym; ýowuz; hyrsyz

жестокий человек - gaty rehimsiz adam

забвение - unudylma; ýatdan çykarylma; ünsden düşürilme

могущество- gudrat; hümmet; güýç; kuwwat; gujur


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...

В октябре 2015 года было принято Решение Советом глав государств СНГ об объявлении Дашогуза культурной столицей Содружества в 2016 году.


2. Выпишите из текста числительные и напишите их прописью.


3. Ситуативное задание.

Представьте себе, что вы ждете в гости студентов из России. Составьте маршрут экскурсии по городу, употребляя вышеуказанные достопримечательности Куняургенча.



4. Прочитайте текст. Перескажите.

Диярбекир

В этрапе Рухубелент Дашогузского велаята есть развалины крепости Диярбекир.

Диярбекир - это название большой крепости в Васе, которую старейшины считают остатками Диярбекира из дестана «Шасенем и Гариб». Возникла она в 4 веке до н.э. В 3 веке н.э. пришла в запустение и снова стала обживаться в хореземскую эпоху (10-13в.) и в составе Золотой Орды (14в.). В 15 веке население навсегда покинуло Диярбекир.

Существует легенда: была у правителя Диярбекира красивая дочь по имени Шасенем. Однажды она объявила: «Я щедро награжу того человека, кто составит самый роскошный букет». Услышав это известие, самые достойные женихи края собрали для принцессы прекрасные букеты первоцветов и принесли их к покоям красавицы. Шасенем наградила составителей лучших букетов. Но больше всего царевне понравилась цветочная композиция, выполненная никому неизвестным бедняком. Шасенем щедро одарила победителя. Но бедный юноша не взял награды, а обращаясь к принцессе, сказал: «Ваше высочество, этот букет искренний Вам дар. Он составлен из цветов, выращенных на слезах истинно влюбленного. А любовь невозможно измерить никакими богатствами». Вдохновенная речь пришлась Шасенем по душе и она сказала: «Сильнее этой любви никогда не будет». Принцесса согласилась выйти замуж за влюбленного юношу. Народ искренне поддерживал влюбленных, и правитель вынужден был согласиться на брак своей дочери с юношей.


целинный - • целинные земли - tarp ýerler

массив- massiw; belentlik

крепость- gala

остатки - saklanyp galan zat; galyndy

запустение - taşlananlyk; idegsizlik; eýesiz galanlyk

обживаться- mesgen edinmek; ornaşmak; ýerleşmek • обжиться в деревне - obada ornaşyp galmak

покинутый- taşlanan

племя - taýpa; tire

укреплённый- goranmak üçin niýetlenen; harby taýdan berkidilen

первоцвет м.- 1.(pes boýly dekoratiw ýabany ösümlik) nowruzgül 2.собир. ilkinji bahar gülleri

дар - здесь: sowgat;

влюбленный - söýýän; söýgüli; aşyk • влюблённый юноша - aşyk ýigit

вдохновенный- (выражающий вдохновение) -ylhamly; hyjuwly; joşgunly

вдохновенный взгляд - hyjuwly garaýyş

вдохновенное лицо - joşgunly keşp

вдохновенная речь - joşgunly gürlemek


5. Составьте несколько вопросов к тексту.


6. Выучите наизусть стихотворение.


Мелькнув, уходят в прошлое мгновенья.

Какого бы ты счастья не достиг,

Ты прошлому отдашь без промедленья

Ещё живой и неостывший миг…


ГРАММАТИКА


Конструкции со значением места с предлогами В, НА


1. Конструкция с предлогом в обозначает местонахождение предмета, лица внутри какого-либо пространства (в трубке).

2. Конструкция с предлогом на обозначает местонахождение предмета, лица на поверхности пространства (на равнине).



в центре окружности

глагол + в + П.п.сущ.

Лежать



на прямой

глагол + на + П.п.сущ.


1. Конструкция с предлогом в употребляется при обозначении региона, обычно со словами часть, район (в Южной части Туркменистана).

2. Конструкция с предлогом на употребляется при названии стран света (на западе, на севере, на юго-западе).



в южном районе Копетдага глагол + в + П.п.сущ.


Находиться


на юге Копетдага

глагол + на + П.п.сущ






Употребление предлогов в и на с различными существительными следует запомнить:





учиться




где?

в школе

в гимназии

в лицее

в училище

в техникуме

в колледже

в университете

в институте

в консерватории

находиться

где?

на уроке

на лекции

на занятии

на факультете

на курсах

на кафедре

на симпозиуме

на семинаре

на консультации

на конференции

на стадионе

на хоккее

на ринге

на корте




























При назывании государств, республик, штатов, областей, краев, районов употребляется предлог в. При назывании островов и полуостровов обычно употребляется предлог на.

При назывании горных массивов употребление предлогов в и на зависит от числа существительных, обозначающих название горного массива: обычно при существительном во множественном числе, употребляется предлог в, при существительных в единственном числе – предлог на. Названия горных массивов в сочетании со словом горы всегда употребляется с предлогом в: на Кавказе – в горах Кавказа, на Копетдаге – в горах Копетдага.

в России

в Туркменистане

в Египте

в Гималаях (мн.ч.)

в Карпатах (мн.ч.)

в Андах (мн.ч.)

в Крыму

в Альпах (мн.ч.)

в Гренландии

в Сицилии

в Каракумах

на Дальнем Востоке

на Мадагаскаре

на Кубе

на Кавказе

на Алтае

на Урале

на Сахалине

на Корсике

7. Дайте ответы на вопросы, употребляя конструкции места с предлогами в или на.


1. Архитектурные памятники Куняургенча находится в центре города или на окраине?

2. Копетдаг находится на юге Туркменистана или в Каракумах?

3. Памятник Махтумкули находится в сквере или на площади Независимости?

4. Здание Туркменского сельскохозяйственного института расположено на проспекте Шаёлы?


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. 1. Чтение и пересказ текстов (по выбору).


2. Составьте несколько предложений со значением места с предлогами В, НА


3. Чем определяется выбор выделенных предложно-падежных форм?

Подчеркните и задайте вопросы к этим словам.


1. Летом в Авазе всегда много отдыхающих. – Почти всё лето не уменьшается поток

едущих в Авазу.

2. В Туркменистане есть уникальные памятники архитектуры. – Многие приезжают в

Туркменистан для ознакомления с его самобытной культурой.

3. Самые холодные зимы бывают на севере Туркменистана, в Дашогузском велаяте.



Литература.

1. Gurbanguly Berdimuhamedow. Türkmenistan - sagdynlygyň we ruhybelentligiň ýurdy. Aşgabat:

TDNG, 2009.

2. Gurbanguly Berdimuhamedow. Garaşsyzlyga guwanmak, Watany, halky söýmek – bagtdyr.

Aşgabat: TDNG, 2007.

3. Paýhas çeşmesi. Aşgabat: TDNG, 2016.

4. С.С. Сапарова, А.С. Какаева и др. Русский язык. Пробное учебное пособие для студентов

высших учебных заведений Туркменистана. Ашхабад: ТГИС,2011.

5. Сапарова М.Дж., Язова Б.Ч. Hünär boýunça rus dili. Daşoguz, 2015.